The Telegraph, Англия: Тройная угроза для НАТО
На модерации
Отложенный
Английская газета The Telegraph всерьез озаботилась «тройной» угрозой Западу со стороны России, Китая и Ирана.
В то время как политический бомонд Великобритании был занят вечеринкой на Даунинг-стрит, мир оказался в самой опасной стратегической точке со времен кубинского ракетного кризиса 1962 года.
Запад сталкивается с нарастающими угрозами конфликта на трех фронтах, каждый из которых является отдельным, но связан неизвестным нам уровнем синергии: мобилизация Россией ударных сил на границе с Украиной, «генеральная репетиция» нападения Китая на Тайвань и ядерное балансирование Ирана.
Каждая из этих стран подбадривает две другие, чтобы воспользоваться своим преимуществом, а вместе они стоят на грани провоцирования фундаментальных потрясений глобального порядка.
Нужно вернуться далеко назад, чтобы отыскать тот момент, когда западные демократии были так уязвимы перед возможными внезапными переменами в судьбе. Сегодняшние события являются отголосками интерлюдии между капитуляцией Чемберлена-Даладье в Мюнхене в 1938 году и ее скорыми последствиями, которые привели к быстрому крещендо, начиная с аншлюса Австрии и подписания пакта Гитлера-Сталина.
Менее всего освещается СМИ, но, пожалуй, самой опасной является быстрая ядерная эскалация со стороны жесткого исламистского «ястреба» президента Ирана Эбрахима Раиси. Американские и израильские официальные лица считают, что режим Тегерана может быть всего в двух или трех неделях от порога, необходимого для создания ядерного оружия. В этот момент баланс сил на Среднем и Ближнем Востоке изменится мгновенно.
«Обогащение Ираном урана до уровня 60% поставило опасность на последнюю грань. Это самый высокий уровень за всю историю, и режим может легко перейти к уровню оружейного качества в 90%», — сказала Хелима Крофт, энергетический стратег RBC Capital Markets и бывший аналитик ЦРУ по нефти.
Возможно, Израилю не терпится узнать, действительно ли это является «скачком к бомбе» — в то время, когда США сосредоточены на другом — или это тактика торга. Глава Моссада Давид Барни вылетел в Вашингтон в воскресенье вечером, чтобы прощупать возможности упреждающего удара.
Израиль хотел бы, чтобы США присоединились к его планам со своими 2,5-тонным «бункерными» бомбам для уничтожения подземных сооружений Ирана. Но если Тель-Авив загонят в угол, он без колебаний будет действовать и в одиночку, уже выделив в октябре 1,5 миллиарда долларов на подготовку к самостоятельной атаке.
Пока на Среднем Востоке кипят эти пузыри, Россия и Китай повышают ставки в своих параллельных претензиях на имперский статус. Карл Бильдт, бывший посланник ООН на Балканах, предупреждает, что две эти страны могут начать атаки «одновременно или более-менее скоординированно», даже хотя они и не являются официально военными союзниками. Это кошмарный сценарий.
Президент Джо Байден надеялся расколоть этот кластер реваншистов, проявив приличия по отношению к Владимиру Путину и пытаясь «оттащить» его от Китая с помощью «политики Киссинджера», и, наоборот, предлагая ему Украину «на тарелочке».
Более, чем тенью Мюнхена явилось то, как Байден мрачно решил судьбу Украины в июле в двустороннем сговоре с Ангелой Меркель. Он отменил санкции, разработанные Конгрессом против газпромовского «Северного потока-2» и таким образом лишил Украину рычагов в обеспечении своей самообороны.
В американо-германском соглашении стороны обещали, что России не будет позволено «использовать энергетические потоки в качестве оружия». Но именно это с тех пор и совершает господин Путин. И никаких последствий для него не наступило.
Кремль ловко прикарманил эту уступку Байдена и с тех пор усилил свое внешнеполитическое давление, почти аннексировав Беларусь и сосредоточив танковые части, артиллерию и технику, способные обеспечить 175-тысячную армию вторжения на границе с Украиной, в пределах досягаемости от Киева. Нападение остается пока латентной угрозой. Как только земля промерзнет, оно станет угрозой реальной.
Байден в своем заявлении во время видеосаммита во вторник предупредил Путина, что США ответят экономическим удушением России и усилением НАТО, если она попытается «проглотить» Украину, искусственно воссоздав советские карты границ.
Трудно понять, почему хоть какое-то из этих предупреждений может удержать Путина.
