Розанов - русский философ

На модерации Отложенный

В.В. Розанов (1856 – 1919) родился в Ветлуге Костромской губернии в многодетной семье служащего, рано потерял родителей, но старший брат помог ему окончить гимназию и поступить на филологический факультет Московского университета. Любопытные подробности его биографии можете почитать в Инете. Важно что Розанов видел Россию изнутри и занял особое место в русской философии.

Он не страшился усомниться  даже в религиозных святынях: Какая, пишет он, "странная концепция христианства: в «дому» человечества – убитый («распятый»), не человек, но Бог: и тем, что они, хозяева дома, хозяева земли, человечества, убили Бога – искуплена земля от «греха, проклятья и смерти???»   Как это может быть? 

Ну, положим-то, если убили-распяли  то не Бога, а сына его, посланного еврейским богом Иеговой на Землю чтобы он, Христос искупил грехи человеческие. А чем Христос то првинился, за что ему такое наказание – непонятно, но не будем вдаваться в подробности. Здесь не место.

Розанов был не согласен с постановкой школьного образования, отношение его к церкви  было критичным, в соч. «Тёмный лик метафизики христианства» он расходится с христианством, особенно в вопросах пола. Позиции Розанова совершенно не типичны для русских религиозных авторов.

Василий Васильевич Розанов видел: рухнула и убита Российская империя. Временное правительство Керенского создало в стране такой хаос, что власть оказалась в руках группы радикальных революционеров-интернационалистов большевиков, готовивших мировую революцию. Винить во всём предательский рок, поразивший Россию?  Нет!  Розанов искал свои объяснения всему случившемуся. Он винил любимую им русскую литературу: она «вся празднословие… Почти вся… Исключений убийственно мало».

Одну из причин катастрофы 17-го он привёл в «Апокалипсисе нашего времени»:

«Что же, в сущности, произошло? Мы все шалили. Мы шалили под солнцем и на земле, не думая, что солнце видит и земля слушает. Серьёзен никто не был, и, в сущности, цари были серьёзнее всех... Мы, в сущности, играли в литературе. «Так хорошо написал».

И всё дело было в том, что «хорошо написал», а что «написал» – до этого никому дела не было».

Он любил Россию, но ставил ей убийственный диагноз: «Неудачная страна. Неудачна всякая страна, если она не умеет пользоваться у себя «удачными людьми … и  пишет что всё русское он...   "начинает ненавидеть. Как это печально, как страшно. Печально особенно на конце жизни. Эти заспанные лица, неметёные комнаты, немощёные улицы… Противно, противно".

Это был крик от боли за Россию. В «Уединённом» он заметил: «Сам я постоянно ругаю русских. Даже почти только и делаю, что ругаю их… Но почему я ненавижу всякого, кто тоже их ругает? И даже почти только и ненавижу тех, кто русских ненавидит и особенно презирает».

Почему? Да потому что с русским он мог надеяться найти взаимопонимание: «Посмотришь на русского человека острым глазком… Посмотрит он на тебя острым глазком… И всё понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем».

И снова Розанов: «Наша цивилизация есть просто Содомская, бесстыдная и нахальная, порочная и заражённая… не имеющая никаких надежд исправиться оттого, что она самоуверенна, счастлива добродетелью, в общем итоге оттого, что она считает себя мессианскою».

Я не претендую на анализ творчества Розанова, его проблематика не входит в круг моих профессиональных интересов в области философии и методологии науки, просто я удивился как же мы мало знаем о таких интересных и свободно мыслящих людях