Сергей Эйгенсон: Вышки и минареты

На модерации Отложенный

(вторая, расширенная редакция)

Сергей Эйгенсон

Получилось так, что Аллах наградил нефтью в основном мусульман.
(из сетевого Форума)

Дело было больше полувека назад во время «шестидневной войны» 1967 года. Мы как раз были в военных лагерях после 4-го курса. Отправили нас из Уфимского нефтяного института в Казань, где и проходили сборы на базе знаменитого объекта «Кама» — совместного советско-германского танкодрома времен рапалльской любви. Ну, к 67-му уж ничего почти, кроме легенды о курсанте Гейнце Гудериане, от тех времен не оставалось. Живем мы в палатках, обозначаем изучение военного дела, а тут новости…

Как говорилось в популярном анекдоте «Парадокс ХХ века — все торгуют, одни евреи воюют!» На политзанятиях, а их проводил подполковник — замполит сборов, конечно, все вопросы к преподавателю насчет аид-агрессии. В том числе, спрашивает какой-то энтузиаст: «Почему, — мол, — главная арабская страна, Саудовская Аравия, никакой помощи своим братьям по вере и языку не оказывает?«. У ГлавПУРа, напомню, главной арабской страной числится Объединенная Арабская Республика, Египет, а главным арабом Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер. Которого как раз цахаловские мальчики и девочки в тот момент по пустыне гоняют.

Соответственно, товарищ гвардии подполковник нам разъясняет: «Саудовская, — мол, — Аравия вовсе не самое сильное арабское государство, просто самое богатое. Потому как нефть. И в сговоре с американским империализмом. Но армия у нее не очень. На верблюдах. Так что толку от нее все равно не будет«. Положим, сирийцы с египтянами не на гужевом транспорте, а на наших же Т-54 да Т-62, а толку и от них немного, это уж даже из газеты «Правда» видно. Но насчет слабости Саудии все приняли к руководству, тем более сборы кончаются — пора в родной город к женам и девам возвращаться. Так-то никто особо за или против арабов не болел. Даже и я, сказать по правде, пусть мне положено по генетике хоть наполовину душой стоять за одноглазого Моше Даяна.

Но вот в 73-м опять сионисты позакрывались у себя на Йом-Кипур и тем спровоцировали свободо — и миролюбивые арабские народы попробовать переиграть войнушку. Опять, значит, горит наша танковая техника ярким пламенем, и, что характерно, на каждую сотню пропавших танков у сирийцев и египтян один, много — два как-то пострадавших танкиста. Умеют ребята беречь свои жизни и полученное в советских училищах образование. Прогорела танковая дизелька, еще железки не остыли, а уже обнаружилось, что есть у арабов оружие, с которым они получше умеют обращаться, чем с танками и истребителями — нефтяная задвижка. И тут уж по всему миру и даже у нас на слуху Саудовская Аравия и ее министр по нефти шейх доктор Ахмед Заки Ямани, главный человек в ОПЕК, Организации Стран Экспортеров Нефти. Весь ведь западный мир на уши поставили. Помню, в «Юманите», что отец регулярно читал, а я иногда картинки рассматривал, фотографии километровых очередей на французских заправках, чего и у нас в дефицитном Союзе видеть не приходилось, а у них впервые вернулось после Виши и послевоенной бедности.

А я уж к тому времени три года служу в научных людях и по долгу службы интересуюсь в том числе и мировыми нефтяными делами. Так что при случае запоминаю сколько-нибудь достоверные данные по запасам, добыче, ценам на нефть и так далее. Оно, конечно, все это государственная и ведомственная тайна до того, что нельзя в открытой печати публиковать информацию, «… содержащую утверждения о том, что мировые запасы нефти и газа очень велики и надолго обеспечивают мировое энергопотребление» *. Однако ж соответствующие странички из номеров «Oil & Gas» не вырывают, не тридцатые годы на дворе.

*Перечень сведений, составляющих ведомственную тайну, по Министерству нефтяной промышленности СССР.— М., 1982.

