Рост амбиций Польши ведет ее к выходу из ЕС и НАТО и битве с Россией

На модерации Отложенный

 

 

Обозреватель польской газеты Gazeta Polska Codziennie Бартош Бартчак призвал Варшаву «выдавить Москву из ее прежних сфер влияния». Вот что он пишет в своей статье (цитируем в переводе Иносми.ру):

«В ходе битвы больших держав часто открываются новые возможности для небольших стран, которые могут превратиться в сильных игроков… Агрессивная политика слабой России открывает перспективу для того, чтобы выдавить Москву из ее прежних сфер влияния, снискав одобрение многих народов…

Польша находится на верном пути к восстановлению Первой Речи Посполитой в форме связей и сотрудничества, объединявшего входившие в нее народы… А Россия? Вне зависимости от того, кто одержит верх в конфликте между Китаем и США, она утратит позицию сверхдержавы, как Франция после Второй мировой войны, как Австрия в XX веке, как Швеция или Польша в XVIII столетии. Время Москвы просто подошло к концу, началось время Варшавы…

Мы можем пойти даже дальше, чем 400 лет назад, и не только восстановить Первую Речь Посполитую, но и объединить весь регион Междуморья. США и Китай будут это приветствовать и стремиться иметь нас в числе союзников. Американцы уже помогали нам запустить Инициативу трех морей, а Пекин — блок «17+1». Дело за нами, пора начать польское наступление».

 

 

 

Следует уточнить, что издание, в котором публикуется Бартчак, представляет интересы радикального фланга польской правящей партии «Право и Справедливость» (PiS). Это самые ее преданные сторонники, поэтому Gazeta Polska Codziennie периодически дает интервью председатель PiS Ярослав Качиньский, который очень ценит верность.

При этом надо понимать, что радикалов в любой партии стараются держать близко к себе, но проводить все-таки центристскую линию. Но означает ли это, что призыв смести Россию с карты истории – всего лишь броский лозунг?

Так уже не скажешь. Дело в том, что, столкнувшись с игнорированием польских интересов со стороны ЕС и США, в Варшаве начинают задумываться над тем, а так ли нужно Польше членство в западных альянсах, куда она стремилась. Эти размышления приводят к выводу: Варшава могла бы пуститься в одиночное плавание и приступить к формированию собственных союзов. О чем, например, на днях заявил в интервью католической газете Nasz Dziennik известный польский политолог Гжегож Гурский.

По его словам, в ситуации, когда Вашингтон договаривается с Москвой, Польша должна предпринять самостоятельные шаги. Во-первых, присоединиться к группе соседних с Украиной стран (Турции, Румынии и Венгрии). Создать альтернативный формат, например, Варшавский, и сесть за стол переговоров с Украиной и Россией, и попытаться «стать субъектом этой игры, а не объектом игры Путина».

Во-вторых, на этой основе наладить более тесное оборонное сотрудничество между странами, которым «угрожает» Россия – это Польша, Турция, Румыния и Венгрия с приглашением Швеции и Норвегии.

Обе инициативы должны включать также Великобританию, с которой у Варшавы хорошие отношения. «Следует сказать, что в настоящее время у нас нет пространства для маневра и, более того, у нас нет времени, – заявляет Гурский. – Через некоторое время русские начнут решать проблему свободного доступа к Калининграду, и мы столкнемся с такими проблемами, которые сделают происходящее на границе с Беларусью милым воспоминанием».

 

 

 

Несколько в иных выражениях, но на ту же тему размышляет на страницах проправительственного портала wPoliticy авторитетный польский аналитик и эксперт по России Марек Будзиш. «Если Западная Европа и США хотят вести переговоры с Россией, давайте не будем этому противиться, потому что мы не сможем остановить этот процесс, – пишет он. – Давайте сделаем так, чтобы наша точка зрения учитывалась как можно чаще. Давайте обеспечим наше усиление, в том числе в военном отношении.

Наконец, давайте помнить, что закрытие перспективы членства в НАТО для Украины приведет страну в шок. Давайте будем готовы к этому, возможно, предлагая и развивая существующие местные или региональные форматы. Если Франция может заключать военные союзы с Грецией, Италией и Хорватией, то почему Польша не может сделать то же самое с Румынией, Великобританией, Украиной и Турцией?»

Как можно судить, Варшава стоит на пороге принятия решения о проведении новой политики на восточном направлении, реанимируя старые геополитические сюжеты времен Первой Речи Посполитой. Однако пока Польша является членом Евросоюза и НАТО, она скованна в своих действиях. Потому что ее первые же агрессивные шаги будут означать для ЕС и Североатлантического альянса перспективу развязывания конфликта с Москвой, вплоть до обмена военными ударами. Этого Запад себе позволить не может.

Поэтому не будем исключать того, что в Брюсселе и Вашингтоне решат отпустить Варшаву на вольные хлеба, подтолкнув ее к выходу из ЕС и НАТО. Запад тут практически ничего не проигрывает, понимая, что новая воинственная Польша, конечно, не сможет выдавить Россию из ее зон влияния, но определенные проблемы Москве она способна создать, заставив тратить ресурсы на решение «польского вопроса».

Однако события могут развернуться и по иному сценарию, который имел место в истории. В этом случае уже Москва начнет работать с польскими элитами, перетягивая их на свою сторону. И тогда Польша столкнется с фактором очередного своего раздела, только без прямой аннексии ее территорий, когда на востоке страны появится Польская Народная Республика, дружественная России и Белоруссии.