Злой Путин, добрый Столтенберг и сферическая Украина в вакууме

На модерации Отложенный


«В диалоге с Соединенными Штатами и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости к территории России», - сказал злой Путин в Кремле.

Ему ответил добрый-добрый и местами пушистый евроатлантический генсек Столтенберг после встреч глав МИД стран НАТО в Риге: «Мы также будем уважать решение Украины о том, что они стремятся к членству в НАТО. Мы заявили, что они станут его членами, но, конечно же, нам, 30 союзникам по НАТО, решать, когда Украина будет готова к членству, когда они будут соответствовать стандартам НАТО. У России нет вето. Россия не имеет права голоса. И Россия не имеет права создавать сферу влияния».

И тут что-то резануло слух. Россия не имеет права создавать сферу влияния? А ведь сфера влияния – это вполне официальный термин из области международных отношений - sphere of influence, для него даже аббревиатура есть – SOI. Получается, что России нельзя, Китаю, наверно, тоже нельзя, вообще никому нельзя.

А вот США можно. Там еще в 1823 году госсекретарь Джон Куинси Адамс доктрину придумал, что у США непременно должна быть сфера влияния. И назвали ее впоследствии именем тогдашнего президента Джеймса Монро – доктрина Монро. Сначала речь шла лишь о Латинской Америке, но аппетит ведь приходит во время еды, не так ли?

 

К концу XIX века доктрина Монро стала определяющей во внешней политике США. На эту тему даже карикатуры рисовали и «доктриной Большой дубинки» называли. В XX веке метастазы этой сферы влияния США расползлись по всему миру, в веке XXI в нее засосало и Украину.
 



Именно доктриной Монро оправдывали международные действия США президенты Улисс Грант, Теодор Рузвельт, Джон Кеннеди, Рональд Рейган и бесчисленное количество государственных деятелей США калибром поменьше.



Кстати, Джон Кеннеди в 1962 году именно доктрину Монро называл основанием для конфронтации СССР после размещения советских баллистических ракет на Кубе. США имели право возмущаться по поводу советских ракет у своих границ, а Россия перспективой появления американских ракет у своих не должна. Логично же?


При Обаме госсекретарь Джон Керри заявил, что «эпоха доктрины Монро закончилась», и то ли ошибся, то ли солгал. После этого Дональд Трамп в 2017 году вспоминал о доктрине Монро как обосновании возможного военного вмешательства в Венесуэлу, а в 2018 году он заявил о приверженности США доктрине Монро на сессии Генассамблеи ООН. Байден о доктрине Монро вроде бы ничего не говорил, зато Столтенберг высказался вполне в ее духе, распространив на все страны альянса.

Но не только это резало слух.

«Мы также будем уважать решение Украины о том, что они стремятся к членству в НАТО»


Но решение ли это всей Украины – ее граждан - или решение лишь Порошенко и 334 из 450 народных депутатов, ведь всенародный референдум, право на который дает конституция, по этому важному для страны вопросу, не проводился – закона, который бы разъяснял, как его проводить, не было. Просто взяли и тупо написали в преамбуле конституции о «необратимости европейского и евроатлантического курса Украины».

Впрочем, нет закона о референдуме и сейчас – никого мнение каких-то там граждан не интересует, а все потому, что «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». Бумага все стерпит, даже такие несоответствия реальности.

Чтобы честнее и реальнее было, может «суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство» исправить на «колониальная сфера влияния США с курсом на полное превращение в Анти-Россию». А что касается собственно сферы влияния Украины, то какие сферы влияния могут быть у колоний?

Михаил Корниенко, Украина