Киев пригрозил Лукашенко страшными карами, если тот полетит в Крым к Путину
На модерации
Отложенный
Батька продолжает торг за признание полуострова российским
Президент Белоруссии Александр Лукашенко признал, что Крым стал российским после проведенного там в 2014 году референдума. Об этом он заявил в интервью РИА «Новости».
«Мы все понимали, что Крым де-факто — это российский Крым. После референдума и де-юре Крым стал российским», — сказал он.
Он подчеркнул, что его поездка на полуостров будет означать признание его российской территорией. И отметил, что его уже пригласили в регион.
«Если президент уже туда (в Крым — ред.) приехал… с президентом России. Слушайте, какие еще могут быть признания?! Это уже масло масляное, как в России говорят».
В ответ на последние новости из Минска глава МИД Украины Кулеба заявил, что в случае, если Белоруссия признает Крым российским, Украина будет действовать «по полной программе».
— На самом деле, Лукашенко действительно впервые вот так прямо, без экивоков, признал Крым российским, — считает белорусский журналист Сергей Смирнов.
— До этого интервью глава Беларуси этой темы сторонился, и всегда попутно ругал украинцев за то, что подставились, за слабохарактерность (что не стали воевать).
«СП»: — И что, поедет он теперь в Крым? Обещал уже не раз вообще-то. И самолеты пустить на полуостров тоже…
— В последнее время Александр Лукашенко ведет себя, по крайней мере декларативно, как примерный союзник Москвы. Не исключаю, что самолеты и поезда в крымском направлении действительно могут поехать и полететь из Минска ближе к лету, если к тому времени идиллия в отношениях лидеров Союзного государства не пройдет.
«СП»: — По-вашему, нынешняя ситуация чем-то отличается от предыдущих? Лукашенко тут еще говорит о размещении ЯО на территории Белоруссии. Что реально так сильно «прижали»?
— Вероятно, положение Лукашенко действительно непростое. По всей видимости, все поняли, что политика многовекторности, которую Минск, стоит признать, с успехом проводил много лет, безвозвратно ушла. Впрочем, вся постсоветская многовекторность рано или поздно заканчивается одним и тем же: стулья разъезжаются, и штаны лопаются. Рано или поздно нужно делать геополитический выбор.
Что касается ядерного оружия — уверен, что подобной российской базы на территории Беларуси не будет. Стоит признать, вывоз ядерного оружия с обломков СССР, как показывает практика — лучшее, что в своей жизни сделал Ельцин.
«СП»: — А как Украина отреагирует? Они уже обещали страшные-ужасные последствия. Какие?
— Украина и дальше продолжит пугать своих граждан войной с Беларусью и грозить Минску новыми санкциями. Благо, сейчас у украинских спикеров хватает доводов для подобных разговоров, так как в последние дни Александр Лукашенко действительно неожиданно разоткровенничался на этот счет.
Однако реальные ответные санкции за признание Крыма или другие заявления Минска, скорее всего, будут соответствовать реальной силе этих выпадов. Понятно, что сейчас Украина все же зависит от белорусского бензина и электроэнергии, а потому торговля сырьем будет идти, однако закупки белорусской техники Украиной, в ближайшем будущем могут сойти на нет. А это большой удар по белорусским экспортной выручке белорусских предприятий, скорее всего, будут пытаться закрыть убытки за счет гарантий Кремля и массовых госзакупок из России.
«СП»: — А Запад? Новые санкции придумает? Минску уже терять нечего в этом плане. Все возможные санкции уже введены.
— В плане санкций Запада — нечего терять, когда уже нечего терять. Санкции есть, и явно будут новые. Этот процесс уже необратим. Точка невозврата для нынешней белорусской власти для диалога с Западом пройдена.
«СП»: — А Россия что выиграет от признания Крыма Белоруссией?
— Это сложный вопрос. Вероятно, приобретет еще один голос при новом голосовании о статусе Крыма в ООН и ОБСЕ, получит немного новых туристов для Крыма, а также укрепит свое экономическое влияние внутри Беларуси.
— Может, я чего-то не помню, но до недавнего времени Лукашенко не заявлял о намерении посетить Крым (впервые это было сказано буквально несколько дней назад), — говорит эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.
— И уж тем более он не говорил, что полуостров де-юре является частью России. Так что заявление действительно знаковое. Хотя и по-своему странное, если посмотреть на него через призму того, что Лукашенко говорил до этого.
