Кое-что о Селдоне

На модерации Отложенный

Автор: Топчий

  Когда во время перестройки нам стал доступен цикл романов Айзека Азимова о   Фаундейшн, ( так как это понятие не поддается  адекватному переводу на русский, лучше пользоваться им). Нельзя сказать чтобы он  произвел  сильное впечатление на читателей. Тогда больше размышляли о  прогрессорах. Понадобилось  достаточно много времени, чтобы у нас  оценили масштаб этого  произведения. И уж совсем сногсшибательным стало публичное появление  психоистории как реальной науки. В этом тексте речь пойдет об одном наблюдении профана, которое, возможно покажется наивным для специалиста-психоисторика.

      В одной из своих лекций  Переслегин упомянул о том, что план Селдона исключает  революционные изменения в технологии, в процессе его осуществления. И действительно, согласно роману, на протяжении четырехсот лет  герои  пользуются все той же атомной энергетикой ( в представлении  конца  30-х годов ХХ столетия), летают на все тех же подпространственных звездолетах, сжигают окурки в аннигиляционных пепельницах, передают  конфидециальную информацию в личных капсулах.  Нечто подобное происходило в человеческой истории  времен  мезолита и неолита, когда  на протяжении  тысячилетий  люди на всей известной нам  зоне цивилизации пользовались одним и тем же набором технологий и  инструментов.  И более того, переход к более совершенным технологиям приводил  к  катастрофам,  сокращавшим население Земли многократно и неоднократно.

       Однако,  согласно Плану Селдона,  именно распад Галактической империи и  сопутствующая ему техническая  деградация воспринимается  ( и описывается!) как катастрофа,  в том числе и демографическая.  При этом  АА останавлвает описание  осуществления Плана  Селдона на полпути, и  начинает  описывать события предшествующие  созданию Фаундейшн.  Почему?

Ясно, что для этого надо было  дать описание не Плана, а Проекта,  т.е. описать  то  Галактическое Сообщество, которое  заменит  Галактическую  Империю.  Более того, хотя и невнятно, намекается, что  конечной целью является именно восстановление Империи, хотя единственным оправданием этого является, что без нее еще хуже  Но мы с вами были свидетелями того, как обрушилась одна империя, и рушится на наших глазах вторая .  Как совершенно неоспоримо замечает Сергей Кургинян, если восстановить Советский Союз в том же виде,он точно также рухнет, только быстрее. Американская империя еще не рухнула, но уже сейчас ясно, что возвращения в  золотые пятидесятые уже не будет никогда.  Азимов неоднократно пытался дать описание непротиворичивых   утопий, ничего не получилось.  (Вернее, что бы ни пытался собирать, получался пулемет  Дегтярева, и он  останавливался на полпути. Т.е.  единственной альтернативой как был, так и  остается Мир Полдня, чтобы об этом не  думали сами Стругацкие.   В этом и есть главное отличие советской фантастики от американской, у которой  Проекта как не было, так и нет. И приходится либо раздвигать до размеров Галлактики современное американское общество, с его банками, хазами и борделями, либо  убедительно  описывать Апокалипсис и Постапокалипсис, с его баронами, драконами и одичалыми.  Как было сказано кем-то, безвыходными  ситуациями мы часто  называем такие, выход из которой нам не нравится. Спираль истории стремительно  замыкается, и мы выходим на исходную, на коммунизм, который и существовал при  мезолите как «первобытный коммунизм»)

        Но поговорить  хотелось бы не об этом.   Дело в том, что  мы как-то не заметили что в реальной истории  существует План, вернее  несколько Планов,  поставивших целью и социальное строительство, и технологическое усовершенствование человеческого бытия, которые не только его декларируют , но и в значительной степени  осуществляют.

         Речь идет о религиях. Ну и , разумеется, о связанных с религиями мифах.

        Наиболее близка к нашей культуре религия античная,  культ Олимпийских богов. В самом деле, какие главные признаки олимпийского бога?  Всемогущество, т.е.  способность в короткий срок создать нечто, например построить стены вокруг Трои (или Берлина?) за  одну ночь. Мгновенное, т.е  за несколько часов, перемещение, приблизительно близкое к скорости звука (но не больше!). Всевидение, и опять же боги видят  многое, но не все, начиная от романтических приключений Зевса, которых Гера не замечает, и до  слоя сала, которое прикрывает требуху, предназначенную в жертву богам вместо мяса. Невероятной мощи оружие, опять же несколько ограниченного радиуса действия.

