Вестфальский мир и его роль в истории

На модерации Отложенный

 

Фото: Вестфальский мир (картина Герарда Терборха (1648 год)

Вестфальский мир состоит из двух мирных соглашений, заключенных 15 мая 1648 года в Мюнстере и 24 октября в Оснабрюке. Он не принес избавления от войн. Его важнейшее значение в том, что в нем были закреплены ключевые принципы международных отношений. Нарушения этих принципов всегда приносит беды и большие разрушения на планете.

В истории Новое время началось с большого европейского конфликта — Тридцатилетней войны, в которую в той или иной степени были втянуты практически все государства континента. Начавшаяся как религиозное противостояние между католиками и протестантами, эта война фактически означала борьбу за коренные изменения в политической, экономической и культурной структуре государств.

Более того, по ходу развития военных действий религиозное противостояние переросло в борьбу за политическую гегемонию в Европе. Этот фактор, наряду с другими, означал переход к так называемой Вестфальской системе международных отношений, элементы которой не только сохранились, но и успешно функционируют в настоящее время

Человеческие потери в Тридцатилетней войне (завершившейся в 1648 году - А) оцениваются от 5 до 8 млн человек. В Германии от войны, голода и эпидемий погибло около 40% сельского населения и около трети городского. В Мекленбурге, Померании, Пфальце, частях Вюртемберга и Тюрингии население уменьшилось на 50%, а местами — и на 70%. Бургомистры многих городов фактически разрешали многоженство. Дети от неоформленных браков считались законнорожденными и получали соответствующие документы.

Спутниками войны были эпидемии «венгерской болезни», то есть сыпного тифа, бубонной чумы, цинги. По данным медицинской статистики в Германии от болезней погибло больше людей, чем в сражениях.

Разрушенное хозяйство и торговля привели к монетарному кризису и большой инфляции. Справиться с ней удалось только через несколько десятилетий в начале следующего XVIII века.

Выросло поколение людей, которое не знало мирной жизни. Об этом рассуждает фельдфебель в пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». «Я бывал в местах, где лет, наверно, семьдесят не воевали, так там у людей еще и фамилий-то не было, они сами себя не знали... Как все хорошее, войну начинать очень трудно. Зато уж когда разыграется — не остановишь; люди начинают бояться мира, как игроки в кости — конца игры. Ведь когда игра кончена, нужно подсчитывать проигрыш. Но на первых порах война пугает людей».

Началом войны послужила так называемая Пражская дефенестрация. Этот чешский исторический и политический феномен имел далеко идущие последствия. Термин происходит от латинской приставки de (в общем случае — извлечение) и существительного fenestra (окно) и означает выбрасывание кого-либо из окна.

Первая пражская дефенестрация — эпизод религиозной борьбы, убийство членов городского совета толпой радикальных гуситов 30 июля 1419 года.

Вторая пражская дефенестрация произошла 23 мая 1618 года. Тогда  протестантские дворяне во главе с графом Турном выбросили имперских наместников Вилема Славату и Ярослава из Мартинец и их писца Филиппа Фабрициуса в ров из высокого крепостного окна в пражском граде. Секретарь, отделавшись испугом, помог Славате и Ярославу, затем прополз к реке Влтаве и перебежал в район Праги Старе-Място, а оттуда к себе домой.

С этого эпизода началось восстание чешских сословий против власти Габсбургов и собственно Тридцатилетняя война.

События в Праге стали просто поводом к началу военных действий, которые поначалу были обычным локальным конфликтом. Однако при иностранном вмешательстве он превратился в неуправляемый глобальный пожар.

Протестанты, лютеране и кальвинисты выступили против католиков, но в основе лежали экономические факторы. Захват церковных зданий, а еще важнее земель, попытки имперских городов в Германии избавиться от власти австрийских Габсбургов и включение в борьбу за территории Швеции и Франции отодвинуло религиозный фактор на второй план.

Католическая Франция выступила вместе с протестантской Швецией против испанских Габсбургов. Протестантские Нидерланды к этому времени более полувека отстаивали свою независимость в борьбе с Испанией и выступили против нее вместе с Францией. Руководитель французской политики кардинал Ришелье отстаивал принцип «естественных границ» и хотел присоединить Эльзас.

К началу 1640-х гг. противоборствующие стороны в значительной мере истощили свои силы и занялись поисками мирного решения. Переговоры шли параллельно военным действиям и более 4 лет потратили на выработку совершенно второстепенных положений.

Постепенно пришло осознание того, что пора кончать европейское кровопролитие. К тому же в Англии началась революция, очень быстро переросшая в гражданскую войну и стоившая головы королю Карлу I.

