Школьные годы чудесные...

На модерации Отложенный

 Столько лет прошло, а лицо этой женщины до сих пор перед глазами, стоит только вспомнить. Любовь Константиновна - моя первая учительница.В далёких 50-х, в городе Ровно, где мы прожили шесть лет, когда в лесах ещё хоронились бандеровцы.

 3-4 классы вела уже Анна Михайловна, добрая и ласковая к нам русская женщина. Это уже в Пятигорске, где наша семья и осела после отставки отца.

 Две замечательные женщины, пережившие военное лихолетье, одна на Западной Украине, другая в предгорьях Кавказа. Не растерявшие природной доброты и любви к детям. Вечная им память!

 

 

 

 

Наши школьные годы в СССР

 

Бытует мнение, что в Советском Союзе образование было лучшим в мире, а советская школа стала одним из ностальгических брендов. У нас, советских школьников, не было интернета, планшетов и смартфонов, мы не пользовались сайтом «спиши.ру» и не сдавали экзамены с тремя зловещими буквами ЕГЭ. Как же мы умудрялись жить без всего этого?

Первое сентября

1 сентября для первоклашек всегда праздник. Банты, цветы, ранец, и конечно же, первая учительница! Помните гордость, когда идешь с цветами, с ранцем за спиной на первый в своей жизни Урок мира?  Но чем старше мы становились, тем меньше хотелось идти в школу. И первое сентября уже казался не таким значимым, да и не таким радостным, больше грустным и печальным, потому что лето уже закончилось.

Первой книгой, дававшей советским детям образование, был букварь. Помню, даже фотографировали в первом классе, когда мы  сидели за партой с открытым букварем. У многих, наверное, такие фото есть. Когда я пошел в первый класс, то самые первые строчки в Букваре были такими: «Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную страну — страну знаний! Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин».

 

 

Наши школьные годы в СССР

 

Под прищуренным взглядом Ильича проходила наша школьная жизнь. Вождь следил за нами с октябрятского, пионерского и комсомольского значка. Именно дедушка Ленин стал свидетелем первой пятерки и двойки, разбитого школьного окна и не только этого.

 

 

Наши школьные годы в СССР

 

Пожалуй, самым главным документом советского школьника был его школьный дневник, своего рода кладезь информации для родителей о своем чаде. До сих пор вспоминаю, как с дрожью в коленках нес отцу на проверку свой дневник. Недавно нашел у родителей несколько своих дневников, так зачитался. А вообще, сейчас у  меня эти простенькие разлинеенные страницы вызывают всплески ностальгических воспоминаний.

Октябрята – будущие пионеры

 Мне жаль нынешних ребятишек. Они никогда не были и не будут октябрятами. Какая же это была радость и гордость, когда тебя, совсем недавно сопливого дошкольника, торжественно, на глазах у всей школы, в канун 7 ноября, принимали в октябрята! И вот ты уже не просто первоклассник, а октябренок, и самое главное – теперь у тебя на груди значок октябренка — первый  законный знак отличия! И какая там идеология, партия и политика (в семь-то лет) - обычная игра!

Каждый класс в советской младшей школе был разбит на звездочки. В каждой звездочке 5 человек, столько же, сколько у звездочки лучей. В каждой звездочке был командир и у каждой звездочки был вожатый, старший товарищ из пионеров. Все как у взрослых – собрания, обсуждения, обязанности. Вот именно эти обязанности и делали нас взрослее и ответственнее. Даже существовали правила октябрят. И ничего плохого в них не было. Да судите сами:

– Октябрята – будущие пионеры.
– Октябрята, прилежные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.
– Октябрята, честные и правдивые ребята.
– Октябрята, дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
– Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Но через некоторое время мы уже вырастали из октябрятского возраста, и быть октябренком, как и в любой игре, было уже неинтересно. Впереди был новый этап нашего взросления – в четвертом классе нас принимали в пионеры.

Пионер – всем ребятам пример

Сегодня на слуху «скауты», «волонтёры»... А у подавляющего большинства россиян старшего поколения, живших в стране под названием СССР, детские годы тесно связаны с членством в пионерской организации. Несмотря на идеологизированнность пионерии, я вспоминаю пионерские годы с ностальгией: горн и барабан, пионерские сборы и походы, пионерлагеря и тимуровская работа, сбор металлолома и макулатуры, игра «Зарница»… Что ни говори, а мне запомнились пионерские годы.

