Символы свободы

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Алексей Навальный в этом году не получил Премию мира, но получил Премию Сахарова. Сахаров нобелевским лауреатом — стал, как вы помните. Вручение Сахаровской премии состоялось на следующий день после очередной годовщины смерти Андрея Дмитриевича, и если есть желание найти символизм, параллели и перпендикуляры, то сделать это нетрудно.

Алексей получить свою премию не мог — премию получала его дочь Дарья. Андрей Сахаров тоже не смог лично получить свою Нобелевскую премию. Вместо него в Осло была Елена Боннэр.

Сахаров и Навальный очень непохожи. Разного возраста и разного темперамента. Сахаров сначала создал страшнейшее оружие, которым можно уничтожить всех нас, а потом стал пацифистом и живым синонимом понятий совести, личного мужества, свободы мысли — именно за это свободомыслие Сахаровскую премию и вручают. Сахаров был человеком Системы, но бросил ей вызов, отказавшись от всего что имел, а легко мог иметь еще больше.

Навальный не был выдающимся ученым и в Систему не вписывался никогда. Само имя Навального сегодня стало запрещенным. А Сахаров заслужил такой авторитет, что даже теперь, когда все, что связано с периодом Горбачева и Ельцина, мажут дерьмом, про Сахарова говорят хоть и без пафоса, но все-таки нейтрально.

Проспект Навального в Москве появится, если еще появится, годы спустя.

А проспект Сахарова — вот он, и никто не предлагает переименовать его в честь какого-нибудь чекиста. Сахаров оставил после себя книги и манифесты, которые кажутся сегодня часто наивными. Но это — твердая общественная концепция. Навальный манифестов не писал, концепций не составлял и обходился без сантиментов. Но сегодня он стал синонимом мужества, смелости, готовности пойти на таран и даже рискнуть жизнью. Однако ведь и Сахаров рисковал ею, объявляя свои марафонские голодовки.

Символы свободы могут выглядеть очень по-разному. Это может быть согбенный старик, медленно идущий и с трудом говорящий. А может быть яркий молодой мужчина, выступающий как трибун и фонтанирующий энергией.

При этом удивительно, насколько похож в обоих случаях режим. И брежневский СССР, и путинская Россия — унылые, отгородившиеся от мира, повсюду ищущие врагов, скрипящие по ухабам с раздутой армией и деградирующей экономикой. При молчаливом согласии подавляющего большинства.

Андрей Сахаров был отправлен в ссылку, казалось, навсегда, но триумфально вернулся менее чем через семь лет в стремительно меняющуюся страну.
Навальный тоже вернется. Через семь лет — или раньше, но вернется. Встретят ли его с цветами и слезами восторга, как Сахарова, сказать наверняка не берусь. Но его возвращение тоже будет знаком того, что с прежней жизнью у нас покончено.

Я желаю Алексею как можно скорее вернуться домой, к чудесной дочери Дарье, к семье, к друзьям и увидеть новую жизнь своими глазами.