1:0 в пользу «глубинного народа»: почему в РФ не прошли QR-коды?

На модерации Отложенный

Введение на федеральном уровне ограничений  для непривитых россиян внезапно откладывается на неопределенный срок. Законопроект о QR-кодах на транспорте снят с рассмотрения и отправлен в Белый дом на доработку, закон о QR-кодах в общественных местах принят в первом чтении, однако уже после этого признан негодным, и тоже будет дорабатываться. При этом сами  QR- коды, разумеется, никуда не делись и остаются с нами: у регионов достаточно полномочий для того, чтобы самостоятельно вводить их в пределах собственных территорий (что большинство с самого начала и сделали). Однако и ответственность за такие непопулярные меры предстоит взять на себя губернаторам: федеральные власти явно передумали подставляться под удар в качестве инициаторов. По данным социологов  «Левада-центра» (признан в России иноагентом), против введения QR-кодов выступают 76% россиян — даже больше, чем против обязательной вакцинации — 54%. Кроме того, на следующей неделе предстоит очередной сеанс связи президента с народом — и, по всей видимости, ему не очень удобно отвечать на острые вопросы на эту тему.

Регионы «съезжают с темы»

Само собой, в регионах тоже не полные идиоты сидят: местные власти начинают потихоньку уходить от QR-кодов. Например, губернатор  Тюменской области отменил до 20 января QR-коды в ТРЦ, общепите и ряде предприятий сферы услуг, разрешил корпоративы в ресторанах, образовательные форумы с наполняемостью до 70% посадочных мест.  Смягчение режима наблюдается в Томской, Ульяновской и Нижегородской областях. Врио губернатора Владимирской области Александр Авдеев отменил принятое ранее решение о введении с 15 декабря QR-кодов в общественных местах. В Ивановской области это сделали еще в конце ноября. В  ближайшие дни процесс, судя по всему, примет лавинообразный характер: дураков нет смотреть, положив зубы на полку, как  рестораторы и отельеры в Москве  снимают сливки с  предновогоднего сезона. Напомним, что в столице   QR-коды с лета не вводились, да и тогда попытка оказалась достаточно краткосрочной.

Что касается законопроекта о введении  QR-кодов на транспорте, то в кулуарах даже не особо скрывали, что отрасль просто не готова к такому нововведению. Проще говоря, лоббистский ресурс РЖД и Аэрофлота с самого начала оказался намного более эффективным по сравнению с региональными князьками, которым приходится делать ставку на тихий саботаж.

«Санитарное лобби» против «экономического блока»

Еще одной причиной отказа от QR-кодов могла стать жесткая аппаратная борьба между чиновниками: очевидного согласия по этому  вопросу нет даже на уровне правительства,  где «санитарное лобби» (социальный блок под руководством  вице-премьера Татьяны Голиковой) вошло в жесткий клинч с экономическим блок ом под началом первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Понятно, что «санитарному  лобби», которое внезапно оказалось главным по борьбе с эпидемией, выгодны максимально жесткие меры контроля и ускорение вакцинации. В свою очередь представители экономического блока резонно опасаются  негативного влияния этих мер на экономику, которая и без того на ладан дышит. А еще есть администрация президента, где, в свою очередь озабочены влиянием  ковида на рейтинг главы государства, которого вообще-то стараются держать в стороне от  этой темы, но не всегда получсается. Не случайно, отмечает  политолог Татьяна Становая, высказывания Путина на несколько часов, а то и на сутки, опаздывают за действиями системы. «То в понедельник Путин просит снять с рассмотрения законопроект, о снятии которого уже объявили. Теперь он просит доработать другой законопроект, который еще вчера на месяц отправлен в регионы и, собственно, и так должен быть доработан ко второму чтению.» Происходит, по мнению эксперта, наглядное превращение  «национального лидера» в статичный символ, который с бюрократическим опозданием прибивают к процессам, к которым Путин уже имеет мало отношения.

Чуждая идеология

Однако принудительная вакцинация может иметь не только экономические последствия: раздражение, которое она вызывает  у «глубинного народа»  способно привести к переоценке  ценностей в области идеологии.  Противники вакцинации для характеристики происходящего все чаще используют слово «фашизм»,  а  ведь до недавнего времени к такому способу дискредитации оппонентов прибегала именно официальная пропаганда, положившая патриотизм в основу государственной идеологии. Но теперь она, похоже, теряет монополию – например, недавно  лидер КПРФ Геннадий Зюганов  прямо сравнил QR-коды со звездами Давида, которые нашивали на одежду евреям во время нацистской оккупации.   А депутаты от КПРФ пришли на заседание Госдумы с плакатом плакат «КПРФ против QR-фашизма». Кажется, против российских чиновников оборачивается их же собственное оружие. И это очень тревожный сигнал.

 

Снег.TV