Как украинское село сопротивлялось Сталину и ответный Голодомор

На модерации Отложенный

 Фото:

"Волынки", "бабские бунты", восстания... Селяне до последнего противились превращению в колхозников.

Вооруженные дрючками и праниками, они смогли напугать власть и на полгода приостановить каток коллективизации. И лишь Голодомором Иосиф Сталин смирил украинское село.
 

На Москву через Онацкивцы

Утром 8 марта 1930 года две сотни человек собрались во дворе школы в Кустовцах Шепетовской округи. Они были верхом на конях, вооруженные вилами и топорами. Их лидер Семен Ткачук осмотрел школьную карту. Выяснив, что от села до Москвы – всего несколько сантиметров, он весело заявил:

– Буду в Москве через четыре дня!

А потом скомандовал:

– Эй, на Москву через Онацкивцы! Там нам будет подмога!

021483.tif

Усадьба промколхоза "Победа" в городе Прилуки в начале 1930-х годов

 

Несколько дней назад жители Кустовцев, защищая церковь, прогнали из села партийцев и комсомольцев. При этом разнесли сельсовет и порвали портреты большевистских вождей. Затем разобрали инвентарь и зерно, которые раньше отдали для колхоза, и создали отряд самообороны. Его и возглавлял Семен Ткачук.

До Москвы отряд не дошел. В соседних Бражинцах его встретили вооруженные пулеметами чекисты. Пришлось отступать.

Подобные события тогда происходили во многих селах. Подсоветскую Украину охватила масштабная волна стихийных протестов. Они стали реакцией на принудительную коллективизацию, проводимую властью.

_конограф_ка_page-0001.jpg
Последствия "большого перелома"

В середине 1920-х казалось, что коммунистам удалось усмирить украинское село. От сотен повстанческих отрядов, сопротивлявшихся новой власти, остались одиночные группы. Кто-то прорвался за границу, кто-то пытался "затеряться" на бескрайних просторах Советского Союза. Многие согласились сдаться в обмен на обещанную амнистию.

Курс на форсированную индустриализацию, провозглашенный Иосифом Сталиным, требовал огромных ресурсов: человеческих и финансовых. Единственным их источником была рекрутизация собственных граждан. Империя индустриализовалась, а население обеднело. Главными жертвами такой политики стали селяне, составляющие большинство населения страны.

"Партия одержала огромную победу на фронте колхозного хозяйства", – констатировал Сталин в статье "Год великого перелома", опубликованной в газете "Правда" 7 ноября 1929 года. Очевидно, что диктатор выдавал желаемое за действительное. Но это был прозрачный намек. Так что ближайший пленум ЦК ВКП(б) определил главную задачу ближайшего времени – сплошная коллективизация. В начале следующего года Государственное политическое управление начало специальную операцию по депортации самых богатых селян.

Народное терпение быстро лопнуло. Уже 12 февраля в Мостках Старобельской округи люди разобрали посевной материал и инвентарь. Вскоре протест распространился на соседние села. В Круглом сформировали отряд, который принялся изгонять коммунистов.

В те же дни в Плужном Шепетовской округи община начала борьбу за возвращение церкви. К концу месяца беспорядки охватили и соседний Бердичевский округ. Тогда же протесты начались в Одесской, Сумской, Днепропетровской и других округах. 10 марта восстало Подолье – Тульчинская, Могилев-Подольская и Винницкая округа.

праник.jpg

В 1930 году праник стал одним из видов женского "оружия", которым изгоняли советскую власть из украинских сел. В Сватовском районе на Луганщине сохранилось предание о женском отряде, выступившем против коллективизации и который назвали "Праниковой хмарою». Фото: из экспозиции Национального музея "Мемориал жертв Голодомора»

Как на вулкане

"В трех округах настоящее восстание крестьян, - отчитывался в конце марта 1930- го нарком Рабоче-крестьянской инспекции СССР Григорий Орджоникидзе, специально откомандированный в Украину. – Восстание подавлено вооруженной силой, пустив в ход пулеметы, а в некоторых местах – пушки. Убитых и расстрелянных – 100, раненых – несколько сотен. В других районах такие же бунты".

0016.jpg

Повстанческое “оружие” в разгромленном сельсовете с. Студеная Пищанского района современной Винницкой области, март 1930 года

Преимущественно протесты были мирными, ведь селяне не имели оружия. Коммунисты пренебрежительно называли их "волынками” - от российского "волынить”, то есть уклоняться от работы. Инициаторами "волынок" часто были женщины, которые собирались толпами в несколько сотен у сельсоветов с требованиями выдать им зерно и обобществленное имущество.

