ЭПОХА РОКА
На модерации
Отложенный
Ты помнишь, как всё начиналось. Или кому мы должны сказать "спасибо" за все этот рок-н-ролл
Вот уже около семи десятков лет множество людей во всем мире не представляет своей жизни без рок-музыки. Действительно, у самых разных поджанров рока огромное количество поклонников и последователей, но насколько сегодняшние меломаны знают историю возникновения рока? Журнал «Артист» проводит для вас подробный исторический ликбез!
• Истоки
До сих пор многие спорят на тему, где именно зародилась рок-музыка. Спорящие делятся на два лагеря: один утверждает, что родина рока в Америке, потому как именно американская сцена подарила миру первых блюзменов, влияние которых отмечали многие рокеры, и короля рок-н-ролла Элвиса; другой топит за Великобританию по причине убеждения в том, что рок начался с The Beatles. На самом деле, правы и первые, и вторые - рок брал свои истоки на этих континентах примерно в одно и тоже время. Рассмотрим каждый в частности.
• США
Считается, что история американского рока началась с блюза, на котором пустил корни рок-н-ролл. Одними из самых влиятельных блюз-исполнителей были Чак Берри и Литл Ричард, а первое упоминание термина «rock» появилось в песне «Good Rockin’ Tonight» Роя Брауна в 1947 году.
Последователей у их музыки было немало, однако настоящий прорыв случился в тот момент, когда блюз стали играть белые исполнители, приправляя его своим музыкальным подходом. Именно из таких артистов вышел Элвис Пресли. Ещё в начале 50х он одним из первых начал нести в массы песни на стыке блюза, госпела (который многие ассоциируют с религиозной музыкой) и кантри (как мы знаем, в его основе лежит народная музыка). Он не только исполнял их на своих концертах, но также использовал в качестве саундтреков к фильмам, в которых снимался. Несмотря на то, что первые попытки Пресли обратить на себя внимание музыкальной индустрии обернулись провалом, уже к середине 50х сначала вся Америка, а потом и почти весь мир наизусть знали его шлягеры «Heartbreak Hotel» и «Shake, Rattle and Roll».
Кстати, о блюзе, который упоминался в самом начале. Были в репертуаре Пресли и каверы на Литл Ричарда - песня «Tutti Frutti», которая до сих пор многим известна именно в исполнении Элвиса (годы спустя на неё сделают не менее известный кавер Queen).
В те же годы зарождался ещё один новый жанр - рокабилли, получившийся в результате смешения кантри и рок-н-ролла. Многие рокабилли исполнители признавали влияние Элвиса. В среде рокабилли также отмечалось влияние Чака Берри. Одними из первопроходцев этого жанра были Карл Перкинс и Джони Кэш, особенно его ранние записи.
• Великобритания
Что же происходило в это время в Англии?
Основным отличием английского рока от американского было в том, что в США создавали рок на основе своих исконно американских жанров - блюз и кантри. У англичан рок начался с уличной музыки скифл в начале-середине 50х, чуть позже английские музыканты станут вдохновляться соулом и ритм-энд-блюзом. Одним из наиболее повлиявших на рок скифл-исполнителей можно считать Лонни Донегана. Ему и подобным исполнителям подражали многие молодёжные группы, среди которых был коллектив The Quarrymen - одна из первых групп Джона Леннона. Совсем скоро Леннон станет известен как один из участников The Beatles, чье творчечтво переломит мир музыки на до и после.
Первыми британскими звёздами рок-н-ролла стали The Shadows и Клифф Ричард. Их популярность не уступала американцам Элвису Пресли и Биллу Хэйли.
• 60е
Британская волна
В шестидесятые рок-н-ролл продолжил трансформироваться. В начале десятилетия стал популярен сёрф - инструментальная музыка, в основе которой лежало лёгкое звучание гавайской гитары. Век сёрф-инструменталистов был недолгим, потому как его быстро вытеснили группы, добавившие к сёрфу вокал, взять хотя бы The Beach Boys. Именно они были одними из родоначальников сёрф-рока, совмещая в своих песнях рок-н-ролл и сёрф.
