В армии узаконили «семидесятников»: Путин накинул ближнему военному окружению «пятерочку»
На модерации
Отложенный
Получив звание генерал-полковника, теперь и 58-летний Юнус-бек Евкуров назначен долгожителем
Виктор Сокирко
Сообщение о том, что президент Владимир Путин «накинул» маршалам, генералам армии и адмиралам флота, генерал-полковникам и адмиралам лишнюю «пятёрочку» — подписал закон о возможности продления им срока службы до 70 лет, особого общественного резонанса не вызвало. О подобной возможности говорили ещё с сентября, когда им был внесен в Госдуму законопроект об увеличении предельного возраста пребывания на военной службе. Был возраст выхода на пенсию «большезвездных» генералов в 65 лет, стало на пять больше, что с того?
Здесь сразу нужно отметить, что маршалов, звание которых упоминается в законе о продлении сроков службы, в Вооруженных силах России больше нет, они просто умерли по возрасту, а новые не присваиваются. То ли об этом факте забыли составители документа, то ли сделали это преднамеренно — с прицелом на возможную войну, маршальские звания во время которой в основном и присваиваются.
Всего за время существования Советского Союза маршальские звания присваивались 41 раз, большей частью во время Великой Отечественной войны. В России первым и единственным удостоенным звания маршала стал министр обороны (1997 — 2001 гг.) Игорь Сергеев. Понятно, что и певец Александр Маршал (настоящая фамилия Миньков), под закон о продлении сроков службы не подпадает.
Остались в списке «семидесятников» Минобороны военные чины, имеющие звания генерала армии и адмирала флота, которым по решению президента можно теперь служить едва ли не пожизненно, а также генерал-полковники и соответствующие им по воинскому званию адмиралы. Как говорится в пояснительной записке к закону, «в отдельных случаях возникает необходимость продления контракта с наиболее опытными и высококвалифицированными военнослужащими, имеющими высокое звание маршала Российской Федерации (?), генерала армии, адмирала флота, и после достижения ими указанного возраста». Отмечается, что это говорит о высоком доверии со стороны президента, ведь данная категория военнослужащих обладает огромным опытом строительства и управления Вооруженными силами.
В качестве небольшого исторического экскурса вспомним великого русского полководца Михаила Кутузова, имевшего на момент смерти в 1813 году звание генерал-фельдмаршал. Михаил Илларионович умер в польском городке Бунцлау в возрасте 68 лет во время Западного похода русской армии в Европу, простудившись после поездки на лошади (!) под дождём.
То есть старик был ещё крепким бойцом, а не той развалюхой, которой его порой изображают в кинофильмах об Отечественной войне 1812 года. Когда император Александр I назначил его главнокомандующим всеми русскими войсками и ополчением, это вызвало патриотический подъём в армии и народе. Несмотря на почтенный возраст, Кутузов благодаря полководческому мастерству смог разбить армию Наполеона.
А что в российском военном ведомстве с возрастным цензом? Кто в списке «стариков-разбойников», ради которых Путин и подписал закон о продлении сроков службы до 70 лет? Из тех, кто мог бы попасть на вылет из армии в первую очередь можно назвать и самого министра обороны Сергея Шойгу — исключительно по возрасту, а не по заслугам. Сергею Кужугетовичу 21 мая будущего года исполнится 67 лет, так что теперь он как минимум на три года застрахован от выхода в отставку.
Чуть помладше начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, которому 8 сентября исполнилось 66 лет. При этом трудно допустить мысль о том, что Валерий Васильевич тихо-мирно будет сидеть на берегу реки Кама в Казани, где он родился. Одна его выправка чего стоит — сразу видна «военная косточка», не говоря уже о полководческих заслугах.
Возрастными из числа замминистров обороны можно назвать и генерала армии Дмитрия Булгакова, которому уже 67 лет, его ровесник генерал армии запаса Николай Панков. Ещё одному заму Руслану Цаликову, который носит чин действительного государственного советника РФ (соответствует званию генерала армии) исполнилось 65 лет. Остальные — помоложе. Например, тот же Юнус-Бек Евкуров, которому президентским указом от 8 декабря с.г. было присвоено воинское звание генерал-полковника, свое 58-летие отметил 30 июля.
