Отношения человека и государства, понимание человека своего места в нём

На модерации Отложенный

Собственно, конституции появились на свет именно как механизм ограничения возможностей действий власти по отношению к гражданину. Начиная с Великой Хартии Вольностей (1215 г., Англия) и в особенности после Великой французской революции 1789 года, когда конституция из набора отдельных актов стала отдельным и цельным правовым документом, суть и смысл любой конституции – в закреплении гражданских свобод, ограничении государства, установлении незыблемых для государства прав и свобод граждан.

Конституция сама по себе есть в первую очередь акт общественный и гражданский, акт приоритета прав граждан над правами власти.

Когда, читая о правах и свободах человека и гражданина в Конституции, гражданин видит очевидное, вопиющее несоответствие написанного и происходящего, то происходит так называемый когнитивный диссонанс: официально объявленное мироустройство приходит в тотальное противоречие с мироустройством фактическим, реальным. И тогда государство полностью утрачивает для гражданина своё значение. Оно перестает быть уважаемым. Перестаёт быть своим.

Гражданин отстраняется от такого государства, не заботится о нём, не желает иметь с ним дел (но вынужден), в конечном итоге, воспринимает его как противника, а не защитника, зачастую – как насильника, грабителя и врага.

Это – крах всей государственной системы. Потому что когда слова Конституции становятся ложью, заложенный в неё главный смысл деятельности государства (обеспечение прав и свобод человека) утрачивается. Власть превращается в банду, а народ – в жертву.

У таких феодальных отношений нет и не может быть никакого писанного права. Такие отношения гражданина и государства строятся на принципах криминального мира – по так называемым «понятиям». Слова о правах и свободах человека (а это и есть суть Конституции) полностью утрачивают значение.

Но приобретают вполне конкретное значение и хорошо понимаются человеком другие слова: насилие, страх, жестокость, обман, ложь, лицемерие, подлость, цинизм.

Это – тоже своего рода «конституция». Но это – другая реальность, в которой всё ясно, нет никаких сомнений в смысле происходящего и – самое страшное – нет практически никаких законных способов изменить положение дел. Потому что Конституция и законы, которые должны охранять права и свободы человека и гражданина, в России не работают. Не соответствуют содержащимся в них словам. Точнее будет сказать – работают против человека и гражданина. Законы становятся государственной машиной, уничтожающей права и свободы человека.

Брокгауз и Ефрон в своем бессмертном энциклопедическом словаре определяли конституцию как «политический, учредительный, основной закон, определяющий начала государственного устройства в странах, управляемых при участии народного представительства (ограниченная монархия) или одним народным представительством (демократическая республика). Основным и общим признаком конституционной формы государственного устройства является самоограничение верховной власти, которая перестает быть абсолютной».

И замечали там же: «Однако, сила и устойчивость конституционного строя зиждется не на писанных хартиях и законах, не на торжественном обещании правителей охранять Конституцию, а на наличности правового сознания у населения, на сознании им солидарности своих интересов с конституционным строем, на готовности населения активно выступить в защиту своих политических прав».

Если готовность активно выступить в защиту своих политических прав не станет жизненной потребностью решающей части российского общества, вслед за Конституцией перестанет иметь значение и просто исчезнет с политической карты мира сама страна. Как большое слово, из которого украли смысл.