Однако и на сёрф-роке формирование рока не остановилось. В Англии эксперименты со смешением стилей привели к возникновению нового жанра - бит-музыки. Адептов у этой стилистики хватало. Тут вам и Gerry & The Pacemakers, и The Searchers, и Rory Storm and the Hurricanes. Но настоящий фурор произвели, конечно же, The Beatles. Их творчество всколыхнуло не только родную Великобританию. Хиты «ливерпульской четвёрки» пользовались невероятной популярностью по всему миру, отчего появился термин «британское вторжение» (до битлов очень немногим британским исполнителям везло на мировой успех, а особенно - на успех в Штатах). После их выступления в 1964 году на шоу Эда Саливана мир заразился новым, всепоглощающим вирусом - битломанией. Меломаны скупали их пластинки, молодые люди копировали их стиль, а зрители на концертах иной раз просто теряли голову и впадали в истерию.
Но не одним битом была богата британская сцена. Многие группы были ориентированы на ритм-энд-блюз, что привело к формированию блюз-рока. Этой музыкой начинали свою карьеру The Yardbirds (в разные годы там играли Эрик Клэптон и Джимми Пейдж), The Animals и The Rolling Stones. Эта волна музыкантов не стремилась копировать каноны ритм-энд-блюза, хоть и базировали свою музыку на его мелодизме. Они добавляли своим песням чуть более тяжёлых гитар, кто-то прибегал к использованию органного звука.
Появление гитарной педали
Тогда же, одновременно с формированием рок-музыки, шло активное развитие технической музыкальной индустрии - совершенствовались инструменты, появлялось новое студийное и концертное оборудование, делающее звук ярче и помогающее добавить инструментам нужные эффекты. Одним из главных прорывов в этой области многие музыканты считают появление гитарной педали. Точнее, появились они ещё до шестидесятых, однако с развитием рок-музыки этот девайс становился всё удобнее, современнее и совершеннее.
В 1962 году инженером Гленом Снодди была изобретена педаль «Maestro Fuzz-Tone», продажей которых займётся компания Gibson. Эта модель полюбится многим гитаристам (Киту Ричардсу, например).
Широкое распространение получили и другие виды педалей – «cry baby», «вау-вау», «дисторшн». Названия, в основном, были связаны со звуковыми эффектами, которые они давали.
Значительно облегчил выступления музыкантов момент, когда были выпущены педали, управлять которыми можно ногой (сейчас все педали выпускаются именно в такой вариации).
Также вскоре были придуманы «борды» - наборы педалей эффектов (или «примочки», как их называют сами гитаристы), которые могли коммутироваться между собой. Делали их в виде чемоданчиков с откидываемой крышкой, благодаря чему было удобно их хранить и транспортировать.
Однако вернёмся непосредственно к музыке!
Американская волна
Американцы не отставали и тоже выводили новые музыкальные жанры. В начале-середине 60х берет свое начало фолк-рок - смесь фолка и рок-н-ролла. Ведущими представителями фолк-рока в ту эпоху были Buffalo Springfield, The Byrds и Боб Дилан. Отличительные черты фолк-рока заключались не только в новаторском для тех лет подходе к музыке, но и в нестандартном, более усложненном написании текстов - фолк-рок поднимал многие философские и социальные темы.
К 1965-1966 годам некоторые группы стали миксовать фолк-рок с сёрф-роком. Получился очень мелодичный замес, который стали называть поп-роком. Яркими представителями этой волны американского поп-рока можно считать группу The Mamas and The Papas - тех самых, которые подарили миру хит «California Dreaming», на который в последствии будет сделано огромное количество каверов. Что интересно - одними из своих вдохновителей The Mamas and The Papas считали The Beach Boys и именно они сделали, пожалуй, самый известный кавер на «California Dreaming».
В середине десятилетия начало зарождаться андеграундное рок-движение, основоположником которого стал гаражный рок - музыка с более утяжелёнными гитарами, «грязным» звуком, порой хлёсткими текстами. Тогда, в 60е, это направление было «широко известно в узких кругах» и в единичных случаях доходило до широких масс, но именно гаражный рок ляжет в основу зарождения панк-рока (об этом чуть позже).