Кто из рожденных в СССР не помнит торжественную церемонию принятия в пионеры? С дрожью в голосе произнесённые слова клятвы и красный галстук, повязанный на шее. «Как повяжешь галстук  береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного»,  говорили строки одного стихотворения.

Очень хорошо помню, как меня принимали в пионеры. Нас, трех лучших учеников, было решено принять в пионеры не 22  апреля в день рождения Ленина, а 23 февраля в день Советской Армии и Военно-Морского флота. Мы жили в пограничной зоне и принимали в пионеры нас воины-пограничники. Мне пограничник так крепко повязал галстук, что мама потом еле развязала.

Я давал первую в своей жизни клятву пионера  это были для меня не пустые слова. После торжественного собрания, в тридцатиградусный мороз, я, не застегивая пальто, гордо шел по улице, чтобы все видели мой пионерский галстук.

Правда, потом мы находили галстуку и другие применения, например, хулиганя на переменах, закрывали лицо, как ковбои из модного тогда фильма про индейцев с Гойко Митичем.  

Сейчас, к сожалению, нас, тогдашних пионеров, называют маленькими партийными «зомби». В книгах Валентина Катаева критики находят следы интеллигентного пессимизма, а Аркадия Гайдара называют больным человеком, у которого всю жизнь были «мальчики кровавые в глазах». А я был влюблен в Тимура с его командой и героев романа «Белеет парус одинокий». Подвиги пионеров-героев из книжной серии «Пионеры Великой Отечественной» приводили меня в восхищение. Для меня, тогдашнего мальчишки, пионерия не была коммунистической идеологией, навязанной страшными тиранами. Это была моя жизнь.

 

 

Наши школьные годы в СССР

 

Укрепляй мускулатуру — собирай макулатуру

В Советском Союзе можно было работать за деньги и за идеи, так сказать, на благо Родины. Общественно полезный труд в СССР везде ставился на первое место. Это прививали нам со школьного возраста. Сбор макулатуры –  неотъемлемая часть советской эпохи.

Два раза в год мы в обязательном порядке выходили на сбор макулатуры или металлолома. Классы, собравшие наибольшее количество, награждались грамотами, и все были несказанно счастливы!  Мы собирались компаниями по три-четыре человека и ходили по домам, трезвонили в двери и клянчили старые журналы и газеты. Мы были как нашествие саранчи, поедавшей все бумажно-картонное на пути. Многие жители, вздрагивая от звонков, держали наготове перевязанные кипы журналов или газет.

Во дворе школы собранное взвешивали и под крики объявляли: «Ребята, сегодня мы спасли столько-то деревьев!». А если уж нужен был металлолом, то в те времена он тоже был на каждом шагу. Достаточно было сходить в близлежащие гаражи и полазить вокруг них.

После уроков нас предусмотрительно отпускали домой переодеться. «Во что-нибудь грязное», — так и говорила классный руководитель. И впрямь работа была грязная. Мы как муравьи со всех концов тащили на задний двор школы трубы, листы железа, кроватные сетки, проволоку, арматуру…

Игра «Зарница»

Во время холодной войны каждый советский школьник должен был быть готов встать на защиту своей Родины. В СССР в школах шло военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ежегодно организовывались смотры песни и строя, военизированные игры, уроки военного дела, военно-спортивные лагеря.

Особо вспоминается военно-спортивная игра «Зарница». В школах «Зарница» традиционно посвящалась празднику мужчин-защитников 23 февраля. Мы  очень любили эту игру за то, что можно было с головой окунуться в боевой дух войны с врагами. К «Зарнице» готовились заранее, доставали и пришивали погоны, выпрашивали у солдат звездочки, чтобы потом приколоть их на шапку, на уроках труда строгали и вытачивали деревянные автоматы и гранаты. В общем, подготовка к «войне» шла основательно.

Обычно основное действие игры у нас проходило в близлежащем лесу. Но до того как добраться до леса, по пути, проверялись строевые и военные навыки. Строевая подготовка на плацу и выполнение команд, марш-бросок строем до леса – вот первые задания, которые очень строго оценивались судьями.

