Российские айтишники не хотят работать в российских IT-компаниях
На модерации
Отложенный
До 80% российских IT-специалистов планируют в ближайшие два-три года сменить работу. Причем 80% сотрудников цифровой сферы хотят работать удаленно в компании, которая не имеет физического присутствия в России, а 60% готовы и на переезд в другую страну, показал опрос BCG. Грозит ли России дефицит IT-специалистов? Эксперты сообщили «НГ», что он уже случился, и посоветовали предлагать специалистам действительно привлекательные условия: удаленный формат, гибкий график, высокую зарплату, карьерный рост. Главное — чтобы воздействовать на таланты, контактирующие с Западом, не стали методом кнута.
Около 78% сотрудников цифровой сферы в России, принявших участие в глобальном опросе консалтинговой компании BCG, планируют сменить работу через два-три года. А 43% уже активно ищут новое место.
Опрос проводился совместно с глобальным альянсом рекрутинговых интернет-сайтов среди почти 10 тыс. респондентов из разных стран, работающих в цифровой сфере; в РФ соорганизатором стала платформа HeadHunter (HH), в исследовании приняли участие более 800 российских респондентов.
Что именно подталкивает российских IT-специалистов к поиску новой работы? Желание получить лучшие возможности для карьерного роста — на это указали 62% опрошенных. Другие популярные причины — негативные перспективы на текущем месте (48%) и ощущение, что на текущей работе их недооценивают (47% голосов).
«Большинство сотрудников цифровой сферы из России открыты для виртуальной мобильности», — выяснили исследователи. Так, 80% опрошенных в РФ IT-специалистов хотят работать удаленно на работодателя, который не имеет физического присутствия в России. В топ-3 стран для поиска удаленной работы у российских айтишников вошли США, Германия, Канада.
Для сравнения: в среднем по миру стремятся к удаленной работе на работодателя не из их страны 68% респондентов.
Российские IT-специалисты демонстрируют также высокую готовность физически переехать за границу для работы: об этом сообщили 60% опрошенных. В данном случае тройка стран выглядит примерно так же, как и для поиска удаленной работы, но места распределились иначе: Германия, США, Канада.
Для сравнения: в среднем по миру о готовности переехать в другую страну ради работы сообщили 55% опрошенных IT-специалистов.
«Цифровые таланты из России предпочитают гибридную модель работы, хотят иметь гибкий график», — отметили исследователи. Так, примерно 93% респондентов выступили за полностью или частично удаленную работу, 78% за полностью или частично гибкий график.
В списке рабочих предпочтений и приоритетов цифровых талантов в РФ на первом месте — финансовая компенсация: зарплата, бонусы. В среднем по миру первая строчка у «хорошего баланса между работой и личной жизнью». Но также российским специалистам важно иметь возможности обучения и освоения новых навыков, важно, чтобы работа была интересной.
Грозит ли России при таких настроениях IT-специалистов дефицит цифровых кадров? Данные представителей рынка труда показывают, что он уже случился. Сейчас число открытых на hh.ru вакансий для IT-специалистов на 72% превышает показатели осени прошлого года, сообщила в материалах исследования директор департамента аналитических бизнес-решений hh.ru Наталья Данина. Весь 2021 год отмечен взрывным ростом IT-вакансий, «при этом сохраняется острый дефицит IT-кадров, резюме прирастают в среднем на 5%».
«Россия уже давно столкнулась с дефицитом IT-специалистов, еще несколько лет назад», — сказала «НГ» руководитель практики Hitech компании ANCOR Елена Иванчихина. «На данный момент на российском рынке уже фиксируется дефицит IT-специалистов. На протяжении последних нескольких лет компании активно внедряли процессы автоматизации и диджитализации, а пандемия и локдаун еще больше стимулировали эти процессы», — подтвердила консультант практики IT&Telecoms в Санкт-Петербурге международной рекрутинговой компании Hays Екатерина Пачковская.
Эксперты особо подчеркнули: интересные проекты есть как у международных, так и у российских компаний. Например, по уточнению Иванчихиной, в РФ активно развиваются технологии искусственного интеллекта, интернета вещей, много стартапов. «Так что нельзя говорить о каком-то массовом оттоке российских специалистов к иностранным работодателям», — считает эксперт.
«Аргументом в пользу работы в отечественных компаниях служит фактор ускорения темпов цифровизации и, как следствие, появление большого количества крупных, интересных проектов, в которых есть реальная возможность для быстрого карьерного роста, — обратила внимание директор по развитию бизнеса Proto Group Надежда Фердман. — По опыту работы с иностранными производителями программного обеспечения можем сказать, что быстрый карьерный рост за рубежом практически невозможен».
Дефицит IT-специалистов связан сейчас не столько с оттоком кадров в штат зарубежных компаний, сколько с высокими темпами развития цифровизации в стране, согласилась директор по персоналу и организационному развитию сервиса Работа.ру Юлия Санина.
Хотя работодателям в РФ действительно следует задумываться над тем, как привлекать и удерживать перспективных специалистов. «Российским компаниям необходимо либо быть „в рынке“, либо растить собственные кадры. Но второй вариант — намного медленнее. Основные тренды рынка IT — это современный стек технологий (набор инструментов, применяющихся при работе в проектах. — „НГ“), удаленка, рост зарплат. Игнорирование этих реалий отечественными компаниями приводит к дефициту IT-кадров у них», — пояснила Иванчихина.
