Вербовщики собирают в России группы наемников для «командировки в Донбасс»
На модерации
Отложенный
Медуза - иностранный агент.
В начале декабря Владимир Путин и Джо Байден устроили сеанс видеосвязи, посвященный в основном ситуации вокруг Украины. Как считает американская разведка, Россия готовится к полномасштабному вторжению. Переговоры мало что изменили: несмотря на угрозу новых санкций, Москва, по мнению Пентагона, продолжает наращивать войска возле границы (аналитики из Conflict Intelligence Team также отмечают, что технику свозят в «настораживающем количестве»). Тем не менее многим экспертам новый военный конфликт кажется неправдоподобным сценарием. Как утверждают источники «Медузы», одновременно с этим вербовщики начали набирать группы наемников для «боевой командировки в Донбасс». Какие задачи перед ними будут стоять, неизвестно. Спецкор «Медузы» Лилия Яппарова поговорила с наемниками и выяснила, что сами они к возможной «командировке» относятся со скепсисом.
Бывший военнослужащий Егор — в российской кампании в Сирии он участвовал как наемник ЧВК Вагнера — начал вести переговоры о новой боевой командировке осенью 2021 года. «[Вербовщик] позвонил месяца два назад. Сказал, что новый проект разворачивается», — говорит он «Медузе».
Ни одну из известных наемнику частных военных компаний (ЧВК) рекрутер не представлял — и даже упомянул, что сам пока «не знает направление, но предполагает, что это туда, в Африку». «Я, естественно, за это уцепился, — уточняет Егор. — Мне это интересно было». Точно ли отряд поедет именно в Африку, якобы не знал и сам вербовщик (бывший военный, дослужившийся когда-то, по словам Егора, «до серьезных погон»).
В начале декабря они с Егором наконец-то увиделись, чтобы обсудить детали. Во время этой встречи Егор узнал о предполагаемой зарплате (около 240 тысяч рублей в месяц) и месте подготовки будущего отряда — учебном центре в хуторе Веселом под Ростовом-на-Дону. «Минобороновская база, — поясняет собеседник „Медузы“, что это за учебный центр. — Отработанная [опробованная в деле]. Там еще в 2014 году начинали [формировать группы для заброски в Донбасс]. Было только два [наемнических] полигона — Веселый и Молькино».
<button class="Button-module_root__RpsiW Button-module_default__28Vo_ Button-module_gray__3IM54 Button-module_isInSpoiler__2Yl8c" data-testid="button">ЧТО ЗА БАЗА НА ХУТОРЕ?</button>
Упоминание хутора обеспокоило Егора. «Я конкретный вопрос задал: меня тревожит немножко расположение твоего учебного центра; какое направление? Он говорит: ну, туда, — пересказывает наемник разговор, в котором впервые была упомянута Украина. — Я ему: нет, все. На этом заканчиваем. Я туда не пойду».
По мнению Егора, такого широкого набора на «украинское направление» не было уже несколько лет. «Думаю, сейчас самая активная с 2014 года [кампания по найму]», — говорит собеседник «Медузы» (ссылаясь на свой опыт и разговоры с другими наемниками). При этом он сомневается, что отряд все-таки отправят в Украину: «Не могу в это поверить, если честно. Думаю, они просто померяются [военной силой] некоторое время. Наверху же тоже понимают, что это дикость. Путь в никуда».
По информации «Медузы», предложение поехать в «оплачиваемую командировку в Украину» с конца ноября 2021 года получили не только профессиональные наемники, но и рядовые ветераны конфликта в Донбассе. Идет набор и среди жителей непризнанных Луганской и Донецкой народных республик, имеющих боевой опыт (задачи, которые будут поставлены перед этими «отрядами», пока не ясны).
О поиске людей для «командировки» «Медузе» рассказали: один из вербовщиков; участники боевых действий 2014–2015 годов; прошедшие кампании в Сирии и Африке военные специалисты; члены «Союза добровольцев Донбасса» (СДД); выходцы из армии, спецслужб и спецподразделений МВД (всего восемь источников).
Собеседник «Медузы», сам ищущий наемников в одну из групп, утверждает, что «история начала собираться» еще три месяца назад. Однако большинство опрошенных специалистов получили такие предложения в последние несколько недель. А жители ЛНР и ДНР — чуть раньше, «где-то месяц назад», уточнил один из источников.
Только двух из десятка вербовщиков, с которыми вели переговоры собеседники «Медузы», наемники считают «представителями Минобороны». Остальные — это ветераны нескольких ЧВК и добровольческих групп, представители СДД и рекрутеры, которые якобы предлагают заключить «контракт с Минобороны», но не имеют на то никаких полномочий, убеждены бойцы.
Министерство обороны РФ на момент публикации этой статьи не ответило на вопросы «Медузы».