В лесу разворачивалось основное действие игры. Здесь нужно было выполнить множество разнообразных заданий. Некоторые задания были индивидуальны, некоторые направлены на несколько человек, а некоторые требовали участия каждого участника команды. Необходимо было пройти полосу препятствий и минное поле, показать себя в ориентировании и владении рацией. Смешная суета была при неожиданных возгласах: «Вспышка слева, вспышка справа», при выполнении этих команд нужно было падать на землю в нужном направлении, прикрываясь от огня.

Мне повезло, я рос среди пограничников, и поэтому «воевали» мы с настоящими солдатами. Мы ходили в настоящую атаку, солдаты ставили нам мины и стреляли из настоящих автоматов холостыми патронами, что-то взрывалось, девчонки нас перевязывали. А потом мы, усталые и замерзшие, ели солдатскую кашу из полевой кухни. После «Зарницы» мы давали концерт для наших шефов-пограничников.

Клуб интернациональной дружбы (КИД)

 КИД – особая, привилегированная группа ребят. Сюда принимали только тех, кто хорошо учился и немного знал иностранный язык (какие знания иностранного в четвертом классе?). Родина доверяла им заниматься дипломатией с иностранцами, представлять лицо страны.

В советские времена было очень популярно переписываться с мальчиками и девочками из-за рубежа, так создавалась интернациональная дружба между детьми.

Однажды наш классный руководитель принесла в класс большую коробку с письмами от наших сверстников из-за границы. Письма были от детей из ГДР. В своём коллективном письме они писали, что хотят дружить с советскими детьми, узнать о нашей жизни, увлечениях. Ребята из КИДа распределили все письма, так началась наша письменная дружба с пионерами из ГДР. Я тоже писал мальчику по имени Гунар из города Карл-Маркс-Штадт, но что и как писал, уже не помню.

Пионерский лагерь

Лето! Как много это слово вмещало в себя в детстве! Пионерский лагерь в СССР – это детство, счастье, беззаботное пионерское братство.  Как мы чудили в пионерских лагерях! Классика – зубная паста. Рисовали усы, очки, веснушки – что угодно… А потом утром смеялись над  соседом по кровати. Это страшилки на ночь, смотр строя и песни, на который срочно выучить речёвку, пройтись маршем вдоль площадки и спеть песню с припевом «И Павлик Морозов живой! И Павлик Морозов живой!», песни у костра под гитару. Это поделки из соломки в кружке и пионербол отряд на отряд.

Еще пионерлагерь – это обязательный спектакль под занавес смены, пионерский костер с песнями.

К моему большому сожалению, в пионерском лагере отдыхал только один раз, в 1980 году.  В общем, было здорово, понимаешь, что это время уже никогда не вернуть…

Комсомол

Мы становились старше, пионерский задор уже пропадал. К пионерским галстукам мы были уже равнодушны, нам нужны были новые идеалы и цели.  Родина предлагала нам вступать в идеальную, с точки зрения государства, организацию – ВЛКСМ.

Сегодняшнее поколение молодых людей вряд ли сможет расшифровать аббревиатуру ВЛКСМ. А для нашего поколения все было ясно: Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи – комсомол. Школьники, достигшие 14 лет, вступали в комсомол. В 28 лет молодой человек выбывал из союза молодежи по возрасту.

Помню свое волнение перед приемом в комсомол. Сначала принимали в школе, задавали вопросы по Уставу ВЛКСМ, по международной обстановке. Потом в горкоме задавали несколько вопросов и выдавали комсомольский билет и значок. Недавно видел человека, принимавшего меня в комсомол, он в иконной лавке деньги пересчитывал, наверное, торгует там.

 

 

Наши школьные годы в СССР

Сегодня даже самые яростные противники СССР соглашаются: государство должно направлять, организовывать и воспитывать подрастающее поколение. Молодежь нельзя отпускать в свободное плавание. Государство просто обязано беспокоиться и помогать молодежи. При всех своих недостатках, комсомол выполнял эту функцию. Без поддержки ВЛКСМ не проходило ни одно соревнование, ни один концерт, ни одна воспитательная или творческая встреча.