Бельгийская суперзвезда Анжель: «Когда мы говорим о феминизме, люди нас боятся»

На модерации Отложенный

Сегодня в нашей программе статья именитой парижской корреспондентки британского издания The Guardian Ким Уилшер «Бельгийская поп-сенсация Анжель: «Когда мы говорим о феминизме, люди нас боятся»», опубликованная 9 декабря.

Наша справка: Анжела Ван Лакен (фр. Angèle Van Laeken) – бельгийская певица, выступающая под мононимом Анжель (фр. Angèle).

Анжель родилась 3 декабря 1995 года в музыкально-артистической семье. Отец Анжелы – известный бельгийский певец Марка, мама – комедийная актриса Лоранс Бибо. В 2000-х годах родители создали ставший популярным поп-роковый дуэт Monsieur et Madame.

***

Суперзвезда с миллионными продажами на родине и во Франции, рассказывает о своей конфронтации с Playboy, а также о том, как росла в известной семье и как ее публично назвали бисексуалкой.

Несколько лет назад в популярной викторине в британских пабах надо было называть имена 10 известных бельгийцев. Ответы часто свидетельствовали больше о культурном невежестве британцев, чем о способности Бельгии производить международных знаменитостей, учитывая, что вымышленные Тинтин и Эркюль Пуаро были лучшим, что многие могли придумать.

Игра стала намного проще с появлением Анжель, ярко выраженной феминистки и бельгийской поп-певицы и автора песен, которая прославилась в 2016 году после того, как она разместила в Instagram короткие клипы с исполнением кавер-версий и игрой на фортепиано. Она была молода, талантлива и не боялась подшучивать над собой, корча рожи и засовывая карандаши в нос. Ее дебютный альбом Brol, выпущенный в 2018 году, разошелся миллионным тиражом; к 2019 году она стала лицом Chanel.

«Я всегда хотела сделать карьеру в музыке, но больше думала о работе аккомпаниатором на фортепиано, – говорит она, откидываясь в кресле в пятизвездочном бутик-отеле рядом с Парижской оперой. – Я действительно не ожидала, что всё произойдет именно так».

Если 26-летняя Анжель и известна в Великобритании, то только благодаря своему дуэту с красоткой Дуа Липа в песне британской певицы Fever 2020 года («Между нами есть что-то очень естественное», – говорит Анжель), но во Франции и Бельгии она выступает перед переполненными аренами. Она только что выпустила свой второй альбом Nonante-Cinq (95, в честь года ее рождения), 12 интроспективных диско-поп композиций с обманчиво наивным, детским вокалом. Альбом вышел вслед за документальным фильмом Netflix о ее жизни. «Успех пришел из ниоткуда, практически изо дня в день, – говорит она. – Это было очень быстро и интенсивно. Меня всё это очень удивило. Я до сих пор удивляюсь».

Эта интенсивность возросла в 2017 году, когда она согласилась пообщаться с Playboy. Несмотря на просьбу не делать этого, в журнале была использована фотография Анжель топлесс с двумя перцами перед грудью. Чувствуя себя униженной и преданной, она говорит, что проплакала целую неделю.

«Они написали даже не о музыке, которую я делаю, а только о том, что я сексуальна, – говорит Анжель. – В статье я была представлена как женщина, которая хочет привлечь к себе внимание путем сексуализации своего образа, как будто в этом нет ничего хорошего, в то время как быть сексуальной и привлекательной не должно быть проблемой». По ее словам, потеря доверия к Playboy «стала тяжелым уроком».

Ее ответом [на козни Playboy – авт.] стала песня Balance Ton Quoi (Squeal on What), в которой обыгрывается французская фраза Balance Ton Porc (Squeal on Your Pig – Визжи на свою свинью). Песня мгновенно превратила ее в фигурантку феминистского движения.

«Будучи девушкой и молодой женщиной, я, как и большинство женщин, страдала от сексистской агрессии. Есть домогательства на улице и в отношениях, есть сексистские высказывания и поведение в музыкальном бизнесе, – говорит она, добавляя, что именно отсутствие реакции на ее брата, рэпера Ромео Элвиса, выступающего без рубашки, вбило в сознание двойной сексистский стандарт. – Никто не обращает внимания, когда это делает он, но если в Playboy появляется моя фотография топлесс, то обсуждение носит уничижительный характер. Люди не говорят: вау, разве это не здорово, разве она не прекрасна; они думают, что это позорит меня».