Ему и до прежних ограничений по срокам службы в 65 лет трубить ещё оставалось как медному котелку.
Здесь нужно заметить, что в Вооруженных силах РФ большинство военных в звании генерал-полковника лишь недавно перешагнули 50 летний рубеж. Вот, к примеру, главкому Военно-космических сил генерал-полковнику Сергею Суровикину 55 лет исполнилось 11 октября. Несмотря на нынешнюю должность в ВКС, прошёл весь путь армейского офицера — от командира мотострелкового взвода до командующего Восточным военным округом и успешно командовал Группировкой войск ВС России в Сирии. К тому же, как утверждается, Суровикин имеет прямой выход на президента, который высоко оценил его военные заслуги.
Здесь вот какой видится нюанс — не остановит ли закон о «семидесятниках» карьерный рост остальных молодых российских генералов? И вообще — каково это в России быть генералом?
Не будем вспоминать Салтыкова-Щедрина с его «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» — в современной России это звания большей частью достаются не по «происхождению», а за реальные заслуги на ратной службе. И если вспомнить Михаила Евграфовича: «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности», то это, конечно, не про нынешних российских генералов. По крайней мере, не про всех.
Возьмём пример с присвоением звания генерал-полковника Сергею Кузовлёву — в президентском указе от 18 февраля 2021 года его фамилия значилась первой. Свой путь к генеральским звездам Сергей Юрьевич начал в 1990 году, окончив Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (РВВДКУ) и получив лейтенантские погоны. Прошёл все ступени военной службы, а звание генерал-майора получил в 2014 году в должности начальника штаба 58-й армии Южного военного округа.
Генерал-лейтенанта ему присвоили в 2017-м, когда уже командовал 8-й гвардейской общевойсковой армией. В этом же звании он оставался и в должности начальника штаба-первого заместителя командующего войсками ЮВО. С ноября 2020 года Кузовлёв возглавляет Группировку войск Вооруженных сил РФ в Сирии, а эта должность приравнена к командующему военным округом и является генерал-полковничьей. Так что нынешнее звание он получил согласно своему статусу.
Звание «генерал-полковник», равно как и «генерал армии», к слову, в России являются пожизненными и «государственными». Их обладатели помимо льгот и повышенной пенсии, даже после выхода в запас или отставку (предельный срок службы 65 лет) имеют право на пользование служебным автомобилем (существует лимит на расход топлива), а также в их распоряжении находится адъютант/порученец, как правило, в звании прапорщика или капитана. Сохраняется за «трёхзвездными» и «маршальскими» генералами и служебные квартира и дача, но, как правило, их либо приватизируют ещё во время службы, либо строят/покупают новые. У имеющих воинские звания «генерал-майор» и «генерал-лейтенант» льгот поменьше, хотя и они выше, чем у рабочего класса.
Стать генералом достаточно просто, нужно помнить фразу Наполеона о том, что каждый солдат носит в своём ранце маршальский жезл. Помимо этого… Ну, здесь более длинный список. Для начала требуется поступить в военный вуз (конкурс сейчас от 3-х до 6−8 человек на место в зависимости от профильной специальности), отучиться 4−5 лет в качестве курсанта, когда учёба совмещается со службой. Потом войска — кому Ванькой-взводным, кому командиром расчёта и т. д.
От лейтенанта до старлея — два года, потом три года до капитана и ещё три года до майора. Это если соответствуешь занимаемой должности и получаешь положительные аттестации. Ещё три года до подполковника, опять же при наличии должности, а вот получить «полкана» — три звезды с двумя просветами на погонах, это уже не просто удача, а отменное усердие, академия за плечами, уважение и доверие начальства. Это уже «трамплин» к генеральскому званию, но и он даётся далеко не всем. На 355 тысяч офицерских должностей в российской армии сейчас приходится 1 886 генералов и адмиралов — большая звезда упадёт на погоны далеко не всем.
Комментарии