Вот, помню, обратил внимание на слова этого самого нефтяного шейха-министра о том, что-де — «Всемилостивый Аллах послал ОПЕК, чтобы вернуть Запад на правильный путь развития. Вы, — мол, живете неправильно, тратите слишком много энергии, скромней надо, скромней«. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл именно такой, вроде бы как нынче у Полоумной Греты. Я тогда впервые и задумался над мистической этой связью между минаретами и нефтяными вышками. Много уж позже наткнулся на афоризм американского профессора, христианина-араба-левантийца родом, Чарльза Иссави: «Там, где есть мусульмане, есть нефть; обратное утверждение неверно«.

На самом деле, и прямое и обратное утверждение не абсолютны, но имеют хорошее статистическое подтверждение. Ну вот, для Советской нашей Родины посмотрите, как все ложится: Баку, Грозный, Майкоп, Туркмения, Башкирия, Татария, Мангышлак и Тенгиз в Казахстане, бухарский газ и немного нефти у узбеков, даже «Киргизнефть» и «Таджикнефть» имели место. В Западной Сибири, правда, нефть нашли не там, где сибирские татары обитали, а чуть севернее, в тех болотах, куда ханты и манси в старые времена от татар забились. Но можете поверить, человеку, почти 20 лет проработавшему на Нефтяных Северах, татары и башкиры — следующий за Иваном этнический элемент при освоении тюменских недр. Как у нас говаривали: «Три «Тэ» как основная сила на Севере — «Татры», татары и трактора«. Да и столица нефтяной страны город наполовину татарский и название «Тюмень» означает «десять тысяч«, в смысле большой город-то, и был этот город до Ермака столицей татарской Сибири, а временами Казахстана с Маверранахром.

Получается, что два эти множества точек — мусульманские земли Советского Союза и нефтяные районы перекрываются больше чем на 90%. Ненефтяной Мусульманистан — это некоторые республики Северного Кавказа да восточный Казахстан, а немусульманская нефть — в Коми, на Сахалине, в Перми, Куйбышеве, в Восточной Сибири, да слезки на Украине, или в Украйне, как они теперь велят говорить. Недаром, когда в детском фильме «Старик Хоттабыч» понадобилось старого джинна с современным советским человеком его, мусульманской цивилизации познакомить, то это и был азербайджанский буровой мастер Мухаммедов в исполнении Ефима Копеляна.

За пределами Советской Родины видим ту же картину. Саудия эта самая. Ирак. Иран. Всякие мелкие эмираты по берегам Залива. Индонезия, Бруней, Малайзия, Алжир с Ливией, Нигерия. Да всех не пересчитаешь. Недаром, когда нефть на Северном море нашли, так к норвежцам сразу кличка «голубоглазых шейхов» прилепилась. Есть, конечно, и мусульманские страны без нефти — и уж тут самая нищета, потому что из трех составных частей и источников жизни: производительный труд, бакшиш и нефтедоллары — первый уже много столетий с принципами ислама что-то плохо сочетается, и если нефтедоллары не капают, то на один бакшиш прожить нелегко. Нефть в немагометанских странах тоже имеется: в Штатах, где ее в XIX веке и добывать начали, в том же Северном море, в Латинской Америке — но главная сила все-таки там, где минареты.

Таблицы сушат, конечно, но то, что сейчас приведу, на мой вкус поувлекательней, чем совместная помывка смешанной пары в телепередаче «За стеклом». Табличку эту я подготовил давно и совсем для другой работы, но к этой она подходит по теме неплохо и не могу удержаться, чтобы ее не показать. Нужны, конечно, некоторые пояснения. Во-первых, все данные тут взяты из обзора нефтяной компании British Petroleum за 2020 год под названием«BP Statistical Review of World Energy». Кое-что я еще дополнительно округлил, поскольку совершенно уверен — ни один набор цифр, кроме телефонного номера, в точности выше одного процента не нуждается. Наконец, данные по запасам и добыче пересчитаны в тонны, хотя обычно в нефтяной статистике все по объему в баррелях считается. Не возят уж, конечно, нефть бочками-то. Но как были американцы первыми на свете нефтяниками, так и навязали всему миру свою, на самом деле ne очень удобную систему измерения. Для человека, привыкшего к метрической системе, достаточно знать, что в среднем около семи баррелей — тонна, зависит еще, конечно, от плотности нефти.

