А был ли вообще Назарбаев? Пропаганда опять победила реальность

На модерации Отложенный

Рискну предположить, что постновогоднее меню у российской пропаганды было расписано заранее, еще в декабре: до 10 января празднуем, дальше начинаем обсуждать переговоры с Америкой и НАТО, используя в качестве приправы новости об успехах омикрона (на Западе — зверствует, у нас почти не виден, хотя наша система здравоохранения, лучшая в мире и не раз уже это доказавшая в ходе пандемии, готова к любому развитию событий).

Телеведущий Владимир Соловьев. Фото: скриншот эфира на «России 1»

Очень, кстати, щадящая схема – и в телевизоре ведь тоже люди, и они устают, многие – с 2013 года бьются в студиях с врагами отечества практически без сна и отдыха, едва ли не в круглосуточном режиме. Тут все просто: итоги переговоров были вполне предсказуемы: ну какой ответ можно получить, выдвинув невыполнимый ультиматум? А раз так, то и все возможные комментарии можно запланировать заранее (тем более, что спектр возможностей не так уж и широк). И со спокойной душой уйти на каникулы.

Планы смешал Казахстан. Не реагировать – невозможно, реагировать – трудно, поскольку и в администрации президента, судя по заявлениям для информационных агентств, царила полнейшая растерянность. Ничего подобного никто в России не ждал, и говорящие головы просто не знали, что собственно говорить. В итоге в течение каникулярной недели отдувались новостники, а многомудрые аналитики не стали прерывать отпуск. Даже 9 января на работу вышел только неутомимый Владимир Соловьев. Но уж зато его «Воскресный вечер» получился совершенно неожиданным.

Бывшие специалисты по Украине, спешно перековавшиеся в экспертов по Казахстану, видимо, в силу отсутствия методичек, позволили себе настоящую дискуссию. А депутат-справедливоросс Семен Багдасаров вспомнил даже, что он вообще-то является настоящим специалистом по Центральной Азии (это не ирония, он и правда специалист). Политологи, не поленившиеся приехать в студию, задавали друг другу вполне понятые вопросы: о борьбе кланов как подоплеке происшедшего; о том, куда все-таки подевался Нурсултан Назарбаев; и о том, как много нестыковок в официальной казахской версии. Если на страну напали «банды террористов из-за рубежа» (а это важный момент, это повод для обращения за помощью к ОДКБ), то из-за какого, извините, рубежа? Отчего бы не назвать страну, из которой террористы пришли? И почему их пустили?

Ответов, правда, не нашли, зато в конце толпой набросились на президента вашингтонского Центра глобальных интересов Николая Злобина (именно он у Соловьева, как правило, исполняет роль комического американца для битья и отвечает за происки мирового зла). Злобин, естественно, был повержен.

                        Поверженный Николай Злобин. Фото: скриншот эфира на «России 1»

Но уже 10 января, на внеочередной сессии Совета ОДКБ официальная казахская версия стала и официальной российской — Владимир Путин прямо заявил, что в Алма-Ате и других городах действовали террористы, прошедшие подготовку в тренировочных лагерях за рубежом. После такого любые сомнения у пропагандиста, понимающего, как устроен телевизионный мир, разумеется, отпадают и места для вопросов не остается: террористы – так террористы. Из-за рубежа — значит, из-за рубежа. Из-за какого рубежа — не важно. Новостники кинулись искать (и нашли) очевидцев, которые видели мрачных бородачей и слышали их разговоры на непонятном языке. А вот у тех, кто готовит итоговые аналитические программы и отвечает за содержание ток-шоу, появились новые актуальные задачи: необходимость объяснять, что именно произошло в Казахстане, отпала – лучше Путина не объяснишь, даже и пробовать не стоит.

Зато надо объяснить, почему войска ОДКБ так стремительно из Казахстана вышли, ничего особенного не совершив. Ну и, конечно, предсказуемые итоги переговоров с «так называемыми западными партнерами», а вернее — отсутствие каких-либо внятных итогов, тоже требовало объяснения.

Последнее — просто. Другого и не ждали, поэтому всю неделю и на всех каналах напоминали пастве, что НАТО — агрессивный блок, погрязший в военных конфликтах, а Соединенные Штаты несут в мир только беды, разрушение и катастрофы. И что у России — исключительно, разумеется, миролюбивой, — найдется чем ответить на наглые происки, от новейших вооружений и до готовности населения до бесконечности терпеть последствия любых санкций (совершенно, впрочем, бесполезных и не способных нам навредить). Нужно было только вставить свежие цитаты из Лаврова, Пескова, Рябкова, Захаровой и прочих причастных к тайнам. Кстати, телепропагандисты оказались даже большими ястребами, чем ястребы из высоких кабинетов — Дмитрий Песков успел в воскресенье вечером сказать, что надеется на компромисс, который будет достигнут «благодаря мудрости президентов Путина и Байдена», но в итоговые программы его слова не попали. Там на мудрость Байдена не надеется никто, вся надежда — на доблестную армию и российские ракеты в Венесуэле.