«Мы проводили исследование с целью выявить, что IT-специалистам важно при отклике на вакансию.
Самым значимым фактором ожидаемо стал размер заработной платы. Зарплату отметили 80% IT-специалистов, — сообщила Пачковская. — Чуть больше половины — 54% респондентов — называют проекты, над которыми предстоит работать».
Еще 37% значимым фактором считают график работы, 34% — репутацию работодателя и отзывы сотрудников, 32% считают важной возможность карьерного роста, добавила эксперт.
На дефицит кадров указывают и сами представители цифровой сферы. «Спрос на IT-специалистов действительно превышает предложение. Дефицит кадров ощущается как по относительно новым направлениям, таким как Data Science и DevOps, так и по вполне „классическим“, например в разработке или даже в IT-рекрутменте», — сообщил «НГ» руководитель центра экспертизы по управлению персоналом в «Лаборатории Касперского» Кирилл Ширяев.
Нехватка может образовываться по разным причинам в зависимости от конкретного направления или компании. «Если же говорить про рынок в целом, то здесь сегодня сложилась интересная ситуация: если в прошлом году, во время пандемии, многие компании замедлили рост в том числе с точки зрения найма, то в 2021-м мы наблюдаем заметную активизацию на рынке труда. Сейчас IT-специалисты нужны буквально всем, не только технологическим компаниям», — говорит Ширяев.
При этом, как говорит эксперт, российские компании сегодня действительно конкурируют за таланты не только с другими компаниями на локальном рынке, но и с крупнейшими зарубежными гигантами и небольшими стартапами.
И как пояснил Ширяев, «если работодатель хочет привлекать хороших IT-специалистов, его целостное предложение с точки зрения задач, перспектив, заработной платы и компенсации должно быть не ниже уровня зарубежных компаний, конкурирующих с ним за таланты».
«Отрасли на сегодняшний день прежде всего не хватает разработчиков программного обеспечения (ПО): как квалифицированных с редкими компетенциями, так и средних кодировщиков. Переобучить разработчика с опытом работы на одной платформе для работы на другой не так сложно, как найти того, кого нужно переобучить», — пояснил «НГ» директор регионального инжинирингового центра SafeNet Национальной технологической инициативы Денис Кувиков.
По его мнению, проблему не решить каким-то одним действием, например увеличением квоты бесплатных мест для IT-студентов, хотя это уже дало свой эффект. «Нужно повышать уровень преподавания информатики в школах, увеличивать заработную плату учителям и преподавателям в вузах. Помимо этого государству нужно создавать условия, стимулирующие частный бизнес тратить время своих разработчиков ПО на повышение квалификации преподавателей и на переподготовку инженеров из разных сфер деятельности, чтобы привить им современные навыки программирования», — перечислил эксперт.
«Отъезд в целом 10–15 тыс. программистов создает угрозу утраты возможности для России стать одним из активных игроков на новых глобальных рынках», — считает Кувиков.
Поэтому, по его словам, важно создать благоприятную нормативную и правовую среду для ведения глобального IT-бизнеса из России, тем самым поощряя и разрешая разработку и внедрение технологий нового технологического уклада.
Между тем, как уточнил эксперт, на фоне пандемии за год совокупный штат разработчиков ПО в РФ уже увеличился на рекордные 12%, достигнув около 200 тыс. человек.
Для бесшовной цифровой трансформации экономики РФ требуется значительный кадровый ресурс, при этом, как пояснил гендиректор DIS Group Павел Лихницкий, технологии развиваются очень быстро, а система образования не успевает под них подстраиваться.
Кроме того, некоторые позиции теперь предполагают наличие компетенций из смежных областей. «Так, Data Scientist прежде всего должен хорошо владеть математическим аппаратом и уметь программировать. Также от него все чаще требуется хорошее знание бизнеса, а иногда и навыков инженера по данным, — привел пример эксперт. — Пока этому мало где учат».
«Будущее кадровой подготовки для цифровой трансформации — за партнерским сотрудничеством бизнеса и вузов как в создании лабораторий на базе университетов, так и в совместном проведении бесплатных курсов, стажировок, лекций и прочих мероприятий», — считает Лихницкий.
Насколько высоки шансы российских айтишников завоевать зарубежный рынок? «Шансы получить желаемую работу высоки. Зарубежные компании часто сами пытаются привлечь российских IT-специалистов, предлагая приветственные бонусы в несколько тысяч долларов, вид на жительство в новой стране, высокие зарплаты», — говорит Юлия Санина. Однако не все специалисты хотят уезжать из родной страны, а некоторым мешает недостаточный уровень знания иностранных языков.
«Не все кандидаты владеют английским языком на минимально необходимом уровне», — соглашается Пачковская. Да и конкурс на иностранную и удаленную позицию часто более сложный, если только работодатель не смотрит таргетированно именно российских специалистов.
Как считает управляющий директор Авито Работы Артем Кумпель, сказываются разница культур, языковой барьер, нехватка социализации на новом месте, страх провала. Эти факторы останавливают большой процент людей в их стремлении устроиться на новую работу в другой стране. «Согласно стандартной воронке найма, небольшая доля желающих доходит до конца», — уточнил эксперт.
«Кстати, среди тех, кто решился и уехал, мы отмечаем высокий процент вернувшихся, — добавила Санина. — Это те, кто не смог привыкнуть к новому быту, менталитету, корпоративной культуре».
Комментарии
Ибо нормальные работяги получают тыщ 30.......