• Расцвет психоделии, авангарда, инноваций в роке
В один и тот же период (1965-1966г) в Британии и Штатах появляется принципиально новое музыкальное течение - психоделический рок. На него влияли не только эксперименты музыкальных коллективов (сочетание гаражного рока с сёрфом или этнической музыкой), но и набирающая популярность хиппи-культура (многими музыкантами стали воспеваться их идеалы и философия). Тогда же рок перестаёт быть «музыкой для развлечения» и становится мощным социальным инструментом.
Этническая, особенно индийская музыка оказала влияние в основном на британскую сцену. The Beatles первыми использовали ситар в записи своих песен, их примеру последовали и The Rolling Stones (например в треке «Paint it black»). Локально этнические мотивы также проскакивали в творчестве The Doors «Spanish Caravan», к примеру).
Своего пика психоделический рок достигнет к концу десятилетия. Одновременно с его зарождением в музыкальном андеграунде начинает вырисовывается авангардный рок, рождение которого связывают с дебютным альбомом Фрэнка Заппы (1966г). Музыканты стараются максимально расширить мелодизм своих произведений - всё глубже открывается потенциал инструментов (тут нельзя не упомянуть гитарных дел мастера Джимми Хендрикса и виртуозного клавишника Рэя Манзарека, которому The Doors обязаны своим уникальным звучанием), усложняются саунд и аранжировки (Cream экспериментируют с утяжелённым блюз-роком и психоделией, что многие считают первыми предпосылками к началу жанра хэви-металла).
Многим коллективам становится интересным внедрение в свою музыку протяженых, мистическо-меланхоличных мотивов, которые можно встретить, например, в «Venus In Furs» The Velvet Underground. Подобные приёмы также использовали Pink Floyd. Такой подход к созданию музыки в итоге даст начало жанру арт-рока.
К концу 60х продолжают появляться на свет группы, бравшие за основу своих треков кантри, фолк-рок и ритм-энд-блюз - Fleetwood Mac, Creedence Clearwater, Jethro Tull. Свои лучшие работы выпускают The Doors (к примеру, альбом «Waiting for the Sun») и Дженис Джоплин (тут нельзя обойти стороной альбом «Cheap Thrills», записанный в составе группы Big Brother & The Holding Company), негласное соревнование британской и американской сцены становится всё менее заметным. Мир музыки готовится войти в новое десятилетие.
• 70е
В семидесятые мир рока продолжает революционировать и эволюционировать. Мир теряет некоторых идолов эпохи шестидесятых - уходят из жизни Джим Моррисон, Джимми Хендрикс и Дженис Джоплин (вокруг их смертей будет много разговоров и пересудов, однако что уж говорить – запрещённые вещества ещё никого до добра не доводили), распадаются The Beatles. Однако их творческое наследие создало благодатную почву для формирования новых жанров, которые завоюют сердца миллионов меломанов.
• Зарождение хард-рока
Вдохновившись виртуозной игрой Джимми Хендрикса, многие группы стали утяжелять гитарные партии в своих песнях, добавлять в них более продолжительные и техничные соло, миксовать их с блюз-звучанием. Также больше внимания стало уделяться ритм-секции.
Подобного рода эксперименты и привели к появлению хард-рока. Первопроходцами жанра становятся такие группы, как Deep Purple, Led Zeppelin (их дебютный альбом считается вообще едва ли не эталоном хард-рока), Black Sabbath.
На фоне "шестидесятников" их музыка звучала куда более агрессивно и броско, но это же и привлекло к жанру огромное количество поклонников по всему миру. Популярность Led Zeppelin в начале-середине семидесятых немногим удавалось переплюнуть, набирали обороты Rainbow, AC/DC, Nazareth.
Некоторые хард-рок коллективы стали дополнять свои песни клавишными партиями, однако заморочистые клавиши больше прижились в другом жанре, который также переживал свой расцвет в семидесятые - в прогрессивном роке.
• Прогрессивный рок (он же арт-рок)
Зачатки этого ответвления рока также появились в шестидесятые. Тогда, в середине десятилетия, некоторые группы, игравшие психоделический рок, пытались ещё больше усложнить свою музыку путём селекции рока с классической музыкой, джазом, симфоническим звуком, увеличением количества используемых инструментов, необычными (для того времени) аранжировками. К таким экспериментаторам можно отнести всё тех же The Doors, Фрэнка Заппу, Pink Floyd. Отцами-основателями же прогрессивного рока можно считать группы King Crimson, Genesis, Electric Light Orchestra, а также Emerson, Lake and Palmer. Их музыка отличалась упором не только на мелодизм, но и на более сложное построение текстов - основными темами были либо философия, либо вовсе фэнтезийные сюжеты. Например, альбом Genesis «Nursery Cryme» (1971) практически целиком построен на старых английских сказках.
