1921 год: немецкие националисты против «еврейского засилья» в театрах

На модерации Отложенный

18 декабря 1921 года газета «ХаАрец» опубликовала статью Матитьягу Хиндеса «Война за мораль». Хиндес – журналист, финансист и сионистский деятель – жил в то время в Берлине. Свою статью он посвятил борьбе немецких националистов против «еврейского засилья» в театрах Германии.

«Неожиданно для себя мы оказались в новой роли, по правде говоря, совсем нам не подходящей, – писал Хиндес. – Оказывается, мы растлители молодого поколения, а вовсе не хранители морали, как полагали легковерные историки на протяжении сотен лет. Так утверждают немецкие националисты, развернувшие борьбу против евреев на страницах целого ряда газет. Они обвиняют нас в том, что мы подталкиваем молодых людей к аморальному поведению и распущенности».

«В последнее время националисты делают особый упор на борьбе против «еврейского засилья» в немецких театрах, – отмечал Хиндес. – Двери театров Германии открыты только для евреев, утверждают они, а еврейские пьесы вытесняют произведения немецких драматургов. По их словам, немецкий театр теперь проповедует еврейскую мораль, а еврейские режиссеры формируют вкус немецкой публики. Недавно труппа, играющая на идише, представила в Берлине «Гадибук» С. Ан-ского. Этот спектакль был тепло принят немецкой правой прессой, выразившей надежду на то, что у евреев наконец будет свой театр, а немецкий театр очистится от еврейского влияния».

 

 

 

«Однако призывы к «очищению от евреев» не находят широкой поддержки среди немецких деятелей искусств, – подчеркивал Хиндес. – Немецкая публика также не откликается на провокационные призывы и заполняет залы театров вне зависимости от национальности создателей понравившегося ей спектакля».

Коммунисты призывают водителей к возобновлению забастовки

18 декабря 1931 года газета «Доар ха-йом» опубликовала сообщение под заголовком «Всевидящее око Москвы… Компартия Палестины подстрекает к забастовке». В ней шла речь о листовке, распространяемой палестинскими коммунистами в связи с завершением продолжавшейся несколько недель стачки водителей.

 

В конце концов забастовочный комитет и представители властей смогли прийти к устраивающему всех соглашению. Водители вернулись к работе. Это вызвало возмущение Компартии Палестины, резко осудившей «соглашательскую позицию» лидеров забастовщиков.

«Коммунисты распространили листовки с призывами к возобновлению стачки, – сообщала «Доар ха-йом». – Они пытаются убедить водителей перестать прислушиваться к «предателям» и не идти ни на какой компромисс. В частности, коммунисты утверждают, что водители должны полностью отказаться от уплаты налога, введенного местными властями, а не соглашаться на его сокращение».

«Лидеры забастовщиков в листовке именуются не иначе как предателями трудового народа, – отмечала газета. – Разумеется, авторы воззвания не забыли упомянуть о том, что только коммунисты являются подлинными представителями рабочего класса в то время, как все остальные обслуживают исключительно интересы империалистов и сионистской буржуазии».

«Вверху листовки размещен лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», – говорилось в заключение газетного сообщения. – Внизу значится подпись: «Центральный комитет. Типография Компартии Палестины». Известен ли полиции адрес этой типографии?»

 

 

 

«Вставай, еврейская молодежь!»

18 декабря 1941 года газета «Давар» опубликовала обращение к еврейской молодежи Палестины, которое подписали ведущие общественные организации страны: партия МАПАЙ, Гистадрут, Партия общих сионистов, движение «Ха-шомер ха-цаир», Объединение учителей, Союз писателей и другие. В нем содержался призыв записываться добровольцами в британскую армию, сражающуюся против нацизма.

«Миллионы молодых людей из всех стран свободного мира воюют сейчас с нацистским врагом – врагом всего человечества, – говорилось в обращении. – Он порабощает народы, попирает человеческое достоинство – собираешься ли ты вступить в борьбу с ним? Это – враг твоего народа. Настало время вступить в борьбу за освобождение тех, кто оказался во вражеских когтях».

 

 

 

«Враг нацеливается и на нашу родину, на Эрец-Исраэль, – подчеркивали далее авторы обращения. – Опасность приближается. Неужели другие должны будут защищать нашу страну, а ты спрячешься? Неужели ты не вступишь в войну за воплощение чаяний нашего народа? Десятки тысяч твоих ровесников из Эрец-Исраэль уже откликнулись на наш призыв и записались добровольцами. Сейчас мы обращаемся к тебе, неужели ты заткнешь уши? Вставай, еврейская молодежь! Записывайся в добровольцы!»

Борис Ентин