Гитлер – Сталин

      То, что на­ци­онал-со­ци­алис­ти­чес­кая по­лити­ка, про­води­мая Гит­ле­ром в от­но­шении не­арий­ских на­родов, бы­ла его ог­ромной ошиб­кой, ра­зуме­ет­ся, преж­де все­го – прес­тупле­ни­ем, ни­кому объ­яс­нять дав­но не на­до. Свою оцен­ку это­му да­ла Ис­то­рия. В том чис­ле и преж­де все­го – ис­то­рия Вто­рой Ми­ровой Вой­ны. Юри­дичес­ки ее зат­вердил не­ос­по­римый при­говор Меж­ду­народ­но­го три­буна­ла в Нюр­нбер­ге. Оцен­ка все­го со­вет­ско­го пе­ри­ода, про­дол­жавше­гося с 1917 по 1991 год, по­ка сде­лана толь­ко час­тично. Бо­лее то­го, она не све­дена в ка­чес­тве еди­ного соб­ра­ния то­мов, для важ­ней­ше­го де­ла меж­ду­народ­но­го неп­ред­взя­того спра­вед­ли­вого раз­би­ратель­ства, об­ви­нения и су­да. Од­на­ко, на­деж­да на то, что это обя­затель­но про­изой­дет, су­щес­тву­ет. Её не­ус­танно и пос­то­ян­но под­твержда­ют те, кто бе­реж­но, иног­да с рис­ком для жиз­ни, при­мер – су­дили­ще над Дмит­ри­евым и на­веши­вание яр­лы­ков на «Ме­мори­ал» – сох­ра­ня­ет для па­мяти и для ис­то­рии сви­детель­ства и до­кумен­ты со­вет­ских прес­тупле­ний. По-дру­гому ак­ту­аль­ность это­го мо­его мне­ния под­твержда­ют те, кто с не­мень­шим рве­ни­ем, но по­ка, к со­жале­нию, бе­зо вся­кого рис­ка для сво­ей сво­боды, унич­то­жа­ет до­кумен­ты и сви­дете­лей этих прес­тупле­ний и за­лива­ет­ся пе­ной не­годо­вания на мно­гочис­ленных эфи­рах в под­властных рос­сий­ских СМИ.

            Гит­лер пе­ре­иг­рал Ста­лина в и­юне 1941 го­да. Од­на­ко, нуж­но от­дать дол­жное ста­лин­ско­му уме­нию ор­га­низо­вывать про­вока­ции. Уни­жен­ный и из­му­чен­ный со­вети­заци­ей на­род, осо­бен­но в ре­ги­онах, из па­мяти на­селе­ния ко­торо­го не бы­ла пол­ностью выт­равле­на па­мять о до­совет­ской жиз­ни, в боль­шинс­тве сво­ем при­ветс­тво­вал бегс­тво ком­му­нис­тов. Бо­лее то­го, час­то и сам сво­дил сче­ты с те­ми, ко­го ас­со­ци­иро­вал с не­навис­тной со­вет­ской властью. По­нять мож­но: на­тер­пе­лись, но оп­равдать жес­то­кость, с ко­торой это про­ис­хо­дило – ни в ко­ем слу­чае. Хо­тя, на ве­сы пра­восу­дия дол­жна быть по­ложе­на и не­чело­вечес­кая жес­то­кость со­вет­ской влас­ти по от­но­шению к лю­дям. Мас­со­востью реп­рессий, да­же в пе­ри­од страш­ной вой­ны, она пе­рех­лесты­вала все ви­ден­ное преж­де. Ско­рос­тное прод­ви­жение вер­махта по тер­ри­тории СССР кос­венно сви­детель­ству­ет о том же. К ре­аль­ной обо­рони­тель­ной и пар­ти­зан­ской вой­не ни­какой под­го­тов­ки не бы­ло. Ди­вер­санты го­тови­лись к заб­роске на чу­жую тер­ри­торию. Да, кое-где ус­пе­ли в спеш­ном по­ряд­ке соз­дать схро­ны, и да­же ос­та­вить в под­полье че­кис­тов, но пов­то­рять сло­ва о на­род­ном дви­жении соп­ро­тив­ле­ния в пер­вые ме­сяцы вой­ны бы­ло бы сви­детель­ством не­укос­ни­тель­ной ве­ры в со­вет­скую про­паган­ду. То есть вы­дачей же­ла­емо­го за дей­стви­тель­ное. Од­но­го об­ра­щения «Братья и сёс­тры» бы­ло не­дос­та­точ­но. Не­дос­та­точ­но бы­ло и при­каза № 0428 от 17 но­яб­ря 1941 го­да за под­писью Вер­ховно­го Глав­но­коман­ду­юще­го. Нуж­ны бы­ли сак­раль­ные жер­твы. Со­вет­ская про­паган­да на­чала ак­тивное их про­из­водс­тво. Од­на­ко, да­же для лжи­вой со­вет­ской про­паган­ды не­об­хо­димы бы­ли ма­тери­алы. Под­го­тов­кой их ак­тивно за­нялись НКВД и глав­пур Крас­ной ар­мии. Вос­пи­тан­ные ком­со­молом фа­нати­ки, про­шед­шие шко­лу Во­роши­лов­ских стрел­ков, ОСО­ВИ­АХИ­МА и дру­гих со­вет­ских во­ен­но-пат­ри­оти­чес­ких ор­га­низа­ций, иде­аль­но под­хо­дили для это­го. Урон, ко­торый они, в луч­шем слу­чае про­шед­шие до­пол­ни­тель­ную ме­сяч­ную под­го­тов­ку обу­чения тер­ро­рис­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти, мог­ли на­нес­ти вер­махту, ос­та­новить его стре­митель­ное нас­тупле­ние ни­как не мог.