Ещё одной отличительной чертой песен в стиле арт-рок была их продолжительность. Некоторые треки могли длиться по десять и более минут, что было небывалой редкостью для тех лет (вспомнить хотя бы истерики радиостанций по поводу песен «Stairway to Heaven» Led Zeppelin и «Bohemian Rhapsody» Queen – формат радиостанций допускал песни длиной в среднем три минуты. А они длились примерно по семь минут!). Тем не менее, такой нестандартный подход к созданию музыки и повышению её мелодизма обрёл почитателей не меньше, чем хард-рок.
• Краут-рок и зарождение электронной сцены
Тем временем в Германии процветала своя прог-рок сцена, которая быстро получила название краут-рок. Ведущими коллективами немецкого краута были Can и Neu!. Их музыка, в отличие от британских арт-рок коллег, была больше ориентирована на местный авангард и импровизационный характер, взаимствованный из джаза.
Также большинство краут-рок групп уделяли огромное внимание звучанию клавиш в своих произведениях. Бесконечные эксперименты с синтезаторами в итоге дали плоды в виде зарождения электронной музыки. Тут ярчайшим примером послужат Kraftwerk - их первый альбом не имел ничего общего с известными всему миру «Das Model» и «Die Roboter», это был классический краут, но уже тогда хорошо прослеживался интерес группы к клавишным инструментам. На следующих своих релизах они все больше будут уходить в сторону электронной синтезаторной музыки.
Были в семидесятые и те группы, которые эксперментировали не только с музыкой, но и обращали внимание на свой сценический имидж (порой куда больше, чем на музыку). Из таких коллективов вышли первые глэм-рокеры.
• Глэм-рок
До зарождения глэма внешний имидж музыкантов не так часто возвышался над их песнями. Тут, конечно, глэмеры сделали невероятный прорыв - группы соревновались в яркости костюмов и макияжей, необычности сценографии, появилась тенденция на андрогинные образы (вспомните хотя бы Дэвида Боуи в «Life on Mars?»).
Основными музыкальными опорами глэм-рока были уход от академичности арт-рока (хотя мелодичные клавишные партии многие глэмеры всё-таки использовали), скрещивание поп-рока с ритм-энд-блюзом, от хард-рока глэм-рок взял обширное использование богатого гитарного саунда. T.Rex дополняли свои работы энергичностью рок-н-ролла, что пришлось по вкусу многим меломанам.
Однако не все глэм-коллективы так уж брезговали влиянием арт-рока. Queen (которых хоть и нельзя назвать на все сто глэмовой группой, но однозначно повлиявшей на жанр своими ранним работами) охотно записывались с обширным использованием клавишных, придавая своим альбомам некую театрализованность и пафос. Эта тяга к помпезности отразилась и во внешнем имидже группы.
Глэм-рок ещё возродится второй, не менее яркой волной в следующем десятилетии.
• Панк-Рок
Не дремала и андеграундная сцена. В экспериментах с гаражным роком и утяжелённым ритм-энд-блюзом стали появляться первые панк-рок группы. Эти коллективы не слишком заморачивались на красивые аранжировки и высококачественный саунд. Для первой волны панк-рока были характерны довольно простые мелодии и грязный, сырой звук. Но главной отличительной чертой панков была провокационность. Проявления свои она нашла в текстах, которые нередко проходились как на танке по социальным и политическим проблемам общества, а также в кричащем имидже и поведении самих музыкантов. Главными фигурами панка становятся Ramones и Sex Pistols. Также большой вклад в развитие жанра внесли The Clash, Патти Смит стала одной из первых девушек на панк-сцене.
Своего пика панк достигнет в конце семидесятых, заложив основу для многих новых стилей.
