Дядя Вася, которого знает каждый десантник
На модерации
Отложенный
Василий Филиппович Маргелов, если разбираться, не был тем человеком, который именно основал ВДВ. Укрепил войска, сделал их престижными – это да. Почему-то всегда забывают о том, что в 1928 году по инициативе Дыбенко советские бойцы пробовали десантироваться в Средней Азии. А первым, кто всерьез предложил использовать в войсках парашюты, был Леонид Минов. В 2020 году в Воронеже установили памятник этому человеку. В «Российской газете» вышла статья, где Минова прямо называют первым десантником.
Но этого человека мало кто вспоминает 2 августа – в День ВДВ. А Василия Филипповича Маргелова прославляют на каждом шагу. Рассказывают, что этот генерал – «дядя Вася», как его любя называют десантники, - был человеком свойским, с солдатами общался просто, свою профессию любил, вот и заслужил почти всенародное признание.
В жизни Маргелова случалось много интересного. О некоторых фактах я расскажу в этой статье.
Ненастоящая фамилия
Начать можно именно с этого. Дело в том, что у Василия Филипповича должна была быть немного другая фамилия. Не слишком отличающаяся от той, которую мы знаем.
Как всегда, дело в технической ошибке. Если точнее, то человек, который оформлял документы, написал не ту букву. Не расслышал или просто поменял глухую на звонкую – об этом мы не узнаем.
История случилась еще с отцом Василия Филипповича. Родитель будущего генерала жил в Екатеринославле. Это город, который носил название «Днепропетровск». А теперь он и вовсе зовется коротко: Днепр.
Простой трудяга Филипп решил вступить в партию. Ему оформляли соответствующий билет и ошиблись, написали «Маргелов». А как надо было-то? Правильно «Маркелов».
Вот так отец Василия и он сам стали Маргеловыми.
И это не единственная интересная история о генерале.
Труды на «гражданке»
С ранних лет Василий стал помогать родителям. Он трудился подмастерьем у кожевника, работал на почте, был плотником и грузчиком. Одно время Василий трудился на шахте. Его задачей было погонять лошадей, которые тащили вагонетки. Соответственно, профессия называлась «конегон».
Однажды образовался завал. Олег Смыслов в книге «Генерал Маргелов» указывает, что большинство шахтеров, попавших в западню, пали духом. Но только не Василий. Он нашел единомышленников. Три дня люди разбирали завалы и смогли выбраться на поверхность.
И это было очень тяжело, если учитывать, что еды и воды не было. Наверху, наверное, к тому времени шахтеров уже списали.
После того случая Маргелов решил уйти с шахты, он устроился лесником. А потом Василия призвали в армию.
Удар комкора
Маргелов, судя по всему, военной службой проникся. Он даже в военной школе отучился – с отличием её окончил. Карьера пошла в гору.
Василий Филиппович участвовал не только в Великой Отечественной. В конфликте с Польшей он активно действовал. Кроме того, Маргелов воевал и в Советско-финской (Русско-финской).
Василий Кривопалов вспоминал интересный случай в одном из своих трудов. Якобы Маргелова, который был в то время командиром полка, вызвал командир корпуса Чанчибадзе Порфирий Георгиевич. Маргелов явился к начальнику, а тот, ни слова не говоря, ударил Василия Филипповича. Командир полка устоял на ногах. Более того, он влепил Чанчибадзе так, что командир корпуса свалился на пол.
После этого Порфирий Георгиевич поднялся и сказал: «Молодец! Будешь командиром дивизии».
Конец двоевластия
Может быть, это громко звучит и имеет негативную окраску, но нужно знать, что забыли многие не только про Леонида Григорьевича Минова, но и еще про одного человека, который очень многое сделал для ВДВ. Речь о Михаиле Ивановиче Денисенко – тоже о генерале, о большом друге Маргелова.
Уже после войны «дядя Вася» и «дядя Миша» договорились, что совершат по 6 прыжков с парашютом, о результатах доложат друг другу в телеграммах.
Маргелов справился с задачей блестяще: он 6 раз прыгнул с парашютом. Никаких происшествий не было. А вот Михаил Денисенко смог совершить только три прыжка. Случилось несчастье. Михаил Иванович погиб.
Маргелов сильно был опечален. Но нужно отметить, что уход Денисенко подтолкнул Маргелова к большой и серьезной работе над безопасностью десантирования. Василий Филиппович сделал всё от него зависящее, чтобы таких несчастных случаев больше не происходило.
Таков он был – дядя Вася, которого знает каждый десантник.
Комментарии