Долг МВФ лишает Украину будущего и ограничивает развитие страны

На модерации Отложенный

Долг МВФ лишает Украину будущего и ограничивает развитие страны

Сотрудничество МВФ и Украины вызвано политическими причинами, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов. Единственной целью деятельности фонда является поддержание стабильности украинской системы, сформированной в феврале 2014 года в результате государственного переворота.

МВФ продолжает финансировать Украину

Международный валютный фонд (МВФ) одобрил продление программы финансирования Украины, согласованной в июне 2020 года на сумму в 5 млрд долларов, и предоставил Киеву новый транш в 700 млн долларов.

Решение является предсказуемым: МВФ продолжает финансировать Украину, чтобы страна не объявляла дефолт. Результатом такой политики является постоянно растущий госдолг объемом в 90 млрд долларов и полная подконтрольность страны США.

Основным инвестором МВФ являются американцы, они используют эту структуру для контроля над такими странами, как Украина.

Есть в докладе МВФ интересный пассаж по российско-украинской проблематике: фонд выделил украинцам средства и проигнорировал неурегулированный долг РФ на 3 млрд долларов евробондов. События упираются в 2013 год и называются на Украине «долгом Януковича». Фонд национального благосостояния РФ тогда выкупил у Киева облигации, оформленные по английскому праву.

МВФ в 2015 году признал долг, и это стало проблемой при оказании финансовой помощи Украине. В организации существовало правило: неурегулированные долговые проблемы заемщика с третьими странами являются прямым основанием для отказа.

Однако Международный валютный фонд специально под Украину пересмотрел принципы кредитования, и теперь для финансирования страны, у которой имеется непогашенная задолженность, достаточно выполнения двух правил. Во-первых, должник приложил добросовестные усилия по урегулированию долга, а во-вторых, задолженность не урегулирована из-за нежелания кредитора идти навстречу фонду и соглашаться на реструктуризацию или на рефинансирование.

Данные положения позволили МВФ напрямую обвинить РФ в саботаже переговоров с Украиной и продолжить финансировать Киев. В 2016 году Москва на коллегии МВФ проголосовала против выделения кредитов Украине, однако ее позиция услышана не была: российская голосующая сила составляет там 2,6%, а превалирует американская сторона.

Аргументация организации сомнительна, но это не мешает ей продолжать выполнять программу помощи Украине, чтобы Киев не объявлял дефолт. Без помощи фонда это случится в сжатые сроки, причем не до конца понятно, что для Украины хуже.

Спор по украинскому долгу давно рассматривается в судебных инстанциях Великобритании (из-за оформления евробондов по английскому праву), где 11 ноября 2021 года прошли последние прения представителей спорящих сторон.

Решение должно быть вынесено через три-шесть месяцев, а стоимость дела вместе с издержками выросла до 4,5 млрд долларов и равна программе МВФ по финансированию Украины. Киев пытается доказать, что долг был навязан в 2013 правительству Виктора Януковича.

Украина находится в долговой ловушке

«Вопрос находится в политической плоскости. С точки зрения возврата и выдачи кредитов Украине экономической составляющей нет вообще, особенно если брать историю с российской задолженностью», – констатирует Грибов.

Целью политики МВФ является поддержание платежного баланса Украины – в Вашингтоне будут придерживаться такой линии до последнего.

«Помогает ли финансирование МВФ Украине? Киев не объявляет дефолт, а украинская экономика продолжает существовать. Очевидно, что без кредитов фонда это продлится недолго», – резюмирует Грибов.

Проблемой является то, что украинская экономика не развивается, а требования, навязанные МВФ, бьют по положению дел на Украине. Ярким примером является история с газовыми тарифами, которые выросли за семь лет в 14 раз.

Многие украинские эксперты утверждают, что дефолт не хуже современной ситуации: «лучше ужасный конец, чем ужас до конца». Проблемы страны копятся, экономического развития нет, а единственным эффектом является поддержание украинской политической системы. Сотрудничество Украины с финансовой организацией часто сравнивают с долговой ловушкой, грозящей стране перманентной деградацией.

Единственной страной, выбравшейся из долговой зависимости от Международного валютного фонда, остается Польша, но это некорректный для Украины пример: в Варшаву европейские власти вложили десятки миллиардов евро. Польша остается крупнейшим получателем брюссельских денег.

«На Украине существует момент с большим уровнем внешнего долга и физической невозможностью его возвращения, но есть второй фактор – провал структурных реформ в экономике, которые проводились Киевом», – заключает Грибов.

В 2020-2021 годах на негативную ситуацию наложилась пандемия COVID-19, которая больно ударила по экономике. Все это не способствует тому, чтобы состояние дел на Украине улучшалось, а Киев бы решал свои долговые проблемы.

«Можно долго говорить об экономических нюансах, но в мире существуют примеры, когда государства решали проблему внешнего долга. Вопрос заключается только в комплексе мер, которые будут реализованы на Украине», – констатирует Грибов.