РАЗВЕДАННЫЕ ЗАПАСЫ И ДОБЫЧА НЕФТИ
НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА КОНЕЦ 2019 г.

Страна или группа стран Запасы
нефти
млрд
тонн
Годовая
добыча
млн
тонн
% от
мировых
запасов
% от
мировой
добычи
Себестоимость
Нефтедобычи
$/баррель
 
Cтраны ислама (без СНГ) 167 1614 68.4 48.4    
Саудовская Аравия 40.9 556 16.8 12.4 $4-8  
Объед. Араб. Эмираты 13.0 180.2 5.3 4    
Иран 21.4 160.8 8.7 4.8 $5-9  
Ирак 19.6 234.2 8 5.2    
Кувейт 14.0 106 5.7 2.4    
Катар 2,6 78.5 1.1 1.6    
Ливия 6.3 71 2.5 1.6 $7-11  
Алжир 1.5 67 0.6 1.5 $8-12  
Остальной Ближний Восток 0.8 21 0.3 0.5    
Нигерия 5.0 101.4 2 2.3 $11-15  
Индонезия 0.3 38.2 0.5 0.9    
Венесуэла 48.0* 167 19.6** 3.7 $9-19  
Всего страны ОПЕК 170 1680 70 37.5    
Россия 14.7 323 6 7.2 $4-32  
Все страны быв. СССР 19.8 394 8.1 11.0    
Малайзия 2.1 29.8 0.8 1.0    
Китай 3.6 162 1.5 4.5    
США 8.2 745 3.3 16.6 $20-36  
Канада 27.3 275 11.2 8.7 $16-20  
Норвегия 1.7 78.4 1.8 4.4 $17-21  
Весь мир 244 4484 100 100

*) 42 млрд тонн от признанных запасов нефти в Венесуэле — это сверхтяжелые нефти, которые она сама добывать не умеет, а из-за санкций отрезана от западных технологий;
**) в т. ч. 1.3% доступных для венесуэльцев запасов.

Ну, давайте смотреть, что у нас получается. В верхней части таблицы, там, где одни исламские страны, мало того, что львиная доля мировой добычи — так там еще и полностью разведанных уже, учтенных в балансе запасов на добычу нынешним темпом хватает на ближайшее столетие. То есть могут себе люди позволить добывать углеводороды по потребности, чтобы окупить затраты на мерседесы, текущую жизнь, всякие навороченные боевые вертолеты, женам обновки, деткам образование в европейских и американских университетах, да и всяким Усамам бен Ладенам, будь они неладны, надо же деньжат на их дела подкинуть. А европейцы, американцы да бедные совки все, что могут хоть бы без убытков-то и качают. Помню в годы моей юности была в ходу байка, якобы американцы нефть с Ближнего Востока и Венесуэлы ввозят, потому что де свою берегут на черный день. Ну, сейчас такие глубокие идеи уже высказывают только те ребята, что у коммунистов и «национально-мыслящей» публики за крупных ученых ходят: глазьевы, паршевы, да дугины. Но вот в начале 2010-х годов, как раз тогда, когда известный специалист по нефти и газу подполковник Путин под влиянием высоких нефтяных и газовых цен снисходительно обещал при случае помочь американцам финансово, неожиданно выяснилось, что «энергетическая сверхдержава» это не те, кому случайно достались по наследству большие запасы углеводородов, а те, кто способен разрабатывать новые методы добычи. В США уже шла добыча в Пермском бассейне (Тексас) добыча нефти и газа с глубин 6-7 км. А теперь в Штатах начали разрабатывать т. н. «сланцевые» нефть и газ. То есть, углеводороды, находящиеся в малопроницаемых сланцевых пластах. Конечно, это потребовало новых технологий. Научились горизонтальному бурению на многие километры параллельно поверхности на больших глубинах. Очень усовершенствовалась технология «гидроразрыва пласта», в результате которой там, глубоко образуются полости, в которые собираются нефть и газ и откуда их можно доставать на поверхность. Российские Минтопэнерго, «Роснефть» и Газпром не могли не откликнуться на это. И большие начальники, и как бы ученые сразу стали выступать с заявлениями о «сланцевом пузыре». Сначала объяснили, что там «неправильный мед», что сланцевый газ не годится для энергетики и тем более домашнего хозяйства. Оказалось, что газ и нефть такие точно, как в старых месторождениях. Потом объясняли, что при гидроразрыве причиняется невосполнимы ущерб окружающей среде. Тоже не подтвердилось. Но что ж вы хотите? Откуда переводчику с португальского или торговцу пивом знать такие вещи?

