Почему христиане ставят свечи в храме

На модерации Отложенный

Почему христиане ставят свечи в храме

Почему христиане ставят свечи в храме

Церковь нельзя представить без церковных свечей. Их можно увидеть в любом храме. Церковная жизнь многих христиан ограничивается лишь свечкой, которую они ставят за упокой или за здравие. Но когда и почему они появились в христианстве? Что они означают на самом деле?

Истоки

История церковной свечи начинается с глубокой древности. Издавна свечи использовали как источник света. Но в религии они стали вотивным предметом.

Вотивный предмет - это обетное подношение божеству или святому в знак благодарности, преданности или прошения. Вотивные предметы являются упрощенной жертвой богу. Они известны со времен пещерных людей.

С развитием религии свечи стали выполнять не только осветительную функцию, но и вотивную, раскрывая букет различных смыслов. Церковная традиция обнаруживает функциональные истоки первых свечей в период создания скинии, когда евреи соорудили передвижной храм после освобождения из египетского плена. Светильники использовали при проведении жертвоприношений и прочих иудейских ритуалов.

 

Уже тогда появляется менора - золотой семирожковый светильник, главный символ иудаизма.


Языческое появление свечей в христианстве

Однако ритуальные свечи появились в христианстве достаточно поздно. Изначально использовали обычные масляные лампы или свечи для освещения помещений в вечернее время. Но появление свечей как ритуальных предметов связано с нехристианскими верованиями.

Применение свечей в качестве вотивных предметов иногда высмеивалось христианами. В начале 4 века раннехристианский писатель Лактанций пишет:

"Неужели можно счесть находящимся в здравом уме того, кто Создателю и Дарителю света предлагает в качестве подношения мерцание свечей и воска?", - Божественные установления, Книга шестая


Лактанций мог считать использование свечей в качестве подношения языческой практикой, что справедливо для тех времен. Известно, что римляне ставили зажженные свечи на домашних алтарях божествам-покровителям.

Реконструкция домашнего древнеримског...

Реконструкция домашнего древнеримского алтаря


Языческую традицию христиане переняли как минимум в 3 веке, потому что в начале 4 века в Испании прошел поместный Эльвирский собор, 34 правило которого запрещало ставить свечи на кладбищах в дневное время. Это наводит на мысль, что ранняя церковь пыталась использовать свечи исключительно для освещения.



Пассаж Лактанция также вступает в противоречие с позицией православных христиан. На православном сайте "Азбука.ру" о церковной свече сказано следующее:

"Покупка свечи в храме – пожертвование на содержание и функционирование храма, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и своих ближних".


Церковные конфликты из-за свечей в 5 веке

В начале 5 века между пресвитером Вигилянцием и тогдашним церковным авторитетом Иеронимом Стридонский случился спор по поводу церковных свечей. Первый выступал против них, потому что считал это язычеством. Второй защищал церковные свечи.

В книге "Против Вигилянция" Иероним называет оппонента малообразованным и пишет:

"А свечи возжигаем не при ясном свете, как ты напрасно клевещешь, но для того, чтобы этим средством умерить темноту ночи и бодрствовать до света, чтобы не спать с тобою слепыми во тьме".


Также Иероним продолжает, что свечи, приносимые мученикам и Богу, совсем им не нужны, но они показывают преданность верующих, поэтому их нельзя называть язычниками. Так Иероним оправдывает использование свечей, если они поддерживают веру в Бога и святость мучеников.

Иероним Стридонский

Иероним Стридонский


Значение свечей

Таким образом, церковные свечи служили объектом спора до 5 века, потому что их истоки прослеживаются не из ветхозаветной, но языческой практики. Они служили обычным вотивным предметом, маленькой жертвой, которую приносили святым и Богу. Этот смысл сохраняется по сей день.

Но со временем значение церковных свечей дополнилось. Святитель Софроний Иерусалимский в 7 веке писал:

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники".

 

Софроний Иерусалимский

Софроний Иерусалимский


Свет свечей стал означать божественный свет, чистоту души и христианской веры. Также они символически напоминают о неопалимой купине, которая являлась Моисею. Служат символом Святого Духа, света благой вести и т.д. Но за всеми этими благозвучными словами скрывается истинное значение свечей как вотивных предметов, которые используются в большинстве религий.Источник: "Трикстер: Научно о религии"

 

 

<hr/>

Опубликовано 09 декабря 2021 Комментариев 0 | Прочтений 610