Они очень напоминают людей
На модерации
Отложенный
Сергей Любаченко — фотограф дикой природы, а его модели — сивучи, нерпы, лисы и чайки, обитающие на Сахалине. Ради одного кадра Сергей часами может сидеть по пояс в снегу и выжидать, когда зверь доверится ему и начнет вести себя перед камерой естественно. Фотографируя животных, Сергей стал замечать, как влияют на дикую природу люди и как смертельно опасен для животных мусор. Снимки Сергея Любаченко — в галерее «Ленты.ру».
***
Фото: Сергей Любаченко
Сергей Любаченко: Фауна острова Сахалин достаточно разнообразна и меняется в зависимости от сезона. Для одних зверей и птиц это временная остановка на пути миграции, для других — дом. Поэтому в погоне за новыми кадрами от сезона к сезону приходится менять предмет наблюдения. И далеко не всегда можно так просто подобраться к объекту наблюдений.
Пожалуй, самый запоминающийся поход к залежке ларг (пестрых нерп) был в конце декабря прошлого года. Снега было немного, наст еще не сформировался, снегоступы постоянно проваливались, и в итоге одна из застежек лопнула. Переносить все на другой день возможности не было, поскольку льды в Охотском море постоянно прибывали, и в любой момент ларги могли уйти в море до следующего сезона. Пришлось идти в ботинках, которые буквально сразу набились снегом и намокли. Четыре километра туда и четыре обратно.
Фото: Сергей Любаченко
Сегодня очень популярны у фотографов дроны, так как они позволяют делать снимки труднодоступных мест с интересных ракурсов. Но при работе с животными главный недостаток дрона — шум винтов, который пугает зверей и птиц. А главным правилом фотографа дикой природы является как раз сохранение спокойствия и безопасности животного.
Чтобы сделать такой снимок краснокнижных северных морских львов, мне пришлось потратить три дня. Это время понадобилось для того, чтобы получить доверие у животных и выбрать нужный момент.
Фото: Сергей Любаченко
Доверие — главное, но получить его бывает невероятно сложно. Лисы, например, часто делают вид, что спокойны, но при этом их уши отчетливо следят за вами, выдавая напряжение зверька и контроль дистанции. Приходится использовать длиннофокусный объектив (объектив, предназначенный для съемки удаленных предметов).
Хотя совсем недавно был случай, когда пришлось, наоборот, удаляться от лисы, чтобы ее сфотографировать. Она лезла прямо в объектив, нюхала и пыталась откусить от него кусок. Все животные ведут себя по-разному — зависит от характера. Они очень напоминают людей и по поведению, и по взаимодействию друг с другом.
Фото: Сергей Любаченко
Было и такое: храбрая чайка сама прилетела ко мне, села рядом, буквально в нескольких метрах, и, даже не глядя на волны, разбивающиеся о камни, продолжала стоять, словно позируя на камеру. В то раннее утро на птичьем базаре было довольно скучно, практически все птицы просто сидели на гнездах, и я прятался неподалеку за уступом. А благодаря всего одной чайке получилась целая серия кадров, в частности — этот снимок.
Фото: Сергей Любаченко
При этом всегда нужно отдавать себе отчет, что съемка диких животных потенциально опасна для фотографа. Например, как-то раз под оставленный мной рюкзак залезла гадюка. Хорошо, что я вовремя ее заметил, а рюкзак был закрыт, и она не заползла внутрь.
А вот одна из моих попыток запечатлеть нерест лососей закончилась тем, что мне пришлось уступить реку двум медведям на другом берегу. И это еще ничего! Как-то раз самец сивуча весом примерно в одну тонну внезапно бросился на меня прямо во время сьемки. Он просто хотел защитить занятую им территорию.
Фото: Сергей Любаченко
За пару лет такого общения с животными я научился по-другому смотреть вокруг и понял, насколько богаты жизнью даже популярные природные туристические достопримечательности.
Животные приспосабливаются в том числе к присутствию человека, но зачастую мы просто их не замечаем.
Наблюдение за животными — это безгранично интересное занятие. Пожалуй, именно мое желание запечатлеть уникальные моменты их жизни сделало меня фотографом.
Фото: Сергей Любаченко
Со временем я стал замечать, насколько хрупкие создания эти казалось бы мощные, могучие животные. Например, краснокнижные северные морские львы — сивучи. Они весят около 800 килограммов и легко могут раздавить человека. Но в реальности скорее человек им вредит, чем наоборот.
Вы никогда не задумывались, до какой степени опасным бывает мусор, который мы каждый день бросаем в бак в нашем дворе? Честно: я раньше не задумывался. Как не задумывался о вреде пакетов, которые предлагают на кассе в супермаркете...
Фото: Сергей Любаченко
К знакомству с сивучами меня подтолкнуло любопытство, которое позже переросло в регулярные наблюдения за ними. Каждую весну на портовом волноломе небольшого сахалинского города Невельска собирается более 2000 сивучей. Уникальность этого места в том, что звери здесь в таком большом количестве селятся в черте населенного пункта. Сюда они приходят, преследуя косяки рыб.
Фото: Сергей Любаченко
Более чем заслуженно эта большая компания привлекает особое внимание островитян и приезжих туристов. Сивучи всегда с опаской и интересом сопровождают кружащие вокруг волнолома лодки, забитые восхищенными зрителями.
Происходящее на волноломе впечатляет и кажется таким размеренным и беззаботным, но в действительности это не совсем так...
Фото: Сергей Любаченко
Сивуч с упаковочной пластиковой лентой на шее — той, которую используют, например, для коробок с офисной бумагой, скорее окажется незамеченным в общей массе зверей. При этом количество таких сивучей — не менее 1 процента, а это значит, что из двух тысяч животных минимум 20 имеют эту ленту.
Ситуация осложняется тем, что такой ошейник очень крепок и имеет острые края. А сивуч довольно быстро растет, в результате лента врезается ему в шею, образуя глубокую рану. Продолжительность жизни зверя зависит от размера такого кольца. Оказать помощь пострадавшему животному невероятно сложно, зачастую невозможно. Несмотря на травму он боится человека, а использование ветеринарного ружья с усыпляющими веществами приведет только к тому, что он сбежит в воду и утонет.
Фото: Сергей Любаченко
Манжет люка стиральной машинки, банная мочалка, сиденье унитаза, целлофановый пакет — все это, попадая в море, становится предметом внимания животных, объектом их игр и, как следствие, смертельной ловушкой, из которой им самостоятельно не выбраться.
Фото: Сергей Любаченко
Каждый раз, наблюдая за травмированными сивучами, понимаешь, насколько опасен обычный мусор. Ежедневно отказываясь от лишнего пакета в супермаркете и не используя одноразовую пластиковую посуду, я точно знаю, что существенно сокращаю вред от выбрасываемого мной мусора не только для сивучей, но и для других животных.
Наблюдение за ними, здоровыми и счастливыми, определенно стоит этой маленькой жертвы.
Комментарии
Мы не люди, а хрен на блюде.
Благодарю за материал.