Помните: «…Когда последний олигарх в России признает Крым и начнёт поставлять туда продукцию, за мной дело не заржавеет». А что, все олигархи уже признали Крым российским? Вроде, нет…
«СП»: — А какие еще могут быть признания? Консульство открыть? Самолеты пустить? Или он думает, что съездит и все, признал?
— Вы совершенно правы. За словами Лукашенко о принадлежности Крыма к России должны последовать конкретные действия. Открыть консульство, организовать регулярное пассажирское и авиационное сообщение с полуостровом, обновить соответствующую нормативно-правовую базу в самой Беларуси. В конце концов, новые учебники напечатать, где на картах Крым будет российским.
На следующих выборах в Крыму обязательно должны быть наблюдатели от Беларуси. А насчет торгово-экономических связей, бизнеса… Вот пусть Лукашенко на собственном примере покажет российским олигархам, что такое настоящее признание.
Но в интервью Киселеву мы услышали только то, что президент Беларуси просто хочет посетить Крым. Даже не как политик, а просто как человек. Обратите внимание на эти слова: «Мое посещение Крыма, на что имею полнейшее право, под чьим бы он там протекторатом, руководством, и чей бы ни был Крым. Это и мой Крым». Такими заявлениями Лукашенко отчасти обесценивает собственное признание Крыма российским. Для него, дескать, неважно, кому эта территория принадлежит.
«СП»: — Что Лукашенко захочет в обмен на признание?
— Это хороший вопрос. Рискну предположить, что о каком-то «обмене» Лукашенко с Кремлем уже договорился. Он же опытный политик и прекрасно понимает, какой должна быть последовательность действий. Хочешь что-то получить за признание Крыма — сначала получи, а потом признавай.
Пространство для переговоров здесь очень широкое. Кредиты (новые, которые можно взять, и старые, которые нужно отдавать), цены на энергоресурсы, доступ белорусских товаров на российский рынок, сотрудничество в сфере ВПК и т. д. Но нам, конечно, не скажут, чем именно Россия «расплатилась» с Лукашенко за признание Крыма.
«СП»: — Лукашенко говорит, что хочет посетить именно Севастополь и Бальбек. Почему?
— Не думаю, что во всех словах Лукашенко стоит искать скрытый смысл. Он просто обозначил две точки на карте Крыма, в которых хочет побывать. Значит, с этими местами у него связаны какие-то теплые воспоминания.
На самом деле, в приведенной цитате Лукашенко отчетливо звучит все та же мысль: он хочет побывать в Крыму, скорее, как турист, а не как президент иностранного государства. Захотелось человеку полюбоваться местными достопримечательностями, погулять по городу, вспомнить былые времена. Он это так преподнес.
«СП»: — Что реально Москве дат это признание? Хоть что-то изменится?
— В контексте международной изоляции Крыма — нет. Понятно, что никто примеру Беларуси не последует. И вообще, на Западе не будут придавать этому событию большого значения (дескать, «нелегитимный» Лукашенко признал «оккупированный» Крым). Украина тоже попытается отмахнуться, хотя для неё это болезненный удар. А самое главное, что она теперь должна как-то ответить. Согласитесь, покупать белорусскую электроэнергию после такой дипломатической «оплеухи» от Лукашенко — это просто «зрада». Сейчас стоит еще раз обратить внимание на законопроект об ограничении импорта товаров из Беларуси, который несколько дней назад зарегистрировали в Верховной Раде.
«СП»: — Будет ли признание Лукашенко Крыма означать, что пути на Запад для его больше не существует, ему абсолютно нечего терять?
— Было бы неправильно говорить, что Лукашенко на Западе уже нечего терять. Есть, еще как! Конечно, Батьку в Европе президентом не признают. Но на волне миграционного кризиса в Еврокомиссии заявили, что рабочий диалог с Минском, оказывается, никогда и не прерывался. Белорусские послы в европейских странах продолжают работать, белорусские фуры едут в Европу, белорусские грузы обрабатывают в портах Прибалтики. Товарооборот со странами ЕС и США растет рекордными темпами! Германия, к примеру, за 9 месяцев этого года закупила больше товаров из Беларуси, чем за весь доковидный 2019 год.
Я не думаю, что признание Крыма взбудоражит Запад и станет поводом для введения против режима Лукашенко очередных санкций. Эффект будет гораздо слабее, чем от задержания Романа Протасевича или «миграционной агрессии».
Дмитрий Родионов
Комментарии
По фигу. Крым = Россия.
Точка давно поставлена.