Она написала Balance Ton Quoi, «потому что я знала, о чем говорят эти женщины, на собственном опыте. Эта песня внезапно стала феминистским гимном на акциях протестах – я обнаружила, что в 23 года я стала чем-то вроде феминистской иконы, когда мне еще предстояло многому научиться в жизни». Бельгия и Франция, по ее словам, «всё еще отстают в вопросах сексизма. Насилие в отношении женщин по-прежнему считается запретной темой, которую трудно затрагивать и которая сознательно преуменьшается».

Видео, сопровождающее песню, беззаботное, но в то же время напряженное, в нем Анжель руководит заседанием суда и академией по борьбе с сексизмом. «Мы хотели показать, с чем нам приходится бороться, если мы феминистки и хотим противостоять патриархату, но мы также хотели, чтобы это было красиво, доступно, легко и весело, потому что я предпочитаю передавать эти послания с юмором; я думаю, что так можно донести даже самое трудное послание». На обложке Brol изображена юная Анжель без переднего зуба. «Я считаю, что подшучивать над собой очень важно. Это наилучшее оружие! В конце концов, это способ остановить боль, потому что есть определенная сила в высмеивании себя до того, как это сделают другие».

Анжель понимала важность установления контроля над своей личностью еще до нарушения ее прав Playboy. Она родилась с именем Анжель Жозефин Эме Ван Лакен, вторым ребенком известных родителей – ее мама – актриса Лоуренс Бибо, а отец – Серж Ван Лакен, известный также как певец Марка. Анжель говорит, что у нее было «прекрасное детство», но ее ответы свидетельствуют об определенном напряжении. Быть дочерью известных родителей, а позже сестрой Ромео Элвиса, очевидно, временами раздражало.

«Мои родители не поощряли меня стать профессиональной певицей – на самом деле, я держала их в неведении о том, что я делаю, потому что не хотела, чтобы они вмешивались. Я также не хотела, чтобы они присвоили себе все заслуги, – говорит она. – Я не думаю, что они отговаривали бы меня, но они бы испугались, потому что это было намного выше того, что они сделали в своей карьере, и в какой-то момент это стало настолько огромным и неконтролируемым, что они начали волноваться. Кроме того, они, вероятно, захотели бы помочь, и мне было бы сложно сказать «нет»».

Я говорю Анжель, что, учитывая известность родителей, она должна привыкнуть к тому, что ее узнают на улице.

Она шутит: «Когда мои родители были молоды, их узнавали, но только примерно раз в месяц. Теперь меня узнают каждый день».

Она ужасно расстроилась, когда французский телеведущий объявил ее бисексуальной, прежде чем она смогла рассказать об этом родителям и бабушке, но теперь она может только пожать плечами. Она говорит, что даже в своей «открытой семье» родители были очень удивлены, когда она привела домой подружку.

«А моя мама в театре в окружении множества ЛГБТ! Если бы я сказала своим родителям: «Я думаю, что мне нравятся девушки», тогда всё было бы нормально, но я не предупредила их, поэтому для них это был шок. Думаю, я всегда знала об этом, даже когда была маленькой, но когда мне было 15 лет, и я училась в школе, быть бисексуалом было совсем не круто. Это было даже немного стыдно». Сегодня она говорит, что не замужем, но признаётся, что, возможно, не сказала бы, если бы это было не так. «Я поняла, что не должна быть открытой в подобных вопросах, чтобы защитить себя и своих друзей».

Она столкнулась с негативной реакцией в социальных сетях, когда Ромео Элвиса обвинили в сексуальных домогательствах к молодой женщине, за что он позже извинился. «Я невольно оказалась в центре неприятной истории, которая не имела ко мне никакого отношения, – говорит Анжель. –Люди всё перевернули с ног на голову и сказали: «Ты феминистка, а твой брат сделал это?». Ну, что я могла сказать?»

«Злилась ли я на него? Это было нечто другое между нами, но я злилась на то, как люди пытались сделать меня ответственной. Кому-то нужно было обязательно найти виновницу женского пола. Для меня это стало еще раз доказательством того, что, когда мы говорим о феминизме, люди боятся и стремятся дискредитировать эту борьбу. Я не знаю, нападали ли на меня больше, чем на брата, но на меня напали без причины – и очень жестоко в социальных сетях».