Начавшееся восстание под руководством Богдана Хмельницкого связало руки Польше и значительно снизило степень ее участия на заключительном этапе Тридцатилетней войны.

Во Франции началась Фронда — выступления народных масс, а потом высшей феодальной знати. События в Англии внушали большую тревогу кардиналу Мазарини, который управлял страной после Ришелье. В январе 1648 года Нидерланды подписали договор об окончании войны с Испанией, и Мадрид собирался высвобожденными силами ударить по Франции из Фландрии, теперь это область Бельгии. Бранденбург и Саксония вышли из войны и заключили перемирие со шведами.

В очередной раз военное счастье отвернулось от Габсбургов. Войска их союзника баварского герцога Максимилиана в мае 1648 года потерпели сокрушительное поражение от франко-шведской армии вблизи Аугсбурга. Путь на Вену был открыт, и только разлив рек и дождливая погода спасли австрийскую столицу.

Переговоры проходили в католическом Мюнстере и преимущественно протестантском Оснабрюке. Оба города находятся в исторической области Вестфалия и заключенный мир получил название Вестфальский.    

В выработке условий мира участвовали почти 150 дипломатов. Они представляли императора Священной Римской империи германской нации и Францию, но также Швецию, Испанию, Нидерланды, папу римского, Венецианскую республику, влиятельных немецких курфюрстов. С одной стороны — австрийские и испанские Габсбурги и их союзники, с другой — Франция, Швеция и их союзники. Была еще и третья сторона — города, которые боролись за большую независимость.

Наряду с территориальными проблемами необходимо было решить другие, которые представлялись весьма принципиальными. От конституционных прерогатив императора Священной Римской империи германской нации до прав отдельных провинций и даже городов, от секуляризации церковных земель до гегемонии на Балтике и амнистии мятежников.

Вестфальский мир состоит из двух мирных соглашений, заключенных 15 мая 1648 года в Мюнстере и 24 октября в Оснабрюке. Оба документа составлены на латыни. Они не переводились на русский язык ни в царское, ни в советское время, хотя в тексте договора упоминается «великий князь Московский».

Вестфальский мир — первый в истории общеевропейский договор и первый современный дипломатический конгресс. Почти все государства Европы, кроме Англии, в которой шла гражданская война, Московского государства и Турции приняли участие в его разработке. До 1806 года нормы договоров в Мюнстере и Оснабрюке являлись частью конституционного закона Священной Римской империи германской нации.

В территориальном смысле наибольший выигрыш получила Франция, присоединившая Эльзас и получившая подтверждение своих прав на епископства Мец, Туль и Верден. Франция стала господствовать на Рейне.

Швеция превратилась в европейскую сверхдержаву и получила западную часть Померании, Висмар, епископства Бременское и Ферденское в качестве имперских ленов. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии.

Швейцарская конфедерация была официально признана всеми участниками конгресса как независимое государство. Самостоятельность Нидерландов была подтверждена косвенно, путем отсутствия упоминания их принадлежности Испании.

Политические и правовые последствия подписания Вестфальского мира еще более важные.

Во-первых. Католики и протестанты (кальвинисты и лютеране) были уравнены в правах. Был отменен принцип cujus regio, ejus religio — чья власть, того и вера (религия). Вместо него провозглашалась веротерпимость, что привело к снижению религиозного фактора в отношениях между государствами.

Во-вторых. Был подорван авторитет Священной Римской империи германской нации. Император признавался первым только номинально. Главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором.

В-третьих. Был провозглашен и закреплен принцип верховенства национального суверенитета, действующий и в настоящее время. Главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам. Был провозглашен принцип правового равенства между государствами и невмешательства одного государства во внутренние дела другого. С другой стороны, была закреплена раздробленность Германии, роль гегемона на континенте перешла к Франции.

В-четвертых. Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счет территорий государств и народов Западной Европы.

В-пятых. Были сняты все торговые блокады и ограничения. Европа, потерявшая несколько миллионов человек, восстановилась после Тридцатилетней войны. Во Франции во второй половине XVII века процветала промышленность, торговля, искусства, Версаль поражал своим великосветским блеском.

Вестфальский мир не принес избавления от войн. Его важнейшее значение в том, что в нем были закреплены ключевые принципы международных отношений. Кстати, сам этот термин был веден на рубеже XVIII—XIX веков английским философом Джереми Бентамом.

Нарушения этих принципов всегда приносит беды и большие разрушения на планете.

Юрий Райхель, опубликовано в издании  День