• Пост-панк
Немалому количеству музыкантов панк казался слишком примитивным. Взяв за основу всё тот же гаражный рок, а также обратившись к эпохе 60х (в особенности к The Velvet Underground), да приправив это более арт-роковым подходом к созданию музыки, родился пост-панк. В противовес панк-року они ставили мрачные тексты и меланхоличный вокал. Тематика песен была больше направлена внутрь человека, нежели на окружающие его проблемы в виде общества и политики. Важнейшими коллективами этого нового жанра стали Joy Division, Wire, Bauhaus.
• 80е
В начале восьмидесятых вернулся интерес публики к тяжёлой музыке.
• Хэви-металл
Несмотря на активно формирующуюся альтернативную сцену, назло всему панк-року и прочим жанрам продолжали концертировать Judas Priest, AC/DC, Scorpions. Они вдохновили многие начинающие коллективы связать свою карьеру с тяжёлым роком. Новое же поколение учло заветы групп из семидесятых, усовершенствовали их и вывели принципиально новый жанр - хэви-металл. Ключевым коллективом этого жанра становится группа Iron Maiden. Также похватили и понесли в массы волну хэви-металла Accept, Helloween, Manowar.
• Глэм-металл
Ещё одним жанром, с которым многие меломаны ассоциируют эпоху восьмидесятых, стал глэм-металл. Он появился на стыке глэм-рока, влияний хэви-металла и даже иногда, вы не поверите, экспериментов с ритм-энд-блюзом. У истоков жанра стояли энергичные, яркие и броские Mötley Crue, W.A.S.P., Hanoi Rocks. Не отставали от них Cinderella, Skid Row, Guns N'Roses. Def Leppard тоже внесли немалый вклад в формирование и становление жанра и стали уникальным случаем в истории рока - когда барабанщик группы, Рик Ален, лишился руки в автокатастрофе, группа даже не подумала прекращать сотрудничество с ним. Ален играет в Def Leppard по сей день, используя адаптированную под него барабанную установку.
Вообще восьмидесятые можно считать эпохой множества разновидностей металла. Появляются на свет такие монстры металла, как Motorhead, Metallica, Slayer, Metadeath.
Но не только металл был на пике своей формы.
• Синти-поп
Параллельно металлистам росла и развивалась электронная сцена, основу которой, как мы помним, заложили Kraftwerk ещё в семидесятые. Творчество немецких пионеров компьютеризированной музыки дало повод задуматься многим группам - а что если скрестить электронную музыку с элементами рока? Из этих раздумий получился синти-поп, который связывают прежде всего с группами Alphaville, Depeche Mode и Duran Duran. Мелодизм этих коллективов быстро обрел свою многочисленную публику, а их песни и клипы охотно брали в ротации радиостанции и телеканалы.
• Готик-рок
Важным моментом для мира музыки стало зарождение «тёмной» сцены. Многие группы, которые впоследствии станут отцами-основателями готик-рока, вышли из пост-панка, также сказалось влияние Joy Division и ранних The Birthday Party (это та самая группа Ника Кейва, которая потом станет известна как The Bad Seeds).
Готик-рок отличался от пост-панка скорее имиджем, чем музыкой. Музыканты создавали вокруг своих образов тёмно-меланхоличный флёр, обращали тематику своих песен к мрачной эстетике и депрессивным настроениям.
Самыми почитаемыми группами этого жанра по сей день считаются The Cure, Sisters of Mercy, Siouxsie And The Banshees.
Позднее готик-рок коллективы начнут активно экспериментировать с электронной музыкой, отсюда родится жанр дарк-вэйва.
• Альтернатива, зарождение гранжа
Эпоха восьмидесятых знаменательна также тем, что именно в эти годы из андеграунда выходит альтернативный рок, истоки которого также лежали в рок-н-ролле, гаражном роке, что-то черпалось из панк-рока.
Одной из первых групп этой волны, которая удостоилась широкой популярности, стали U2. Также довольно неплохо складывалась карьера у R.E.M. и Sonic Youth. Влияние последних отмечали коллективы, которые вывели особый поджанр, затмивший многие музыкальные направления, совершивший настоящий фурор в конце восьмидесятых и ставший голосом девяностых - гранж.
• 90е
Несмотря на активное развитие поп-сцены и спада интереса общественности к року в девяностые годы, нашлись жанры, которые смогли противостоять поп-культуре и вернуть рок на верхние позиции чартов.
