QR-законы не прошли сертификацию в Думе

На модерации Отложенный

14 января стало известно, что рассмотрение скандального законопроекта о QR-кодах в общественных местах во втором чтении отложено на неопределённый срок. Вице-премьер Татьяна Голикова объяснила этот факт тем, что изначально документ разрабатывался под штамм дельта. С появлением нового штамма омикрон страна оказалась «в условиях высокой неопределённости развития эпидемиологической ситуации».

Изначально планировалось, что закон о QR-кодах начнёт действовать с 1 февраля. С этой же даты граждане без иммунного статуса должны были лишиться права посещать общественные места, за исключением магазинов и аптек, используя ПЦР-тест. Однако в связи с перенесением срока окончательного рассмотрения документа справка об отрицательном результате ПЦР-теста по-прежнему будет действовать и после 1 февраля. По словам Татьяны Голиковой, соответствующие изменения будут внесены в текущую версию законопроекта.

Рассмотрение закона о «куарах» вызвало большой общественный резонанс. Многочисленные опросы показывали, что против инициативы выступали по меньшей мере 70 процентов граждан. Люди заваливали депутатов Госдумы обращениями с просьбой отклонить документ, однако в первом чтении за него проголосовало большинство парламентариев.

Почему власти решили «включить заднюю» и по крайней мере на какое-то время отказаться от рассмотрения законопроекта на пороге очередной, возможно, самой масштабной волны коронавируса и что нас ждёт впереди, «Октагон» выяснил у экспертов.

– Кремль боится недовольства населения. Рейтинги и без того низкие. В отличие от либерального политического протеста, протест антимасочный имеет более «народную» природу, и потому режим считает его более опасным. Он способен политизировать и толкнуть в сторону оппозиции прежде аполитичные группы граждан, – отмечает политолог Аббас Галлямов.

– Причин, по которым закон о QR-кодах был отложен, несколько, – полагает социолог, директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Во-первых, несмотря на то что QR-коды сыграли достаточно второстепенную роль в восстании в Казахстане, нашим властям она показалась более значимой. Дело в том, что наши власти вообще очень смутно представляют себе, как функционирует общество.

Кроме того, есть и технические проблемы с реализацией инициативы, во многих регионах она просто не работает.

«Есть мнение, что цель QR-кодов – превратить наше общество в цифровой ГУЛАГ, но на деле мы видим исключительно цифровой бардак, который реально ничего не даёт в борьбе с эпидемией, но осложняет жизнь людям».

 

Борис Кагарлицкий
социолог, директор Института глобализации и социальных движений

– Реально наши чиновники сейчас похожи на кота, который ходит вокруг сметаны. С одной стороны, закрепление системы QR-кодов на федеральном уровне логично вытекает из принятой практики. Но с другой – власть давно не хочет брать на себя ответственности за негативные для общества решения, перенося её на регионы или объясняя локальными ситуациями, – продолжает Кагарлицкий. – Если говорить о дальнейшем развитии событий, полагаю, что власть будет максимально затягивать процесс выхода из пандемии, даже когда для ограничений не останется реальных оснований. За два года фармкомпании, которые в нашей стране напрямую связаны с Правительством, уже привыкли серьёзно зарабатывать на этом вопросе и просто так от прибыли не откажутся.

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов комментирует ситуацию следующим образом:

– Сам по себе закон о QR-кодах очень конфликтогенный, власть просто не решилась сейчас прибегать к таким экстремальным мерам. К тому же по зарубежным странам мы видим, что вакцины, к которым коды привязаны, не очень-то защищают людей от штамма омикрон. Например, в Израиле прививают детей с пяти лет, а большая часть населения уже получила по третьей и даже четвёртой бустерной вакцине, тем не менее там идёт высокий рост количества заболевших. То же самое происходит и в других странах. Получается, что нет большого смысла сейчас принимать законопроект, рискуя получить серьёзное недовольство населения, ещё большее обострение ситуации и протесты. Однако законопроект пока просто отложен, в любое момент, если власти захотят, он будет принят во втором и третьем чтении за несколько дней.

Светлана Цикулина