МУЗЫКА НА КОСТЯХ
На модерации
Отложенный
Музыка на костях в СССР. По чем ее продавали и на каких аппаратах писали?
Рентгеновские снимки чаще всего вызывают негативные эмоции, ведь они напоминают о полученных травмах. Однако некоторые воспринимали эти черно-белые снимки только как материал для изготовления музыкальных пластинок.
В Советском Союзе жесткой цензуре подвергались все сферы жизни, в том числе книги музыка. И если книги перепечатывались вручную и передавались из рук в руки, то с музыкой все было гораздо сложнее.
В послевоенные годы кассетных магнитофонов еще не было, да и катушечные были далеко не у всех. Поэтому музыку тогда слушали на патефонах. Пластинки с зарубежной музыкой ввозились в Союз штучно, а цена них на черном рынке могла доходить до 120 рублей, что было фантастической суммой для тех лет.
Оборудования для копирования винила было не достать. Тогда советские изобретатели находят выход из положения, используя в качестве музыкальных носителей рентгеновские снимки.
Считается, что технология записи на пластинки из рентгеновских листов возникла еще в 30-е годы в Венгрии. Однако еще с начала 30-х годов, в Советском журнале "Радиофронт" стали периодически публиковаться материалы с конструкциями устройств для записи, которые можно изготовить самостоятельно.
И тут началось. В СССР, аппараты для нарезания "пластинок на ребрах" переделывали из чего только можно. Во многих домах стояли патефоны, которые заводились ручкой. И этот же самый патефон переделывался в записывающее устройство. Вместо иглы на него устанавливалась режущая головка, на которую подавался звуковой сигнал и она нарезала музыкальные дорожки на вращающейся пленке.
Правда выдерживали такие записи всего 3 или 4 прослушивания. Дело в том, что игла патефона прижимается к пластинке со слишком большим усилием. Дубовые пластинки, изготовленные из шеллака, были на это рассчитаны, а вот дорожки на рентгеновской пленке убивались моментально. Поэтому массового явления в то время такая звукозапись не получила и ей увлекались только радиолюбители.
Все изменилось с появлением патефонов с электромагнитными звукоснимателями, которые после Второй Мировой войны массово потекли в Советский Союз в качестве трофеев. Преимущество этих аппаратов заключалось в том, что они гораздо бережнее относились к пластинкам, а следовательно к записям на рентгеновской пленке. С этого момента, домашняя звукозапись начинает набирать обороты.
В конце года в больницах накапливалось большое количество снимков и по правилам, все ненужные снимки должны были уничтожаться, так как были пожароопасными. Так что материала для производства было в изобилии.
Смекнув, что на этом можно неплохо заработать, предприимчивые люди, которые организуют в СССР первые студии звукозаписи. Договорившись в больницах, они пачками выносят оттуда рентгеновские снимки и записывают на них популярную западную музыку.
Качество было, мягко говоря, не очень и проигрывать такую пластинку можно было всего раз 20. Стоили такие записи всего рубль или полтора за одну или максимум четыре композиции на одной пленке. Но как известно, запретный плод сладок и желающих прикоснуться к западной культуре было хоть отбавляй.
Сами орган подпольных студий записи предпочитали лишний раз не светиться. Вместо этого они нанимали посредников. Как правило это были молодые мальчишки, которые с чемоданом, набитым пленкой с запрещенной музыкой, ждали своих клиентов в одних и тех же местах.
Из воспоминаний такого фарцовщика следует, что в хороший день в Ленинграде он мог продать целый чемодан таких пластинок. Сколько их помещалось в чемодан, не уточняется, но надо полагать, прибыль была немалая.
Органы правопорядка и дружинники пытались бороться с такими предпринимателями. Последние даже старались выслеживать любителей послушать запрешенную музыку и могли не только отобрать пластинку, но и сообщить домой. Более того, покупая пластинку, меломан мог нарваться на обман и услышать вместо голоса Элвиса голос Зыкиной.
Просуществовала эра "музыки на костях" примерно до середины 60-х, пока ее не вытеснили записи на катушечных магнитофонах.
Комментарии