5 советских генералов, которые погибли в бою с оружием в руках, как простые бойцы
На модерации
Отложенный
Идти в атаку с пистолетом или автоматом в руках – это не генеральское дело. Однако война – сложная штука, и ситуация может повернуться совершенно неожиданным образом: вчера ты сидел в служебном кабинете над картами, а сегодня – ведёшь бойцов в рукопашную. Вспомним героев-генералов, которые погибли в бою, с оружием в руках.
№5 Генерал-полковник Михаил Петрович Кирпонос (1892-1941)
Самый известный советский генерал из тех, что пали с оружием в руках – это Михаил Кирпонос, в 1941 году – командующий Юго-Западным фронтом и руководитель обороны Киева. Войска под командованием Кирпоноса два месяца удерживали Киевский укреплённый район. А потом фронт рассыпался под ударами противника, и большое количество войск попало в окружение.
Расчленённые на разрозненные группы войска фронта совершали манёвры, с боями пробивались из окружения, действуя на свой страх и риск: командование уже давно утратило контроль над ситуацией.
20 сентября 1941 года сводная колонна штабов Юго-Западного фронта и 5-й армии возле хутора Дрюковщина, была атакована силами немецкой 3-й танковой дивизии. Остатки колонны отошли в рощу Шумейково. В группе оставалось не более тысячи человек, из них около 800 человек – командиры.
М.П. Кирпонос. Фото в свободном доступе.
Они рассредоточились по кромке оврага, а бронемашины заняли позиции по опушке. Планировали отсидеться до темноты в круговой обороне, а потом пойти на прорыв. Но после миномётного обстрела немцы пошли в атаку. Ничего не оставалось, как только контратаковать и пытаться прорваться. Дошло до рукопашных схваток. В одной такой контратаке Кирпонос был тяжело ранен.
Генерала эвакуировали в овраг, но около 7-ми вечера Кирпонос погиб от осколков разорвавшейся рядом мины.
№4 Генерал-лейтенант Леонид Григорьевич Петровский (1897-1941)
Сын видного революционера и советского государственного деятеля Григория Ивановича Петровского (в честь которого до 2016 г. назывался город Днепропетровск).
В августе 1941-го генерал Петровский, командующий 63-го стрелкового корпуса 21-й армии, с боями выводил своих подчинённых из окружения. Он был собран, уверен в успехе, заряжал этой уверенностью бойцов и офицеров. Одна группа, которую вёл Петровский, сломила сопротивление немцев и прорвалась из окружения.
Генерал направился на помощь другой группе – 154-й дивизии, чтобы вывести и её. Не вышло. В бою, который развернулся утром 17 августа, группа была частично рассеяна, частично взята в плен. Уже после боя на лесной дороге немцы обнаружили легковую машину, из которой по ним был открыт огонь. Один немецкий солдат был убит, ответным огнём был убит и человек, прятавшийся за машиной. При нём были обнаружены документы на имя генерала Петровского. Пленный полковник Алексей Фейгин подтвердил личность генерала.
Это фото генерал Петровский 13 августа выслал вместе с письмом жене. А 17 августа погиб в бою. Фото в свободном доступе.
Немцы похоронили генерала Петровского с воинскими почестями, близ села Руденка, в Гомельской области (но всю работу по захоронению проделали под их присмотром пленные красноармейцы).
№3 Генерал-лейтенант танковых войск Василий Михайлович Алексеев
Генерал Алексеев прошёл гражданскую, Халхин-Гол, советско-финскую и почти всю Великую Отечественную. Погиб 25 августа 1944 года, в бою при взятии города Текуч (Румыния). Вот как это было.
Командир 5-го гвардейского танкового корпуса генерал Алексеев ехал на «Виллисе», вместе с бронетранспортёром сопровождения и «Виллисом» с автоматчиками, непосредственно за своими танкистами, наступавшими на Текуч, и руководил их действиями.
В городе «Виллисы» и бронетранспортёр попали в засаду. Из окон второго этажа по ним был открыт автоматный и пулемётный огонь, а бронетранспортёр был подбит из пушки, прятавшейся в саду за домом.
Генерал с ординарцем выскочили из машины и начали отстреливаться. Ехавший вместе с ним начальник политотдела корпуса полковник Белов выбрался на соседнюю улицу и привёл подмогу. Но было уже поздно: командир корпуса в перестрелке погиб.
Василий Михайлович Алексеев. Фото в свободном доступе.
№2 Генерал-майор авиации Николай Андреевич Власов (1934-1985)
Генерал Николай Власов с августа 1985 года служил в Афганистане, военным советником командующего Военно-воздушными силами ДРА. Он занимался обучением афганских лётчиков. Не в тиши кабинетов и аудиторий, а на практике.
Для повышения результативности боевой работы афганских ВВС генерал нередко сам занимал место в кабинах афганских лётчиков. Один из таких вылетов, 12 ноября 1985 года, оказался для Николая Власова роковым. Генерал пилотировал лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения МиГ-21бис, летел из Кандагара в Шинданд.
Душманы сбили его либо из ДШК, либо из ПЗРК (доподлинно неизвестно). Николай Власов катапультировался из терпящего бедствие самолёта, однако всё равно погиб. По одной версии – в перестрелке с душманами, при попытке взять его в плен на земле. По другой версии – ещё при спуске на парашюте. Точная его судьба так и осталась неизвестной.
Генерал Николай Власов. Фото в свободном доступе.
№1 Генерал-майор Михаил Юрьевич Малофеев (1956-2000)
В 1989 году Малофеев окончил Военную академию имени Фрунзе. Участвовал в обеих чеченских войнах. В 1999 году – в качестве заместителя командующего группировкой федеральных войск в Чечне «Север».
17 января 2000 года Малофеев руководил действиями штурмовых групп, которые выбивали боевиков из зданий Грозненского консервного завода. Посчитав, что после артподготовки, в ближайшем к позиции боевиков здании в живых никого не осталось, генерал со своей группой занял его.
Однако боевики отсиделись в подвалах, и обстреляли группу генерала Малофеева. Он вступил в бой и отстреливался, но погиб, вместе с сержантом-связистом. Остальные члены группы смогли отойти и остались живы.
🔵 Генерал Жолудев- единственный советский генерал, погибший в ходе операции «Багратион» всего из-за одной ошибки
Михаил Малофеев. Фото в свободном доступе.
Память об всех этих геройских военачальниках бережно хранит отечественная история.
Комментарии