Росстат сотворил «чудо» с бедностью

На модерации Отложенный

Росстат сотворил «чудо» с бедностью Росстат зафиксировал резкое снижение уровня бедности в России после смены методики подсчета и раздачи сотен миллиардов рублей накануне выборов в Госдуму.

За третий квартал находящихся за «границей бедности» стало меньше на 2,2 миллиона человек, а их общее число – 16 миллионов – стало минимальным с 2015 года, следует из опубликованной накануне статистики.

Доходы бедных пополнили предвыборные выплаты, на которые государство в августе и сентябре выделило 700 млрд рублей. Эти деньги достались пенсионерам, живущим в среднем на 16 тысяч рублей в месяц, и семьям с детьми, среди которых, согласно Росстату, 23,6% находятся за чертой бедности.

Сама «черта бедности», впрочем, также сдвинулась: в течение года Росстат дважды менял методику подсчета самого чувствительного для власти показателя, снизить который вдвое поручил президент Владимир Путин.

Если в прошлом прожиточный минимум рассчитывали исходя из стоимости минимального набора товаров и услуг, то с 2021 года уровень бедности решили считать относительно – к бедным стали относить тех, чьи доходы меньшее 44% от медианного по стране.

Но в результате ряды Росстата «порвались», данные потеряли сопоставимость, и по поручению помощника президента Максима Орешкина была возвращена старая концепция, с одним лишь исключением – вместо того, чтобы считать реальную стоимость потребительской корзины бедных, власти просто умножают прожиточный минимум IV квартала 2020 года на уровень общей инфляции.

Эта так называемая «граница бедности» выросла на 5,6% за январь–сентябрь. При этом базовые продукты, на которых у бедных уходят почти все деньги, подорожали в разы быстрее: курятина – на 30% в годовом выражении, капуста – на 104%, гречка – на 18% и т.д. Одежда стала дороже на 15%.

Опросы, которые ежемесячно проводит ЦБ РФ, показывают, что субъективно бедным в России остается более половины населения: 9% заявляют, что не имеют денег даже на еду, а 25% – что могут позволить себе продукты питания, но одежду и обувь покупать уже не на что. Еще порядка 25% живут в режиме жесткой экономии, не в состоянии сделать ремонт жилья или купить какую-либо бытовую технику.

Напомним, в мае 2018 года Путин поручил снизить уровень бедности вдвое к 2024 году. В прошлом году на фоне пандемии эту цель признали нереализуемой и сдвинули срок ее выполнения на 2030 год.

 

 

<hr size="1"/>

Рост цен неизбежен

Одежда и обувь в России подорожают еще на 25%

 

Пережившим удар от рекордного за 6 лет роста цен на продукты российским потребителям предстоит столкнуться с инфляционной бедой еще на одном рынке повседневных товаров.

Цены на одежду и обувь прибавили 10–15% в 2021 году, а в 2022-м рост ускорится и составит 15–25%, прогнозируют аналитики Fashion Consulting Group и подтверждают ритейлеры. У производителей и поставщиков растут издержки по всем статьям: ткань подорожала в этом году в среднем на 15%, логистические услуги – на 20%, себестоимость производства обуви увеличилась в пределах 7–15%.

«Наибольшее повышение цен ожидается на товары среднего ценового сегмента – до 30–40% и более сдержанно, в пределах 20–25%, – на бренды бюджетного сегмента», – предупреждает гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс.

На одежду и обувь в массовом сегменте цены растут менее активно и постепенно, указывает она: потребители, потерявшие 10% реальных располагаемых доходов за последние 7 лет, крайне чувствительны к малейшим изменениям. Но и для низких ценовых категорий подорожание составит 20%.

«Действительно, рост цен неизбежен, и это связано с целым рядом глобальных макроэкономических факторов. Во-первых, с изменением мировой конъюнктуры и ростом цен на базовые виды сырья – от металла до хлопка, от которых зависит индустрия. Во-вторых, с пандемией – постоянное введение новых закрытых зон, временные локдауны и дополнительные санитарные меры влияют на всю цепочку поставок и логистику. Есть и третий фактор – ограничения, которые вводит Китай на объемы своего производства, – перечисляет Лебсак-Клейманс.

Речь идет прежде всего о провинции Гуандун – одной из главных мировых фабрик дешевого трикотажа, где осенью возник энергетический кризис, вынудивший власти экономить электричество на промпроизводстве.

Итогом может стать дефицит в некоторых категориях товаров следующим летом, считает директор модного дома Raschini Сергей Викулин.

«21 год я наблюдаю за этим рынком, за редким исключением замечается только повышение: денег становится все больше, их ценность снижается. Сейчас очень странная ситуация, потому что полтора года назад с введением ограничений очень резко сжался объем производства. Это привело буквально к дефициту во многих направлениях бизнеса», – указывает он.

Подорожание одежды и обуви сулит новую головную боль россиянам, две трети из которых, согласно Росстату, живут меньше чем на 27 тысяч рублей в месяц.