Мысли вслух. О реальности "объективной реальности".

На модерации Отложенный

В адрес философов часто можно услышать упрек, что, мол, они не живут в реальном мире, что философские концепции оторваны от жизни (особенно идеалистические). Но так ли это на самом деле, да и вообще, что значит "жить в реальном мире"? Кого не спроси - все именно себя считают реалистами, но почему-то этот "реализм" у каждого свой и единственно верный, "правильно отражающий" объективную действительность. Объективная действительность одна на всех, а разные страны, партии, конкретные люди имеют свое, отличающиеся от других, свое представление о реальности. Не кажется ли это странным многим поборникам реализма в науке, философии и политике. При этом - что самое интересное - все за истину и выступают от ее имени. Что вполне естественно, ведь все представления о реальности - это представление об истине, как ее каждые государства, нации, народы и люди понимают. В действительности, за истину и правильное понимание реальности наша цивилизация, от начала своего зарождения и по сегодняшнее время, всегда принимала то, что ей было выгодно и то, что считалось самым лучшим из всех возможных зол. Иными словами, все, что человечество принимало и принимает за реальность и истину, все это насквозь мифологизировано и далеко от объективной действительности. Какую сторону общественной жизни мы бы не взяли - политику, науку, искусство - во всем видны следы идеализации, сакрализации и культа поклонения: то ли стране, то ли какому-нибудь учению, религии или человеку, все для нас свято и непогрешимо - родина, семья, дети, жена, муж. Если бы человечество состояло из реалистов, разделяющие «ценности» материалистов и физикалистов, согласно которым нет никакой иной объективной реальности кроме материальной реальности, все были бы безнадежными циниками и эгоистами, относящимся к духовным потребностям, как к проявлению слабости и умственной ограниченности.

Впрочем, нет-нет, но эти, ли не совсем уж античеловеческие, но несколько затемненные стороны души все-таки проявляются в виде эгоизма, чрезмерной расчетливости и преобладанием корыстных интересов вместо правды. С этой целью в ход идет все – дезинформация, манипуляция, откровенная ложь. Так что помимо возвышенно-романтического реализма существует, к сожалению, реализм прагматичный, когда истинно то, что выгодно. Поэтому, если кто-то говорит, что он знает, в чем истина - тот ничего не знает. Несмотря на то, что объективная действительность как бы на всех одна, а представление о то, что реальность, а что - вымысел у всех разное. Так манипулировать с объективной действительностью, откровенно игнорируя и не замечая очевидные факты, можно лишь только в том случае, если этот материальный мир и само человечество несовершенны, и нуждается в улучшении. Отсюда и стремление у людей изменить мир или приспособить к себе, в зависимости от своих практических нужд. Стоит ли после этого удивляться политическому, нравственному и философскому плюрализму мнений. Пойми после этого, кто прав: материалисты, утверждающие, что «нет ничего в мире, кроме вечно существующей и вечно движущейся материи" или идеалисты, для которых реальным Бытием обладает только Дух, Разум. Есть еще одни «реалисты» - дуалисты, которым мил и духовный мир, и материальный. Так что, уж простите за мой каламбур, с плюрализмом реализмов у человечества дела обстоят хорошо, а вот с истиной так и не заладилось: каждый верит в ту реальность, которая ему ближе и которая соответствует его социально-экономическим, нравственным и духовным запросам.