В довершение наглые американцы запретили в связи с агрессивной политикой России передавать ей такие технологии. Если б передали … мы уж тогда смогли бы объяснить, что все это давным-давно придумали Михайло Васильевич Ломоносов и Братья Черепановы. Но не передают. А у России у самой есть в Западной Сибири около Нефтеюганска Баженовская свита пластов, а в ней 300 миллиардов тонн нефти, смешанной с глиной. Вот туда эти технологии очень подошли бы. Я, скажем, об этой баженовской нефти знаю с конца 70-х. и все время слышу уже почти полвека обещания вот-вот начать добывать. Но нету технологии!

Конечно, добыча сланцевой нефти обходится дорого. Но за последние лет пятнадцать себестоимость упала раз в восемь и теперь очень сильно цену на нефть не поднимешь. Сразу американцы начинают вкладывать деньги в сланцы, и цена начинает падать. Показательно, что США снова вышли на первое место в мире по добыче нефти и газа. Продолжается, конечно и добыча на старых сильно истощенных месторождениях «конвенционной» нефти вроде легендарного Ист-Тексаса. Приходится в дело пускать и очень глубокие залежи, идти в Арктику и на шельф Мексикен Галфа, добывать высоковязкую нефть. Конечно, это уже требует стимулирования налоговой политикой.

При этом имейте в виду, что затраты на открытие и освоение новых запасов в районе Арабского залива около одного доллара на баррель, то есть семи долларов на тонну, против 25-30 в Западной Сибири, Мексиканском заливе или Северном море. Дело в том, что Ближний Восток еще как следует и не разведан на нефть. Звучит это, сам понимаю, для свежего человека странновато. Но факт. Критерием в этом случае может быть такой параметр, как количество глубоких разведочных скважин. Дело в том, что в глубины до двух-трех километров современные геофизические методы позволяют заглянуть с поверхности, определить перспективные геологические структуры, где ожидаются нефть или газ, и уж тогда бурить. А на глубинах более четырех километров сеймоакустике видно плохо, шум забивает полезную информацию и искать нефть там дороже. Но приходится, ничего не поделаешь времена, когда нефть добывали с глубины 100 метров давно закончились, а на глубине больше пяти км нашли, например, уникальный казахский Тенгиз. Так вот, в Пермском нефтяном бассейне (это не на Урале, это в Тексасе, США) таких скважин пробурено 160 на 10000 км2, действительно, неплохо ребята свои недра изучили, в нефтяных районах российского «Второго Баку» одна скважина приходится на 5000 км2, а в Западносибирском бассейне на 25 000 км2 . Ну, а в нефтяных районах Арабского залива одна на 7000 км2, при том, что там такое бурение намного дешевле, чем в Тексасе или Тюменской области. При этом американцы нашли на глубинах от 4 до 8 км 220 новых месторождений нефти и газа, а арабам зачем искать, если они уже и так запасами на небольших глубинах на сто лет вперед обеспечены.

И главное дело, себестоимость добычи у шейхов небольшая — с другими местами никак не сравнить. Пласты лежат неглубоко, проницаемость отличная — стало быть, из каждой скважины нефть сотнями и тысячами тонн в сутки прет, нефтеотдача как в сказке — до 65% доходит, скважин надо немного и расходы на бурение и вообще обустройство небольшие. Условия освоения вполне терпимые — не Аляска и не Ямал. Главное — основные месторождения от моря недалеко и расходы на трубопровод умеренные. У них от вышки до морского терминала не больше ста километров — дальше самая дешевая морская доставка, самый за пределами России длинный экспортный нефтепровод — на Аляске, длиной 1250 км., а от ямальских промыслов до Новороссийска — около пяти тысяч.

Данные по себестоимости добычи, конечно, каждый гнет, как может, особенно в России. Тут вроде как у Джером К. Джерома ребенка Томми спрашивали:

— Тебе никто не говорил мальчик ты или девочка?