• «Большая четвёрка» гранжа
Именно так обобщали группы, благодаря которым гранж родом из Сиэтла стал популярен по всему миру - Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana, Soundgarden. Их музыка представляла собой, по сути, смесь панка и альтернативного рока с резкими гитарными риффами и мрачными текстами. Окончательный перелом музыкальной индустрии в сторону гранжа случился в 1991 году после выхода альбома Nirvana «Nevermind». Их хит «Smells Like Teen Spirit» взорвал телеканалы и радиостанции, меломаны пачками скупали их кассеты, диски и пластинки, подростки копировали имидж Курта.
Впрочем, армия фанатов Soundgarden, Pearl Jam и Alice in Chains тоже не отставала и СМИ также не обделяли их вниманием. Не зря многие журналисты и критики называют девяностые эпохой гранжа.
Но ничто не вечно, увы. К середине девяностых громкий успех гранж-культуры пошёл на спад и вернулся в андеграунд.
• Новый эшелон альтернативы
Ещё в начале девяностых в противовес гранжу готовилось к не менее громкому выстрелу множество альтернативных команд. Одни ставили эксперименты с фанком, другие - с рэпом, третьи - с металлом. Как итог - мир получил такие коллективы, как Red Hot Chilli Peppers, Faith No More, Nine Inch Nails. Пик невероятной популярности переживала Metallica после выхода так называемого «чёрного альбома», тем самым вернув интерес публики к металлу. Дэйв Гролл, после распада Nirvana, создаёт Foo Fighters, Крис Корнел - Audioslave. Из глубокого андеграунда выходят Nick Cave and The Bad Seeds, записав в середине девяностых альбомы «Let Love In» и «Murder Ballads». Многочисленных поклонников обретают Tori Amos, PJ Harvey и Garbage.
Британская сцена тоже не отставала от американских коллег по цеху. Из симбиоза брит-попа и альтернативы на мировой рынок вышли группы, которые выстрелили в девяностые, продолжили греметь в двухтысячные и не теряют актуальности по сей день - Radiohead, Coldplay, Placebo, Muse.
Альтернатива середины-конца девяностых подготовила почву для новых артистов, чья карьера начиналась в «нулевые».
• 2000е - наши дни
К сожалению или счастью, за двухтысячные годы мир не разродился ни одним новым жанром. Но это не говорит о том, что рок-сцена заглохла! Коллективы, начавшие свою карьеру в предыдущие десятилетия, продолжают радовать своих фанатов новыми релизами и гастрольными турами, которые благодаря технологическому прорыву стало возможным делать более яркими и интересными, ведь многие группы обратили свое внимание на красочную сценографию. С появлением интернета выпускаемая музыка стала гораздо более доступной.
Ну а молодые коллективы продолжают штурмовать музыкальный Олимп, опираясь на традиции самых разных жанров и всё же стараясь привнести что-то своё!
Комментарии
Всё равно спасибо. Многое из написанного и многие рок группы были моей юности по душе. Даже созвучны с её восприятием ритма и мелодии.
Лучшие шедевры были созданы именно в этот промежуток времени.
Послушайте))
У меня дома есть огромная коллекция винила, а в машине флешка, на которой практически один рок))
И если вдруг приходится много времени проводить в машине, то звучит только рок...
Жанна, насладитесь))
Спасибо, Лена! 🌺
Предлагаю дослушать до конца, да погромче))
Рок понятен только когда на полную громкость.
В ютубе русскими буквами набираете - соловьи бомбардировщики.
И намлаждаетесь)))
Комментарий удален модератором
Рок жив!
И у нас в России тоже!
А моя последняя рок-любовь - Пинк Флойд! ;))
Интересная статья! Спасибо, Алексей!
Уверена на все 100, что под вот эту музыку Вы точно танцевали!
А Вот под группу "Scorpions" на дискотеках танцевала, и на магнитофон записывала, многое у них нравилось, да и сейчас могу послушать. Но назвать себя фанатом рок-музыки в целом всё же не могу.)
То, что выше, гремело на всех дискотеках в восьмидесятые, вплоть до развала СССР///
Скорпы... как я думаю, это типа последние из магикан...
Видео что ниже, видела своими глазами))
Была на этом концерте, где то там машу руками, метров 10 от сцены)))
Комментарий удален модератором