Сохранилось народное предание о женщинах-повстанках со Старобельщины. Их основным оружием были праники – деревянные ребристые доски, которые использовали для стирки, поэтому назвали себя они "праниковой хмарою".

Часто выступления перерастали в расправы над представителями власти и местными активистами. "Сидим, как на вулкане. Когда ложишься спать, не знаешь, проснешься ли", - жаловался партийный функционер, направившийся наводить порядок в Калиновский район Винницкой области.

"Грабить коллективы, уничтожать коммунистов"

"Восстание ширится с каждым днем ​​и становится нам большой угрозой, - писал комсомолец с Любарщины в письме в редакцию газеты "Радянське село". – Все активисты убегают в панике в большие города, потому что кулаки не дают пощады ни на минуту жизни".

Напуганный масштабом мартовских "волынок”, режим пошел на уступки. Разрешили выход из колхозов и возвращение имущества. Как следствие – до конца лета коллективизированными осталось меньше трети крестьянских хозяйств УССР.

Впрочем, протесты продолжались. В начале апреля вспыхнуло Павлоградское восстание, которое охватило десяток сел и хуторов в Днепропетровской области. Жители двух сел Драбовского района Черкасской разгромили железнодорожную станцию и районный суд.

Клітка.jpg

Открытка атамана Луки Клитки, который действовал в Сумской и Полтавской областях в начале 1930-х годов

Восстановились партизанские отряды. Об их лидерах ходили легенды. Как, например, о Луке Клитке с Роменщины. Он прославился неоднократными побегами из-под стражи, вспоминает писатель Николай Петренко, уроженец тех краев.

Или последние повстанцы Холодного Яра – братья Николай, Михаил и Степан Блажевские. Первые двое погибли в столкновениях с чекистами в 1925 году. Третий был дважды ранен. Чтобы спасти отряд, он решил на время его распустить. Сам с несколькими побратимами перебрался на Донбасс, где все устроились на строительство. В 1930-м брошюра "Весенние рейды" информировала: "В Шполянском районе снова начала оперировать банда Блаживского. Ее лозунг - у селян-единоличников ничего не брать, грабить коллективы, уничтожать коммунистов. В Орловке Блаживский сжег дела комячейки и хвалился перестрелять руководителей села".

За тот год ГПУ в Украине зафиксировало более 4 тысяч массовых выступлений. В них приняло участие почти 1,2 миллиона человек. Также записали почти 2,8 тысяч "террористических актов". Правда, к этим последним причисляли даже сожженную скирду соломы.

12.tif

Антивластные листовки, распространявшиеся в Украине в конце 1920-х – начале 1930-х годов

14.jpg

Бунты голодных

"Потепление" длилось недолго – осенью 1930-х власть возобновила политику коллективизации. Действовали экономическими методами – людей заставляли вступать в колхозы налогами и штрафами. ГПУ сообщало о 319 массовых протестных выступлениях и 1354 террористических актах в течение следующего года. Также зафиксировали 28 "кулацких банд".

В начале мая на юге современной Хмельнитчины восстали бывшие офицеры Армии УНР. Полтора десятка возглавляемых ими лиц с боями прорвались через реку Збруч, на территорию Польской Республики.

Пучка.tif

Григорий Пучка, лидер повстанческого отряда, действовавшего на Полтавщине в 1930-1931 годах

Бывший красный партизан Аким Рябченко некоторое время работал председателем сельсовета и служил в милиции в Городнянском районе Черниговской области. Впрочем, со временем понял, что "собственными руками помогал одевать московское иго на свой народ" – и ушел в лес. Объединил вокруг себя до 400 человек, которых разделил на три роты и взводы. Чекисты разбили их через несколько недель. Вскоре в округе говорили, что на подавление хлопцев Рябченко "советы" должны были бросить целую дивизию.

Весной 1932 г. люди начали умирать от голода. Протесты снова стали массовыми – почти 1000 выступлений за 7 месяцев. В основном это бунтовали голодные. К примеру, в Золочевском районе Харьковской области почти две тысячи жителей 13 сел штурмовали железнодорожные склады, в которых хранили зерно для местной винокурни. Несмотря на огонь охраны, люди разобрали три вагона зерна.

Селяне снова начали выходить из колхозов. Это засигнализировало властям о крахе ее коллективизационной политики. В августе 1932 года Иосиф Сталин заключил: "Украину можем потерять". Режим принялся за "окончательное решение" украинского вопроса – устроил Голодомор.

Владимир Тылищак, кандидат исторических наук, заместитель Председателя Украинского института национальной памяти; фото автора; , опубликовано в издании Локальна історія