— Никто из таких, кому можно верить. Одни говорят так, другие этак. Смотря по тому, кому что нужно.

Однако совсем уж не соврешь, особенно при западной системе бухгалтерии. Вот и судите сами, легко ли с шейхами конкурировать. Ну, в последней колонке таблицы это хорошо видно.

В свое время, когда они заставляли мексиканцев, оманцев и русских присоединяться к ОПЕКовскому снижению производства и экспорта, они чем давили? Тем, что, если те заупрямятся, ОПЕК цену за месяц уронит до $5 за баррель, всех с рынка уберет, а когда те разорятся — без конкурентов займется регулированием цены. И русские (!) начали задвижку прикрывать, чего в истории не бывало. В общем, что хотят-то и делают. Беспредел по определению. Вот только американская сланцевая нефть, ну и короновирус и связанное с ним общее падение мировой экономики ограничивают аппетиты «нефтяных шейхов».

Если Запад и аутсайдеры (Россия, к примеру) не сломают ситуацию какой-то совсем новой энергетической политикой, так и будет продолжаться. Эксперты считают, что наиболее быстрыми темпами будет расти добыча в государствах Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ). Во-первых, именно тут сосредоточены крупнейшие из разведанных до сих пор в мире месторождений. При нынешних темпах добычи их запасов хватит еще примерно на 100 лет. Во-вторых, здесь самая низкая в мире средняя себестоимость добычи — 2-4 доллара за баррель, в то время как в других странах ОПЕК она составляет от 5 до 10 долларов. Это объясняется тем, что большинство ближневосточных нефтяных запасов расположено на суше или мелководном шельфе, где себестоимость одной скважины не превышает 100 тыс. долларов (для сравнения: глубоководная морская скважина стоит до 40 млн долларов). Не менее ощутима разница в другом важном показателе — удельных размерах инвестиций для увеличения производства на 1 баррель в сутки. Для стран Персидского залива он составляет всего 5,5 тыс. долларов, тогда как для остальных стран ОПЕК — 10 тыс. долларов.

Поэтому даже в условиях низких мировых цен в 1998 — начале 1999 г. добыча нефти на Ближнем Востоке все равно оставалась рентабельной, и приток инвестиций в отрасль практически не прекращался. Инвестиции в других местах кризис цен 98 года практически убил. Так, в США в 1998 г. бурение новых скважин сократилось на 25%, а в Канаде — и того больше. Из-за отсутствия средств оказались отодвинуты сроки начала разработки ряда месторождений у побережья Северной и Южной Америки и в акватории Южно-Китайского моря. По той же причине снизился и уровень добычи нефти в зоне Каспия. В целом падение мировых цен, в соответствии с подсчетами специалистов, привело в начале тысячелетия к спаду деловой активности в мировой нефтяной отрасли примерно на 20% — но практически не коснулось ближневосточного региона. То же происходит и сейчас при новых падениях цен.

Надо, конечно, иметь в виду, что запасы «сланцевых» углеводородов не безграничны. По-видимому, их хватит еще лет на пятнадцать-двадцать. Будем надеяться, что за эти два десятилетия в США (больше надеяться, видимо, не на кого) создадут технологии поиска и разработки глубинных (глубже 7 км) месторождений нефти и газа. Ну, а дальше вся надежда только на термоядерные электростанции. Ну, или Грета уговорит всех ходить пешком и вообще отказаться от траты энергии на «цивилизационные выдумки».

Так что ж, выходит, что «постиндустриальные» страны, «золотой миллиард» знаменитый, бесповоротно сели на иглу импорта дешевой ближневосточной нефти, как Советский Союз в семидесятых на иглу нефтеэкспорта? То-то все американские, а особо — европейские начальники все суетились, чтобы никто ничего плохого по поводу «9-11» про саудовских друзей не подумал. Ну, тут многое зависит от того, как к делу подойти, что считать важнее — сегодняшние три доллара за галлон или сохранение Западной цивилизации. Но это требует отдельного разговора. На вопрос о связи между вышками и минаретами я пока что ответил, идею эпиграфа подтвердил и, как Шахразада, должен прекратить дозволенные речи.