       Здесь не упоминается индуистская мифология, которая сейчас читается как  каталог изобретений, или китайская.  Те кто в этом разбирается лучше легко найдут подтверждение (или  это опровергнут).

      В  советское время были распространены глумливые  стишки, рассказы, мультфильмы, где издевались над коврами-самолетами,  скатертями-самобранками и т.д., сравнивая их с не очень совершенными в то время самолетами, телевизорами, и прочей машинерией, и как-то не заметили, что цели заявленные в  Проектах типа Олимпийского, уже достигнуты с начала 60-х гг.

    (Кроме бессмертия, т.е. практического увеличения активной жизни до тысячи лет. Сейчас заявлено, как о  достижимом , о сроке в триста лет.)

       Именно  в этом и заключается главная причина кризиса современной фантастики: долгое время она описывала что будет, когда люди станут как боги, не заметив, что они уже стали как боги, со всеми присущими олимпийским богам недостатками.

   Из этого следует логический вывод, что следующий проект тоже был сформулирован, как религия, которая пришла на смену языческой.  Мыслители  того времени пришли к выводу, что проект Олимпа, или Валгаллы,  перешел из стадии мечтания в практическую, и следовало задуматься о том что будет после.

   Именно сейчас мы находимся в схожем положении. На повестку дня стало практическое осуществление постязыческих религиозных проектов.  Будь это проект  Небесного Иерусалима или Нирванны – т.е. переселение человечества в космос. Повидимому именно этому будет посвящена последующая тысяча лет  существования человечества ( если оно , конечно, переживет кризис), также как в каменном веке главной целью и смыслом было расселение   по поверхности Земли, и освоение ее рессурсов. При этом, повторюсь, организация будет коммунистическая, потому что ни феодальная , ни рыночная, ни рабовладельческая система не позволяют использовать личностный потенциал человека абсолютно, а без этого на новом небе и новой земле делать нечего. Это захватывающая тема, но уже достаточно осмысленная.

     А есть еще один вывод,  не менее интересный. Мы на пороге  создания  чего-то нового, что условно можно назвать  новой  религией, но что будет также относиться к нынешним религиям, как олимпийские религии относились к постматриархальным культам, а аврамические религии и буддизм к  олимпийским религиям. Иными словами, мы накануне Второго Пришествия,  какую бы форму оно не приняло. (Может быть , Искуственного Интелекта?)  И когда бы не наступило. (Может в течении пары сотен лет,а  может тысячи).

    Во вселенной Хаббарда человечество, расселившись по вселенной, так и не смогла создать новую  религию,  и опустилось на несколько ступеней вниз, до уровня магии, заменившей науку, и феодализма в общественном устройстве.

 Во вселенной Азимова из-за деградации общественного устройства приходится создавать суррогатнную религию, для решения конкретных задач.

В мире льда и пламени описывается общество, в которое вообще не пришел Христос.

 Невозможно представить, как будет выглядеть эта религия (заметим, вполне рациональная, магическая составляющая, по-видимому, будет оставлена окончательно.)Но некоторые соображения на этот счет есть.

  Постматриархальные культы переняли и систематизировали первобытную магию, и достигли больших успехов в рациональном использовании систематического знания.

   Олимпийские религии , вернее античная и эллинистческая культура, включила в себя рациональные достижения вавилонской и египетскойй магии, и, открыв формальную логику, преобразовало их в науку в нашем понимании.

     Христианство, созданное людьми равно причастным и к иудейской учености, и к эллинской образованности, включили  формальную логику в новое вероучение, тем самым  открыв возможность  сочетания рационалистического познания с верой.

    Таким образом,  Олимпийский проект  получил шанс на осуществление,  этим и объясняется  тот  почти болезненный интерес к античности, который пронизывает  всю европейскую культуру до наших  дней,и, отчасти,  мусульманскую.

        Таким образом, можно предположить, что новое учение включит в себя часть нашей научной, рационалистической культуры, для того чтобы проект Небесного Иерусалима был осуществлен. Но при этом пока неясно, какой новый Проект будет сформулирован для следующего тысячелетия. Остальное… поживем-увидим.

    Впрочем, задача настолько грандиозная, потребует так много усилий и энергии, что, возможно, следующий суперкризис настанет, как и в случае с мезолитом, через многие тысячелетия, пока не потребуется новый Проект.