ПОЗИЦИИ ЛИБЕРАЛОВ ПОД УДАРОМ. ПУТИН ОТВЕРГ СТРАТЕГИЮ НАБИУЛЛИНОЙ
На модерации
Отложенный
В середине недели Владимир Путин провёл совещание по экономическим вопросам. В мероприятии приняли участие члены правительства, а также руководство Центрального банка. Ключевой темой стал вопрос борьбы с непрекращающейся инфляцией. И Путин предложил по-настоящему действенный механизм, который опровергает весьма странные теории Эльвиры Набиуллиной.
Обстоятельства новые, Набиуллина – наоборот
Инфляция набирает темп. По итогам ноября её значение достигло 8,38% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года). При этом нет никаких предпосылок к тому, что в 2022 году её уровень достигнет целевого значения в 4%. Хотя несколькими днями ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая на форуме Reuters Next, заявила, что рост цен в 2022 году составит, "скорее всего", 4-4,5%.
Очень смешно выглядят данные высказывания руководителя Центробанка. Возглавляемое ею ведомство не предпринимает никаких реальных мер для того, чтобы в корне изменить ситуацию.
К 2021 году стало очевидно, что управлять инфляцией с помощью одной только ключевой ставки невозможно. Идеология либерального монетаризма, которой придерживается Набиуллина, устарела ещё в конце XX века, а финансовый кризис 2008 года вбил последний гвоздь в крышку гроба теории Милтона Фридмана.
Сейчас инфляция носит немонетарный характер. То есть у нас нет переизбытка денежной массы, уровень которой не соответствовал бы количеству выпускаемых товаров и услуг. Наоборот, наша экономика хронически недомонетизирована.
Долларов в мире много, рублей – наоборот
На 1 ноября объём денежной массы М2 составил 60,813 трлн рублей. Это всего лишь 48,8% к прогнозируемому на 2021 г. ВВП (124,4 трлн рублей). При этом данный показатель ровно год назад равнялся 52,23%. То есть в реальном выражении уровень монетизации нашей экономики снизился на 6,5%.
В это же время монетизация немецкой экономики равна 93,3%, американской – 101%, китайской – 242%.
Действительно, в ряде европейских экономик и в американской инфляция носит монетарный характер. В ходе кризиса 2020 года ФРС США и ЕЦБ напечатали слишком много ничем не обеспеченных денег. Например, если на март 2020 года в мире обращалось 15,402 трлн долларов, то к августу 2021 года это значение составило уже 20,535 трлн (+33,3%).
Однако Центробанк никак не может повлиять на печатный станок ФРС США, который разгоняет мировую инфляцию. От повышения ключевой ставки в мире не станет больше долларов или евро, а вот количество рублей сократится. Но их и так ничтожно мало!
В настоящий момент ключевая ставка составляет 7,5%. С высокой долей вероятности можно спрогнозировать, что на декабрьском заседании (17.12) Центробанк повысит ключевую ставку ещё на 1%, до 8,5%. Об этом практически открытым текстом заявила Эльвира Набиуллина.
/Видео: "Адские санкции" на фоне встречи Путина с Байденом: США и ЕС ограничат обмен рубля.../
Когда глава ЦБ выступала в Государственной думе, представители депутатского корпуса задали прямой вопрос: почему вы не предпринимаете реальных шагов для борьбы с инфляцией, например, расширяя предложение?
На это Набиуллина ответила, что Центробанк якобы может влиять только на спрос, а вот инструмента, чтобы расширить предложение, у регулятора нет.
Данные слова лишь отчасти соответствуют реальности. Действительно, ЦБ не может вводить экспортные пошлины, квоты, устанавливать фиксированные цены и т. д. Это прерогатива правительства. Однако ведомство Набиуллиной как минимум имеет возможность давать свои рекомендации Белому дому. Но когда правительство вводило соответствующие протекционистские меры, этот механизм подвергался критике со стороны Банка России. Якобы он является нерыночным.
