Космические проекты Киева ставят подножку амбициям РФ?

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Популярная в российских СМИ точка зрения о том, что после распада СССР украинцы потеряли все свое ракетостроение, мягко говоря, далека от реальности.

 

Как это ни удивительно, но на Украине сегодня дела в космической отрасли обстоят куда лучше, чем в авиационной. В последней продолжаются ритуальные пляски вокруг завода «Антонов» (без особого успеха), да идут тяжбы с китайцами из-за компании «Мотор Сич». А вот космические предприятия Украины работают в связке с американскими и европейскими компаниями. К тому же в последнее время украинские власти также все активнее вкладываются «в космос».

6 декабря Украина отправила в США спутник «Сич-2-30». Его планируется вывести на орбиту с космодрома на мысе Канаверал чеерз месяц. Это спутник оптико-электронного наблюдения за земной поверхностью. Правда, сами украинцы над ним посмеиваются: платформа спутника давно морально устарела, разрешающая способность камер — низкая, да и в целом проект выглядит скорее как дань амбициям Владимира Зеленского, чем как нечто действительно важное.

А вот «действительно важное» — украинские ракетные двигатели, которыми охотно пользуются и американцы, и европейцы. 17 ноября европейская ракета-носитель (РН) легкого класса Vega с двигателем, изготовленным на Украине, стартовала с космодрома Куру (Французская Гвиана). Это уже 18-й успешный пуск: Vega вывела на орбиту три французских разведывательных спутника CERES.

В этих ракетах используется блок маршевого двигателя РД-843, который разработало украинское госпредприятие «КБ «Южное» и серийно производит ПО «Южный машиностроительный завод». Отличительная его особенность — возможность многократного запуска (до пяти включений), что позволяет разводить спутники на разные орбиты.

А в США в уходящем году также состоялись два успешных пуска американской РН «Антарес», основную конструкцию первой ступени которой разработало КБ «Южное» и изготовил «Южмаш». Эта ракета доставляет на МКС транспортные корабли Cygnus с грузами NASA.

Весной нынешнего года также стало известно, что немецкий космический стартап Rocket Factory Augsburg будет закупать для своих ракет двигатели производства «Южмаша». Речь идет об установке на первую ступень немецкого носителя RFA украинских двигательных блоков РД-870 и РД-809.

Насколько все это советское наследие, а насколько — собственные украинские разработки? Основной инженерный задел и промышленная база, конечно, были созданы при СССР. Но сегодня технологии 30-40-летней давности уже неконкурентны, так что украинцам за годы независимости пришлось создать много собственных разработок для космической отрасли.

После распада СССР, ровно 30 лет назад, Украине достались предприятия, обеспечивавшие полный цикл производства космических ракет и орбитальных спутников. Но все космодромы находились за рубежом. Так что несколько десятилетий украинские ракеты с российскими комплектующими и иностранными спутниками взлетали с Байконура, Плесецка, а в конверсионном варианте — из шахт Космических войск РФ.

Также в 90-х украинские предприятия КБ «Южное» и «Южмаш» вместе с российской корпорацией «Энергия» и американской Boeing стали учредителями международного проекта морских пусков Sea Launch. Еще один крупный космический проект Украина пыталась реализовать в Бразилии, вместе с правительством этой страны. Там предприятие AlcantaraCycloneSpace предлагало запуски украинской ракеты-носителя «Циклон-4» с тропического космодрома Алькантара.

Но после событий в Крыму и в Донбассе Украина лишилась возможностей запускать свои ракеты с территорий стран СНГ, с Бразилией также не сложилось, а международный проект Sea Launch обанкротился еще раньше. Так что в последние годы украинские предприятия ограничиваются производством ракетных двигателей, а также компонентов ракет и спутников для американских, европейских и китайских заказчиков.

Между тем, Украина все еще способна предложить целый набор ракет для космических запусков: это разные модификации ракет «Днепр», «Циклон», «Зенит» и «Маяк». Вопрос — в космодроме, так как у Киева есть огромное желание самостоятельно выйти на международный рынок коммерческих запусков.

Несколько лет в Украине изучается вопрос строительства космодрома где-то в степях Херсонщины, недалеко от побережья Черного моря. Это даже более выгодное расположение, чем, например, у российского «Ясного» в Оренбургской области, который многократно использовался для коммерческих пусков украинских ракет «Днепр».

Стоимость такого космодрома оценивалась всего в несколько десятков миллионов долларов, поскольку лежащий на поверхности вариант — переоборудовать под него один из военных полигонов, ныне используемых для учений с пусками мощных зенитных управляемых ракет. Тем более, что временная зона отчуждения при пусках для них почти совпадает. Украинские военные все равно будут использовать космодром и для своих целей — выведения на орбиту спутников-разведчиков. Украинская армия явно не откажется и от возможности тестировать там ракетные технологии, что стало актуально после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Однако пока проект собственного украинского космодрома только прорабатывается, 19 ноября в Галифаксе было подписано более перспективное соглашение: на тихоокеанском побережье Канады стартовую площадку создаст американско-украинская компания Maritime Launch Services Ltd (MLS). В проекте будет использоваться украинский носитель «Циклон-4М».

Президент и СЕО MLS Стив Матье имеет более чем 15-летний опыт инженерной работы в NASA, а основной инвестор компании — канадский бизнесмен родом из Шри-Ланки, владелец Jacob Capital Management и акционер Ceylon Graphite Саша Якоб. Украинская ракета «Циклон-4М», разработанная КБ «Южное», позволяет выводить на низкую орбиту аппараты массой до 5 тонн и совершать рейсы на орбиту МКС с грузами в 3,5 тонны. В отличие от других ракет семейства «Циклон», эта модификация будет использовать новую конструкцию первой ступени с двигателями, работающими на экологически чистых кислороде и керосине (вместо очень токсичного гептил-амилового топлива).

Первый тестовый старт с нового космодрома MLS обещает провести до конца 2023 года. Уже есть и договоренность о полезной нагрузке с американской фирмой Nanoracks о проведении испытаний спутников для Канадского космического агентства. В перспективе также — доставка грузов на МКС.

Впрочем, в Киеве не полагаются на одни только договоры с иностранными инвесторами. В мае 2021-го Государственное космическое агентство Украины приняло программу до 2025 года и стоимостью $550 млн (что довольно скромно, всего $110 млн в год). Она предусматривает вступление Украины в Европейское космическое агентство, создание группы из семи спутников и меры по строительству украинского космодрома. Также в программу включены инвестиционные проекты, которые будут финансироваться не за счет государства.

Украинских космических стартапов, в том числе с зарубежным капиталом, также уже немало. Самый известный — американо-украинский Firefly Aerospace, который разрабатывает легкие ракеты-носители для запуска малых спутников и кубсатов, а также лунный посадочный модуль Blue Ghost. Компания в сентябре уже провела пробный пуск ракеты — ее пришлось подорвать в ходе полета из-за отключения одного из двигателей, но в целом пуск оказался «почти успешный».

Следующую ракету планируют запустить в конце января 2022-го. Также в портфеле Firefly Aerospace уже есть контракт с NASA на $9,8 млн по доставке малых спутников на орбиту Земли, а также на $93 млн по коммерческой доставке грузов на Луну.

Говорят, что во всей украинской космической отрасли нет ни одного человека по фамилии Рогозин. Поэтому там не рассказывают о величии космической державы, а просто стараются заработать на запусках. Пока более-менее получается. Причем с каждым годом все больше «более», все меньше — «менее».