ЧТО ПРОИСХОДИТ С НАЕМНИКАМИ В КОМАНДИРОВКАХ
<source media="(min-width: 600px)" srcset="/impro/-uu7iqgsgH5qfWpg-ws0IhqB3lPwrInGyGEGFnf97AU/fill/1200/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.webp 2x, /impro/og154qOf77A3sJnRE_cSXFqRLQPDY9K1xah875mhKCI/fill/600/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.webp 1x "/><source media="(min-width: 600px)" srcset="/impro/_WGqjZuN__GkwkytAlFSvC2HYGu1BWtpzaNHPNHfPkI/fill/1200/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.jpg 2x, /impro/Zjg0uwkRe6GHWsA92wzdJxDlCTXBcDaYo8jto6in9-o/fill/600/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.jpg 1x "/><source media="(min-width: 0)" srcset="/impro/WD_NQb0ofFsy6OvSsTlc_Jz5y9TdpO3802H_QpSFj8w/fill/650/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.webp 2x, /impro/bg5y6U9h5VIwcFp3plhb_mdvQ9LTkp3v2AL0huZD9pw/fill/325/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.webp 1x "/><source media="(min-width: 0)" srcset="/impro/1lWLT79bHhNAfaiWF6tLpZDQiDtPv3YWTzjUrY5hGlw/fill/650/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.jpg 2x, /impro/v5Si56cqUjmlYks_NbrzPbizVQTTtC3VlEtDdRiC7v8/fill/325/0/ce/1/aHR0cHM6Ly9tZWR1/emEuaW8vaW1hZ2Uv/YXR0YWNobWVudF9v/dmVycmlkZXMvaW1h/Z2VzLzAwNC80OTgv/ODMyL292L05CaTZp/ZjZoOUVqUFNxOFBk/dmtOT0EuanBn.jpg 1x "/>
Они сами толком не знали, куда едут В гражданской войне в Ливии погибли от 10 до 35 российских наемников. «Медуза» узнала имена некоторых из них
2 года назад
Сказали: «Идти освобождать Новороссию»
По информации «Медузы», наемников набирают в несколько групп; у каждой из них свои организаторы, требования к кандидатам и условия «командировки».
Реклама
Так, по утверждению источников, вербовщики в Москве пытаются собрать около 120 «россиян с боевым опытом», готовых отправиться на три месяца в Донецк, рассказывает «Медузе» знакомый с обстоятельствами набора наемник (его слова подтверждают еще два источника, отказавшихся от такой командировки).
По словам этих собеседников «Медузы», набор организовали выходцы из Внутренних войск МВД (ВВ МВД), вместе служившие в одной из бригад («Медузе» известен номер подразделения; после реформы 2016 года оно вошло в состав Росгвардии).
«Людей собирают через бывшее руководство бригады, — уточняет источник из системы МВД, знакомый с обстоятельствами формирования группы. — Они когда-то [еще во внутренних войсках] служили. Но когда предлагают контракты, тихо-тихо говорят, что, мол, [поедете] от Минобороны».
Еще один собеседник «Медузы» — участник военного конфликта в Украине в 2014–2015 годах — от предложения московских вербовщиков отказался, так и не сумев выяснить, какое именно ведомство те представляют: «Эти люди не имеют отношения к армии, а контракт предлагают от Минобороны — только не уточняют от какого. В итоге могут просто сказать: а давай с Минобороны Донецкой республики заключим контракт!»
«Запрашиваемая информация не относится к компетенции ведомства», — так в Росгвардии ответили на вопросы «Медузы» о действиях, якобы предпринятых ее бывшими сотрудниками; Минобороны РФ, как уже отмечалось выше, на запрос не ответило.
Условия командировки, предлагаемой вербовщиками в Москве, два собеседника «Медузы» называют «практически мошенническими». «Там нет никаких подъемных — а в зимнее время на человека по экипировке и по всему нужно 75 тысяч рублей вообще-то», — жалуется один из наемников. «Предоплаты нет, — подтверждает другой источник. — И это залепуха. Прозвучала еще замечательная фраза: все снаряжение ищете на месте. Кто в теме, понимает, что на этом моменте уже можно начинать прикалываться и смеяться. Располага в Донецке — причем в казарме. А жить в казарме… В Донецке полно мест, где можно нормально расположиться: с теплым сортиром, душем».
Объявленная московскими вербовщиками зарплата тоже показалась собеседникам «Медузы» неправдоподобно высокой (организаторы набора в другие «отряды» называли источникам «Медузы» иные суммы). «Платят 160 [тысяч рублей] в располаге и 320 на фронте — это вранье, просто вранье, — говорит отказавшийся от командировки наемник. — Дурачков ищут. Главное требование — чтобы ты приехал и заткнул собой дырку в корпусе».
Реальные цели «командировки в Украину» московским кандидатам не обозначили. «Сказали: идти освобождать Новороссию, — вспоминает отказавшийся ехать собеседник „Медузы“. — Я на это ухмыльнулся и такой: ты ******* [спятил]? Тогда он сказал: нам доведут в момент икс, какие задачи».