«Ядерный вариант» отключения России от системы международных платежей SWIFT постепенно утрачивает свое сдерживающее значение. Кремль разрабатывает способы его обхода.
Московский Центр Карнеги заявляет, что Россия уже ввела национальную версию SWIFT, известную как SPFS. Страна, вероятно, могла бы проводить транзакции напрямую с Китаем через транс-граничную межбанковскую платежную систему. Она ввела также и национальную систему платежных карт (MIR), в том числе на тот случай, если карты Visa и Mastercard будут заблокированы. MIR может стать связанным с китайской платежной системой UnionPay и японской JCB.
Утрата SWIFT стала бы серьезным финансовым потрясением для России, но также была бы болезненной и для европейских компаний и вообще мало состоятельна в свете газовой зависимости Европы.
«Отключение SWIFT — абсолютная фантазия. Немцы что, собираются везти в чемоданах деньги в Россию для оплаты газа?», — сказал Владимир Джабаров из Совета Федерации РФ.
Что касается усиления НАТО, то откуда взять для этого силы? 30 лет назад у Германии было 2000 танков Leopard, а сегодня их меньше 200.
У Путина, возможно, никогда не будет другого подобного шанса возродить Великую Россию. Все звезды сошлись на его небосклоне. Европа разоружена. Переход на «зеленую» энергию еще не зашел так далеко, чтобы Европа могла покончить со своей энергетической зависимостью от России.
ЕС передал свои газовые хранилища на своей территории в субподряд самому «Газпрому», который придумал отговорки, чтобы не заполнять их. Европа сейчас приближается к зиме с запасами ПГХ порядка 43% в Австрии, 51% в Голландии и 62% в Германии.
Фьючерсы на газ на январь выросли в пять раз в течение последнего год до 103 евро за мегаватт-час. Цены на электроэнергию превысили 200 евро, при этом после наступления сильных морозов почти наверняка повсюду возникнут блэкауты. Путин держит ЕС за горло со своей нефтью.
Чего мы пока не знаем, так это того, насколько тесно Россия и Китай координируют свои действия. Ллойд Остин, министр обороны США, заявил в минувшие выходные, что последняя волна вторжений бомбардировщиков и истребителей Китая в воздушное пространство Тайваня выглядит «очень похоже на репетицию» атаки на остров.
Прошлогодние военные игры в американских вооруженных сил показали, что Америке не хватает передовых сил в регионе, необходимых для сдерживания вторжения. Тайвань может только надеяться, что сможет дать отпор нападению КНР с помощью «стратегии дикобраза», то есть некоей асимметричной защиты, которая даст возможность выиграть время для мобилизации США.
Си Цзиньпин торопится меньше, чем Путин. Давно считается, что в отношении Тайваня время находится на стороне Китая, хотя теперь и меньше, чем раньше. Американский «поворот в сторону Тихого океана» начинает приобретать реальные очертания, и альянс четверки в составе США, Японии, Индии и Австралии укрепляется день ото дня. Си может сделать вывод, что параллельный конфликт на Украине вместе со слабым Белым домом и малодушной Европой создает для него ту возможность, которая, вероятно, больше не повторится.
Вспоминаются давно канувшие в историю соблазны, замаячившие перед немецким высшим военным командованием в 1914 году, о которых поведал историк Фриц Фишер. Тогда немецкие генералы сразу поняли, что Сараево создал уникальный набор стратегических обстоятельств, который никогда не мог быть более удачным. Поэтому они и нанесли удар.
Сейчас ничего пока не предопределено. Россия, Китай и Иран предпочли бы достичь своих целей без боя. Для Си Цзиньпина может стать фатальным решение начать десантное вторжение — всегда весьма рискованное мероприятие, которое часто проходит не так, как надо.
Путин, вероятно, вполне согласился бы на «финляндизацию» Украины и на «Северный поток-2» на своих условиях, если бы он мог получить и то, и другое. Хорошо вооруженная Украина с американскими противотанковыми ракетами Javelin не станет легкой прогулкой, даже если сокрушительное превосходство России в воздухе и гарантировало бы конечную победу Москве.
Никогда в моей жизни не существовало более тревожной стратегической картины. Так что да, вечеринка на Даунинг-стрит со знаменитым французским сыром Brie и итальянским игристым Prosecco, возможно и была плохой идеей, но, хотя бы теперь мы можем обратить наше внимание на войну.
Комментарии