Переброска ЗРК С-350 и «Бук-М3» в Крым — подготовка к эскалационному сценарию?
На модерации
Отложенный
ЗРК С-350 «Витязь» в составе многофункциональной РЛС 50Н6А, двух самоходных ПУ 50П6А и всевысотного обнаружителя (ВВО) 96Л6. Иллюстрация: rtr-vesti.ru
На фоне тенденции к обострению оперативно-стратегической ситуации в Азово-Черноморском регионе, а также сохраняющейся вероятности реализации Пентагоном и Генштабом ВСУ эскалационного сценария на Донбасском ТВД к достаточно важным выводам подталкивает нас перечень новейших средств ПВО-ПРО, в спешном порядке передислоцированных из Краснодарского края в Республику Крым.
В частности, в ранее опубликованных на ТК «Записки охотника» видеоматериалах, отснятых автомобильными видеорегистраторами крымчан, можно видеть прибывающие на полуостров многочисленные железнодорожные составы, на платформах которых размещены элементы ЗРК С-350 (50Р6А) «Витязь» и «Бук-М3».
В их числе видны пребывавшие в походном положении многофункциональные РЛС обнаружения, наведения и целеуказания 50Н6А и самоходные пусковые установки 50П6А комплексов «Витязь», а также радары целеуказания/подсвета 9С36М и самоходные огневые установки 9А317М войсковых ЗРК «Бук-М3».
Как показывают события последних месяцев, веских аргументов в пользу дополнительной интеграции в мощнейшую смешанную зенитно-ракетную группировку ПВО-ПРО Крыма вышеуказанных перспективных зенитно-ракетных средств у командования ВКС и войсковой ПВО России имеется более чем предостаточно.
В первую очередь, это регулярно осуществляемые стратегическими ракетоносцами B-1B Lancer у северных и рубежей Крыма военно-воздушные учения с отработкой массированных ракетно-авиационных ударов ракетами AGM-158B по стратегическим объектам ЧФ в Севастополе и авиабазам ВКС РФ на территории полуострова. К этому же разряду можно причислить и практически ежедневно осуществляемую самолётами RC-135V/W Block 8 Rivet Joint радиотехническую разведку развёртываемых в Крыму радиолокационных комплексов дальнего обнаружения и приданных зенитно-ракетным комплексам радаров подсвета и наведения/целеуказания. Интегрированные в радиоэлектронную «начинку» данных машин комплексы стратегической радиотехнической разведки 55000 AEELS, а также приёмники точного пеленгования координат радиоизлучающих объектов CS-2010 Hawk способны с разрешением до 7 — 5 м определять координаты любых активных радиолокационных средств.
Зафиксированное вышеуказанными средствами электромагнитное излучение радаров подсвета/наведения 92Н6Е и всевысотных обнаружителей 96Л6 (включены в состав комплексов С-400), а также радаров иных зенитно-ракетных комплексов подвергается тщательному амплитудно-частотному анализу в ПО терминалов обработки радиолокационной информации EMM (Expert Mission Manager). В ходе анализа осуществляется сопоставление амплитудно-частотных параметров обнаруженного излучения с радиолокационными «шаблонами» тех РЛС, которые уже внесены в обширную базу данных терминалов EMM.
В итоге, операторы данных терминалов могут в достаточно сжатые сроки идентифицировать как типы наших РЛС, так и их режимы функционирования (будь-то обзор воздушного пространства, сопровождение целей или захват на точное автосопровождение перед пуском зенитных ракет). В соответствии с данной информацией операторский состав RC-135V/W Rivet Joint может выдавать операторам самолётов радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler рекомендации с определенными параметрами прицельных (по частоте и спектру) шумовых или имитационных помех, требующихся для эффективного противодействия той или иной РЛС.
Как видите, налицо скрупулёзная отработка командованиями ВВС США и Великобритании операции по подавлению противоракетного заслона Крыма с задействованием малозаметных крылатых ракет AGM-158B и современных средств РЭБ.
