Сколько папа депутата заработал на шахтёрах
На модерации
Отложенный
25 ноября в шахте "Листвяжная" произошёл взрыв метана, погиб 51 человек. О том, что привело к взрыву и понесёт ли кто-нибудь за это наказание, – в материале Царьграда с места событий.
"Стахановский" начальник стал фигурантом дела
О том, что шахтёры "Листвяжной" работают очень продуктивно, красноречиво говорит пресс-релиз годичной давности на сайте холдинговой компании "Сибирский деловой союз", которой принадлежит шахта. По иронии судьбы, ровно за год до трагедии, день в день, 25 ноября 2020 года, коллектив ООО "Шахта "Листвяжная" первым в холдинге "СДС-Уголь" досрочно выполнил годовой план, выдав на-гора 4200 тыс. тонн угля.
А руководил очистной бригадой "стахановцев" Сергей Герасименок – тот самый начальник участка №4, который накануне, 25 ноября 2021 года, был задержан правоохранителями в рамках возбуждённого уголовного дела по статье "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Вместе с ним задержаны директор шахты Сергей Махраков и его первый заместитель Андрей Молоствов.
В текущем году руководство "Листвяжной" планировало выполнить план в объёме 5,2 миллиона тонн. И снова досрочно. В каких условиях и благодаря каким нарушениям рядовые сотрудники шахты радовали хозяев предприятия новыми "стахановскими" победами, рассказали уже их вдовы и оставшиеся в живых друзья.
Что говорят шахтёры и их родственники?
Жена погибшего шахтёра с 30-летним стажем Бориса Пиялкина рассказала о пожаре на шахте, который произошёл 15 ноября, за 10 дней до взрыва. По её словам, потушили огонь горняки собственными силами.
Пятнадцатого они не стушевались и сами, своими силами тушили в шахте пожар. Прошло буквально несколько дней, и теперь мужа моего нет. И все это знали. Роспотребнадзор всё проверял. И что они там проверяли? Этот метан давно там зашкаливал. Мой муж звеньевым ходил, на груди был датчик. Он говорит, что "датчик пищит, я его водой намочу, чтобы он не пищал". И дальше работали. Вот в каких условиях они работали,
– рассказала жена погибшего шахтёра журналистам.
РОДСТВЕННИКИ ПОГИБШИХ НА ШАХТЕ "ЛИСТВЯЖНАЯ": "МЕТАН ТАМ ЗАШКАЛИВАЛ, НО ИХ ЗАСТАВИЛИ ТУДА ИДТИ"/ VK.COM
Ранее Царьград цитировал сотрудника "Листвяжной", который рассказал о грубейших нарушениях техники безопасности на предприятии ради выполнения плана, влияющего на размер заработной платы шахтёров. Получается, что всё сделано для того, чтобы сами горняки как минимум закрывали глаза на эти нарушения, не говоря уже о жалобах или отказе выходить на работу.
Конечно, нарушений очень много. То есть система такая: если угля не будет… Есть план, если ты план не выполняешь, соответственно, ты денег получаешь мало. И заставляют ехать добывать уголь с нарушениями, потому что не будешь работать – не будет денег,
– рассказал работник "Листвяжной", не пожелавший раскрывать своего имени.
Бывший горнорабочий очистного забоя "Листвяжной" Денис Тимохин, друг детства которого тоже работал в шахте и погиб там, рассказал журналистам, что директору шахты Сергею Махракову нужна была только добыча угля и больше ничего, а какой процент метана в забое, его не волновало. Самого Сергея с предприятия уволили после того как он отказался оформлять производственную травму как бытовую. При этом мужчине не отдали трудовую книжку и полагающиеся выплаты. По его словам, на предприятии велась работа с грубыми нарушениями техники безопасности ради выполнения плана добычи угля:
Шесть, семь, восемь процентов метана – лава [комбайн] едет. Ставьте, говорит, на комбайн перемычки и езжайте дальше. А при двух процентах комбайн вырубается. Ну, типа, и что? Ставят перемычки и едут дальше. Приказ директора. Начальник охраны труда с ним под одну дудку пляшет. Никакой охраны труда, вообще ничего такого.
Сколько нарушений было выявлено?
После взрыва на "Листвяжной" губернатор Кузбасса Сергей Цивилев распорядился провести проверки по угольным предприятиям региона на взрывоопасность. Свою проверку организовала и прокуратура, которая за день, 25 ноября, проверила 6 шахт и возбудила 28 административных дел за нарушения промбезопасности и нормативных требований охраны труда. Это говорит о том, что при желании и ответственном подходе нарушения найдутся всегда, что в результате может привести к приостановке деятельности угольного предприятия, подобные случаи происходят периодически. Но остановка производства – это потеря денег, поэтому часто такие нарушения игнорируются как проверяльщиками, так и руководством шахт и разрезов.
К примеру, обвиняемые в халатности госинспекторы Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора за несколько дней до ЧП без фактического обследования штрека "Листвяжной" составили акты о его проверке. А в результате причиной взрыва на шахте стало возгорание угольной пыли именно в вентиляции.
Ростехнадзор в марте 2021 года обнаружил на "Листвяжной" 139 нарушений, в том числе проверка взрывоопасности пыли в подготовительном забое показала, что выработка находится во взрывоопасном состоянии.
Официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль отметил, что шахты являются объектами первого класса опасности и контролируются в режиме постоянного надзора, а на "Листвяжной" в текущем году Ростехнадзор бывал частым гостем:
В 2021 году на шахте проведено 127 проверок, выявлено 914 нарушений, девять раз применялась приостановка, общая сумма штрафов составила свыше 4 миллионов рублей. До сегодняшнего дня гибель рабочего последний раз произошла в январе 2017 года.
К слову, в 2004 году на "Листвяжной" при взрыве метана погибло 13 человек из-за плохой вентиляции.
В итоге 9 инженерно-технических работников шахты были приговорены к условным срокам.
Сколько стоит жизнь шахтёра?
После крупнейшей в новейшей истории Кузбасса аварии на шахте "Распадская" в 2010 году семьи погибших шахтёров получили по тем временам солидные компенсации за потерю кормильца: по 1 млн рублей от государства, ещё по одному от ОАО "Распадская угольная компания", плюс годовая зарплата шахтёра, плюс зарплата за последние три месяца и государственные выплаты в размере от 700 до 900 тыс. рублей.
В 2013 году, когда погибли рабочие ОАО "Шахта №7", речь шла о трёх миллионах рублей каждой семье погибших, в том числе 1 млн рублей выплачивался по соглашению между администрацией Кемеровской области и собственниками предприятия.
В 2021 году владелец шахты "Листвяжная" – холдинговая компания "СДС" готова выплатить семьям погибших горняков дополнительно по 2 миллиона рублей. Кроме того, пострадавшим будут произведены дополнительные выплаты сверх положенных по закону, их размер будет определяться в индивидуальном порядке, сообщила пресс-служба компании "СДС".
Итого холдинговая компания выплатит родственникам погибших шахтёров 92 миллиона рублей. Небольшая сумма, учитывая, что цены на уголь сейчас взлетели, а производственная мощность одной только шахты "Листвяжная" составляет 5,2 млн т угля в год. В 2020 году её выручка составила 9,4 млрд руб., что на 11% меньше, чем годом ранее. При этом чистая прибыль составила 837 млн руб., что на 82% меньше, чем в 2019 году, когда цены на уголь упали. Но в 2021 году на радость угольщикам цены вновь выросли. А учитывая довольно плачевное финансовое состояние холдинга "СДС" и шахты "Листвяжной" в частности, вполне закономерно предположить, что руководство заставляло выдавать на-гора тонны угля, чтобы рассчитаться с долгами, которые накопились за последние пять лет на сумму почти полмиллиарда рублей.
Итого на фоне сверхприбылей несколько миллионов компенсации на "расходы" в лице погибших горняков – небольшая плата для воротил угольного бизнеса, а репутационные потери давно никто не считает.
Губернатор Кузбасса, к слову, тоже пообещал пострадавшим и родственникам погибших помощь, но пока без конкретики.
Кто ответит за смерть шахтёров?
Бывший шахтёр "Листвяжной" Денис Тимохин считает, что директор шахты уйдёт от ответственности, не зря же Сергей Махраков в августе 2021 года выиграл областной конкурс угледобывающей отрасли "Кузбасс – угольное "сердце" России" и был признан победителем в номинации "Директор шахты – 2021".
Он отмажется, у него денег много,
– считает Тимохин.
Ещё больше денег у владельца шахты – местного бизнесмена Михаила Федяева, который дружен с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилёвым, а свой холдинг сколотил на пару с бывшим компаньоном и депутатом Госдумы Владимиром Гридиным при бывшем губернаторе Амане Тулееве.
Шахта "Листвяжная" с 2011 года полностью принадлежит холдинговой компании "СДС-Уголь", которая занимает третье место по добыче и экспорту угля в России.
95% "СДС-Угля" с 2019 года владеет Михаил Федяев, занимающий со своими 550 миллионами долларов 177-ю строчку в списке Forbes. Его сын Павел Федяев – депутат Государственной думы от "Единой России".
К слову, Аман Тулеев, который неоднократно подписывал с Михаилом Федяевым различные договоры о взаимовыгодном сотрудничестве, торжественно совместно открывал производства и объекты, теперь и сам задаёт на своей странице в "Инстаграме" вопросы относительно обеспечения безопасности на шахте, правда, никаких конкретных имён не называя.
Причиной трагедии, по первым сообщениям, стал взрыв метана. Но сразу возникает вопрос, почему не было контроля, почему людей пустили под землю. Ведь люди спускаются под землю не для того, чтобы погибать и продавать свои жизни,
– написал Аман Тулеев на своей странице в Instagram и указал на то, что работа по обеспечению безопасности должным образом не ведётся на фоне того, что угольные предприятия получают сверхприбыль.
Что с того?
Так кто же ответит за смерть полусотни человек? Долларовый миллионер из списка Forbes? Или "лучший директор шахты"? Следствие покажет. Но в Кузбассе уже есть один яркий пример безнаказанности за смерть шахтёров.
В апреле 2020 года Междуреченский городской суд фактически закрыл дело о взрывах на шахте "Распадская", на которой в мае 2010 года погиб 91 человек. Единственный оставшийся подсудимый – бывший технический директор ЗАО "Распадская угольная компания" Анатолий Рыжов ушёл от ответственности в связи с истечением срока давности, а уголовное преследование семи других обвиняемых к тому моменту тоже было давно прекращено. За смерть 91 человека не ответил никто. Посмотрим, что будет на этот раз.
Комментарии
Да и вообще систему нужно менять! Частник только и будет думать о наживе,а все меры безопасности -это лишние расходы.Сравнить уровень привилегий и зарплат шахтеров в Советское время и сейчас рабский копеечный труд!!!
Комментарий удален модератором