Слава, таким образом, оказалась крутой и не совсем приятной кривой обучения – французская газета Libération описала альбом Nonante-Cinq как «слушать друга, который считает тебя своим психологом, и имеет неприятную привычку звонить тебе в любое время суток, чтобы рассказать о себе», но Анжель говорит, что она bien dans sa peau (счастлива в своей коже) и не слишком беспокоится о том, чтобы стать звездой международной величины.

«Я очень рада, что могу приехать в Англию и гулять по улицам, где никто меня не узнаёт, – говорит Анжель. – Мне нравится время от времени выступать с концертами и собирать большую аудиторию, но я счастлива, что меня не так хорошо знают». Да будут прокляты британские викторины в пабах: «В Бельгии и здесь, во Франции, меня пока все устраивает».

***

И ещё:

Самой популярной песней Анжель считается «Tout oublier» («Все забыть»), записанная при участии брата – популярного бельгийского рэпера Ромео Элвиса. C этой песней Анжель возглавила чарты Валлонии (франкоязычной Бельгии) и Франции. Песня является частью первого альбома и вышла отдельным синглом в один день с ним – 5 октября 2018 года.

Став одним из открытий сезона на франкоязычной музыкальной сцене, с церемонии вручения премии Victoires de la musique («Музыкальные победы», французский аналог премии «Грэмми») в январе 2019 года Анжела вернулась сразу с двумя статуэтками – за альбом Brol в номинации «Альбом – открытие года» и за клип к песне Tout oublier в номинации «Лучший музыкальный клип».

Следующий сингл, Balance ton quoi, вышел 15 апреля 2019 года. Он тоже поднялся на 1 место в Валлонии, а во Франции достиг 2 места (в списке самых скачиваемых песен во Франции – 1-го).

15 мая 2019 года Анжела выступила на церемонии открытия Каннского кинофестиваля с песней Sans toi из кинофильма «Клео от 5 до 7».

Очередной сингл, Flou, вышел 5 июля и достиг во Франции 34-го места (на радио 3-го) и в Валлонии 2-го.

30 октября 2020 года вышел сингл Fever, совместный с британской певицей косовского происхождения Дуа Липой.

Клип на трек Balance Ton Quoi похож на остроумный короткометражный фильм, который изобличает сексизм во всех его проявлениях. Кстати, с 15 апреля 2019 года у него свыше 98 миллионов просмотров в You Tube.

В тексте Анжель обличает рэперов, сочиняющих грязные речёвки про девушек; навязчивых мужчин, которые не дают прохода женщинам на улице; незнакомых комментаторов, не стесняющихся заявлять, что «для забавной девчонки она не такая уж страшненькая». В припеве она почти открытым текстом посылает сексистов по известному адресу – и добавляет, что теперь ее песня не попадет на радио, потому что эти слова «не слишком красивы».

Изначально было понятно, что видео на такой трек должно быть не менее остроумным и содержательным, чем его текст. Тем более что Анжель уже выпускала клипы, напоминающие красочные короткометражные фильмы.

Режиссером и соавтором сценария Balance Ton Quoi стала давняя подруга и соратница певицы, бельгийская фотограф и феминистка Шарлотт Абрамов, ученица легендарного Паоло Роверси. В начале видео певица появляется в кадре в кутюрном «принцессином» платье Viktor & Rolf и с котенком на руках. Камера медленно отъезжает назад – и становится понятно, что перед нами отнюдь не романтичный клип на «сладкую» поп-балладу: на подоле видны аппликации со словами go fuck yourself. Дальше Анжель перевоплощается в судью на процессе по делу о сексизме; она же играет здесь жертв и обвинительниц. В зале сидят их оппоненты, все они разного пола, возраста и происхождения. Так создательницы клипа дают понять: у сексизма нет ни пола, ни национальности, ни возраста.

Затем мы переносимся в воображаемую антисексистскую академию, где исполнительница играет преподавательницу, объясняющую студентам принцип «нет значит нет».

Запоминающееся камео досталось актеру Пьеру Нине, известному по роли Ива Сен-Лорана в биографическом фильме 2014 года и по главной роли в недавней экранизации романа Ромена Гари «Обещание на рассвете». Его герой спрашивает у Анжель, действительно ли, когда женщина говорит «нет», она не имеет в виду что-то другое. После этого у него завязывается словесная перепалка с другим студентом, а присутствующая там же девушка (ее сыграла бывшая порнозвезда Никита Белуччи) пытается их урезонить. В результате оба переключаются уже на девушку, называют ее истеричкой и обвиняют в том, что она их перебивает. Комичная сцена отлично иллюстрирует проявления «обыкновенного» бытового сексизма.