Возникает вопрос: какими оперативно-тактическими преимуществами, способными более эффективно купировать вероятный массированный ракетный удар Объединённых ВВС НАТО, обладают ЗРК «Витязь» и «Бук-М3» в сравнении с уже заступившими на боевое дежурство в Крыму дивизионами С-300ПМ2 и С-400?
Одним из них является возможность функционирования в пассивном режиме по целеуказанию от сторонних радиолокационных комплексов (к примеру, от радаров «Шмель-М», размещённых на самолётах дальнего обнаружения А-50У или бортовых РЛС «Заслон-АМ» дальних перехватчиков МиГ-31БМ). Данный режим предусматривает возможность осуществления «Витязями» и «Буками» пуска зенитных управляемых ракет 9М96ДМ и 9М317МА с позиций, скрытых от разведывательных БПЛА «Глобал Хоук» и самолётов стратегической радиолокационной разведки E-8C.
Сокрытие огневых позиций заключается в развёртывании пусковых установок «Витязей» и «Буков-М3» на северных склонах Крымских гор, хребты которых полностью скроют местоположение от радиолокационных комплексов MP-RTIP и AN/APY-7, установленных на «Глобал Хоуках» и E-8C. Как следствие, боевая устойчивость (живучесть) данных ЗРК будет на порядок выше, нежели комплексов С-300ПМ2 и С-400.
Также пассивный режим по целеуказанию исключает необходимость задействования дивизионных РЛС наведения комплексов «Витязь» и «Бук-М3», что сделает их невидимыми для самолётов радиотехнической разведки «Ривет Джоинт». Посредством чего реализуется подобный режим применения?
Самоходная огневая установка 9А317М с радаром подсвета/целеуказания 9С36М комплекса «Бук-М3». Иллюстрация: smugmug.com
Естественно, благодаря оснащению зенитных ракет 9М96ДМ и 9М317МА активными радиолокационными головками самонаведения «Сланец», которые располагают терминалами асинхронной линии обмена данными с дружественными средствами радиолокационной разведки и не нуждаются в обязательном подсвете дивизионными РЛС комплексов. Именно эти терминалы и участвуют в получении целеуказания от сторонних платформ и его загрузке в программное обеспечение головок самонаведения «Сланец».
На этом фоне зенитные ракеты 48Н6Е2/ДМ комплексов С-300ПМ2 и С-400 по-прежнему оснащены полуактивными радиолокационными ГСН, нуждающимися в непрерывном подсвете радарами 30/92Н6Е. Последние же, функционируя в режиме точного автосопровождения целей, вскрывают своё местоположение для самолётов радиотехнической разведки RC-135V/W, что чревато точечным массированным ударом по РЛС подсвета и выведением из строя всего зенитно-ракетного дивизиона. «Витязи» и «Буки-М3», напротив, сохранят боеспособность даже в случае выведения из строя радиолокационного обнаружителя и радаров подсвета.
Ну и конечно же, вторым существенным достоинством является оснащение каждой самоходной огневой установки (СОУ) 9А517М «Бук-М3» индивидуальным радаром подсвета и наведения 9С36М с четырьмя целевыми каналами. Следовательно, даже при отсутствии сторонних источников целеуказания и поражении нескольких СОУ артиллерийскими и ракетными ударами противника уцелевшие пара-тройка СОУ 9А317М будут сохранять автономность и смогут продолжить обеспечение противоракетной обороны прикрываемого объекта.
Аналогичное качество присуще и родственным «Букам-М3» войсковым ЗРК С-300В4, самоходные ПУ которых оснащены индивидуальными радиолокационными «прожекторами» подсвета. Похвастаться подобной особенностью не могут ни «Трёхсотки/Четырёхсотки», ни С-350 «Витязь».
Евгений Даманцев
Комментарии