Другой источник «Медузы» попытался выяснить цели командировки по своим каналам — и теперь убежден, что отряд будет охранять находящиеся в Донбассе промышленные объекты во время возможного обострения.
Одновременно с московским набором формируются еще два отряда «под задачи Украины» — при этом происходит это на территории ЛНР и ДНР, утверждают четверо собеседников «Медузы».
«На каждого [наемника] выделили по две тысячи долларов [предоплаты] — и выдают прямо в баксах, — рассказывает знакомый с обстоятельствами формирования этих групп собеседник „Медузы“. — Набором занимается в том числе [бывший командир отдельной бригады особого назначения „Одесса“ Алексей Фоминов под позывным] „Фома“».
Фоминов не ответил на сообщения «Медузы», отправленные ему в соцсетях. «Народная милиция ЛНР» (по сути, министерство обороны республики) на момент публикации статьи также проигнорировала запрос «Медузы».
Два собеседника «Медузы» называют формирования, которые якобы уже созданы в народных республиках, «бригадами Дирлевангера», поскольку в них активно приглашают бывших заключенных. «Те, кто формируются в Луганске, сидели, — рассказывает человек, лично знакомый с участниками нового подразделения. — А потом внезапно оказались в этом отряде. Это реально уголовники, к тому же люди в серьезном возрасте [от 45 лет]».
Отряд, собранный в ЛНР, уже несколько недель находится в казармах в районе бывшего Луганского высшего военного авиационного училища штурманов, утверждает знакомый с наемниками собеседник «Медузы». «Через две недели после пребывания в расположении части им дали косарь грина [долларов], — говорит источник. — И они сейчас ***** [ничего] не делают: смотрят плазму, становятся на вещевое довольствие, получают форму. Им пока все нравится. Они реально считают, что скоро „танки на Запад“ и „у Ла-Манша встретимся“».
Настоящих целей командировки луганскому отряду, как и в случае с Москвой, также никто не называл. «Они, конечно, рассказывают мне, что „приезжай к нам весной в Одессу“, — с иронией вспоминает знакомый с бойцами собеседник „Медузы“. — Но это все так, сказки. Никто ничего не знает».
По информации источников «Медузы», участвует в «украинском» наборе и организация «Союз добровольцев Донбасса» (СДД). По словам трех собеседников «Медузы», СДД якобы уже оповестил членов организации о начале формирования отрядов — и потребовал «составить списки резервистов».
«Это призыв резервистов в связи с обострением [на фронте] и продвижением украинских войск на территорию Донбасса, — объясняет источник, близкий к руководству союза. — То есть на передке — ****** [кошмар], и люди отправятся именно туда, на охрану самих ЛНР и ДНР. А не захватывать Украину».
Григорий — ветеран событий в Донбассе и член «Союза добровольцев Донбасса» — приехал в Москву 13 декабря, узнав о наборе «по линии СДД». Несколько следующих дней он провел, встречаясь с бывшими сослуживцами по поводу возможной командировки.
«Я же не просто так сел за руль и проехал две тысячи километров [из своего родного региона]: от СДД прямая команда прозвучала, — объяснял Григорий „Медузе“ 13 декабря. — [Направление на] ЛДНР — реально как в 2014-м, мы все приехали [в Москву] по этому вопросу. Мы все здесь — и сегодня уже встретились с ребятами [из союза]. [Будем выяснять] что по зарплате, кто командиры будут. Будет несколько встреч — с первыми лицами, безо всяких посредников».
Кто такие «первые лица» и какое ведомство они представляют — если их вообще можно отнести к официальным структурам, — Григорий объяснять отказался. Но уже на вторые сутки переговоров и встреч — не только с представителями СДД, но и с другими вербовщиками — ветеран отчаялся понять, что происходит и какие задачи перед ним поставят в Донбассе. Сам Григорий на этот раз воевать не хочет; он рассчитывает устроиться на работу по подготовке других бойцов.
«Непонятно, зачем все это делается. Непонятно даже, кто будет командовать всем этим парадом там, — признался наемник „Медузе“ в разговоре 14 декабря. — От СДД будет [замруководителя аппарата союза Дмитрий Воронов с позывным] „Ворон“, как сказали пока. А кто такой „Ворон“? Бывший охранник метро? Это капец! Под его командованием никто никуда не пойдет».
«Если понадобится, как в 2014-м, наш союз встанет, но таких команд я не давал. Я не уполномочен этим заниматься, я не возглавляю никакие отряды, — заявил „Медузе“ Воронов. — И я никогда не работал в метро — я военнослужащий запаса».
Его поддержала представитель СДД Мария Коледа: «Мы не занимаемся набором. Мы помогаем тем, кто оттуда вернулся».
Комментарии
Задание Кремля выполнили.