Характерно, кстати, что на ТВ не было определенности с приоритетами.

«Вести недели» в воскресенье начались, например, с подробного отчета о том, как мудрые российские пацифисты пытаются хоть о чем-то договориться с узколобыми заокеанскими агрессорами. Дмитрий Киселев даже рассказ о модной киноновинке — фильме «Не смотри наверх» — сумел приспособить для того, чтобы нагляднее разъяснить, насколько все прогнило в Америке. А сюжеты из Казахстана попали только во вторую часть передачи. А вот шоу «Москва. Кремль. Путин», наоборот, началось именно с рассказа о блестящей операции ОДКБ.

                             Фото: скриншот из фильма «Не смотри наверх»

Тут единая линия выработана, и ее повторяют на разные голоса: блестящая операция доказала, что ОДКБ – не «бумажный тигр», а вполне эффективная организация (и, кстати, в отличие от НАТО, крови без нужды не льющая). Одной только информации о том, что войска ОДКБ (в первую очередь — российские) войдут в Казахстан, хватило, чтобы террористы отказались от своих захватнических планов. Оттого и вышли так стремительно — всех врагов они победили еще до ввода, прочее — внутреннее дело казахского руководства.

Тут, пожалуй, важно отметить два нюанса: во-первых, вопросов о том, где Назарбаев, никто больше на ТВ не задает. Это, видимо, теперь тоже внутреннее дело казахского руководства. Да и был ли вообще Назарбаев? Кто это? Помним нетвердо, вспоминать незачем. Не стоит усложнять предельно ясную картинку с террористами из зарубежных лагерей, так удобно ложащуюся в схемы, которые российская пропаганда годами разрабатывала.

Во-вторых, президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил, что всю операцию, во всех мыслимых деталях в течение какого-то часа разработали два человека – он и Путин, без всякой посторонней помощи. Но наше ТВ эту версию почти не заметило. Почему? Вместо ответа — краткий пересказ новостных сюжетов «Новостей» на «Первом» от 12 января (вечерний выпуск). Наш ответ НАТО — новый, только что испытанный летающий ракетоносец. Он разработан по личному приказу Путина, а предыдущую модель такого самолета президент РФ знает отлично — летал на ней с экипажем пять часов. Ключевой момент вывода войск ОДКБ — Путин обсуждает ситуацию с премьером Армении Пашиняном, дает, надо думать руководящие указания. В тот же день — важный юбилей, 300 лет прокуратуре. Пара слов про Петра Первого и длинная поздравительная речь Путина. Дальше — сюжет про очередные победы наших фигуристов. Я честно досмотрел его до конца, чтобы выяснить, как именно Владимир Владимирович обеспечил эти победы, но про него почему-то ничего не сказали. Здесь явная недоработка.

                             Был ли вообще Назарбаев? Кто это? Помним нетвердо. Фото: Kremlin.Ru

Это только один день и один выпуск новостей. Пожалуй, и без фигуристов понятно, что такому человеку, такому гению, который все постиг, не нужны никакие помощники, чтобы разработать военную операцию. Вообще никакие. Даже такие выдающиеся, как Александр Григорьевич Лукашенко (кстати, он до сих пор единственный, кому в наступившем году удалось поговорить с Нурсултаном Назарбаевым, правда, теперь даже и непонятно, в плюс ли это самопровозглашенному белорусскому президенту).

И — придавая рассказу завершенность, — пара слов о совершенно гениальном (почти без иронии говорю) увязывании воедино двух ключевых тем недели, до которого додумались гости «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым» в минувшее воскресенье, 16 января. Выдохните, приготовьтесь, это вас поразит, обещаю.

Итак. Запад упорно делает вид, что на переговорах с НАТО и США речь — об Украине. Но для нас эта тема второстепенная. Куда важнее — Казахстан. Операция ОДКБ ясно дала понять и европейцам, и американцам, что взорвать Казахстан мы им не позволим. Первая попытка провалилась, прочих и предпринимать не стоит. Себе дороже.

Тут — ключ к пониманию главной тайны российской пропаганды. Она абсолютно герметична. Простая и целостная картина мира, которую пропаганда создает, позволяет вписывать в готовые схемы любые события, все сводя к глобальному противостоянию России и сил мирового зла. Имеет ли это отношение к реальности? Да неважно. Убеждает ли хоть кого-то внутри страны? Вероятно, до сих пор — да, но, как ни странно, даже и это не важно. Важно, что это позволяет российской власти оправдывать любые свои действия и в России, и за ее пределами. Уничтожает поводы для сомнений в собственной правоте.

Вся эта бесконечная, тянущаяся как минимум с осени 2013-го и произносимая разными людьми речь — об одном. О том, что наш вождь во всем прав и не совершает никаких ошибок. В чем конкретно прав?

А вы с какой целью интересуетесь?

 

 

Znak.com