Инструментов у нас хватает, желания их использовать – наоборот
Как бы то ни было, регулятор имеет все инструменты для того, чтобы расширить предложение путём дешёвого кредитования отдельных секторов.
Для этого не обязательно накачивать всю экономику и банки в частности ликвидностью, бездумно понижая ключевую ставку.
Нынешние цифровые технологии позволяют отследить, какие сектора нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах, а какие – нет. Согласно законодательству, Центробанк не может напрямую финансировать дефицит федерального бюджета, покупая облигации Министерства финансов.
Однако регулятор в состоянии брать в залог ценные бумаги предприятий реального сектора, выдавая им дешёвые и длинные деньги под любой процент. Предприятия получат инвестиционные ресурсы, которые вложат в расширение и создание производств. В свою очередь это приведёт к насыщению внутреннего рынка товарами и услугами и, как следствие, к снижению инфляционного давления.
Однако Набиуллина с ходу отметает подобные предложения. На инвестиционном форуме "Россия зовёт!" она заявила, что расширять предложение нельзя, так как в России имеются нехватка рабочей силы и проблемы с логистикой. Якобы закачка дополнительных ресурсов приведёт не к увеличению производства товаров и услуг, а к ещё большему росту цен.
Владимир Путин – за рост производства, Центробанк – наоборот
Но с подобными тезисами не согласился президент России Владимир Путин. На совещании по экономическим вопросам он заявил следующее:
С учётом этого нужно реализовать эффективные механизмы противодействия инфляции, и основной акцент всё-таки прошу делать на увеличении предложения товаров и услуг на внутреннем рынке. В первую очередь это касается продовольственных товаров.
Правительство сейчас предпринимает энергичные меры, надеюсь, они будут эффективными – так же, как удавалось это делать по некоторым другим направлениям в предыдущее время, но имею в виду в том числе, что в 2022 году должно существенно увеличиться производство и поставка мяса, сахара, овощей.
Получается, что стратегия либерального Центробанка по борьбе с инфляцией не выдерживает никакой критики. Однако здесь нужно ответить на вопрос: а заинтересован ли Банк России в реальном, а не декларируемом снижении цен?
И здесь мы вспоминаем, что ЦБ де-факто является филиалом МВФ на территории России. Основная цель МВФ – сохранение и поддержание Бреттон-Вудской системы. То есть доминирования доллара в мировой экономике.
/Видео: Михаил Хазин: Силуанов - "враг народа", Набиуллина - офицер МВФ, ну что вы хотите?/
После кризиса 2020 года, когда ФРС напечатал слишком много валюты, позиции доллара слишком ослабли. Инфляция в США стремительно набирает темп (прогноз на ноябрь – 6,8%). Однако если Америка перестанет печатать деньги, то столкнётся с катастрофическим дефицитом бюджета, что лишит США геополитического доминирования.
Да, ФРС приняла решение о сокращении темпов долларовой эмиссии. Ежемесячно это значение будет падать на 15 млрд долларов. Однако этого ничтожно мало для того, чтобы справиться с обесценением американской валюты. Следовательно, прилагать усилия для достижения этой цели должен не только американский регулятор, но "колониальные" центробанки по всему миру.
Что с того?
Повышая ключевую ставку и замедляя отечественную экономику, Набиуллина борется не с рублёвой, а с долларовой инфляцией, оттягивая, насколько это возможно, удар на себя. Отказ от введения протекционистских мер и наращивания выпуска товаров и услуг обрекает нашу страну на импортную зависимость, когда мировые цены "перекидываются" на внутрироссийские.
Правительство Мишустина – Белоусова не располагает достаточным количеством финансовых ресурсов для того, чтобы субсидировать широкий выпуск товаров и услуг. На эти цели и так расходуются существенные суммы государственной казны. Однако в условиях безденежья, когда Центробанк искусственно сокращает денежную массу, вариантов нарастить существенным образом предложение особо не имеется.
Комментарии