А вот жес­ткие и пуб­личные от­ветные дей­ствия по от­но­шению к ним и спи­сыва­ние унич­то­жения го­родов и де­ревень на зло­де­яние на­цис­тов – вот это они, а точ­нее – по­лучив­шая ма­тери­ал для ин­тер­пре­тиро­вания про­паган­да – мог­ла и сде­лала с ус­пе­хом.

На­цист­ские стра­теги и спе­ци­алис­ты не уч­ли раз­ли­чия в мен­таль­нос­ти ев­ро­пей­ско­го и со­вет­ско­го жи­телей. Ес­ли там по­каза­тель­ные каз­ни впол­не мог­ли ис­пу­гать или ос­та­новить граж­дан­скую ак­тивность, то в СССР под воз­дей­стви­ем сос­тра­дания они вы­зыва­ли да­леко не вез­де, но сов­сем об­ратную ре­ак­цию. На неё и был рас­счи­тан крем­лев­ский за­мысел. Итог из­вестен. О том, на ка­кие стра­дания все это об­рекло мно­гомил­ли­он­ные на­род­ные мас­сы, ока­зав­ши­еся на мол­ни­енос­но сдан­ной тер­ри­тории, ста­ло по­нят­но, ког­да со­вет­ские агит­ки сме­нили кни­ги и филь­мы, чес­тно рас­ска­зыва­ющие о вой­не. «Про­вер­ка на до­рогах». «Вос­хожде­ние», «Сот­ни­ков», «В спис­ках не зна­чил­ся», «Бе­лая пти­ца с чер­ной от­ме­тиной» и ко­неч­но «Иди и смот­ри»! Не­даром со­вагит­проп, глав­пур, цен­зурные ве­домс­тва и да­же КГБ при­нима­ли все воз­можные уси­лия, что­бы по­ложить их на пол­ку. Пи­сате­ли А.Сол­же­ницын, В.Су­воров, М.Со­лонин и мно­гие дру­гие из-за сво­ей чес­тной по­зиции, по­пыт­ки рас­ска­зать прав­ду, вы­нуж­де­ны бы­ли по сво­ей или, ча­ще, по го­сударс­твен­ной во­ле эмиг­ри­ровать за ру­беж. Прав­да ка­муф­ли­рова­лась, сти­ралась, унич­то­жалась.

В пе­ри­од глас­ности и, осо­бен­но пос­ле ав­густа 1991 го­да, воз­никла на­деж­да, что этой прак­ти­ке нав­сегда бу­дет по­ложен ко­нец. Увы, так не про­изош­ло. Вмес­то от­кры­тия ар­хи­вов, в том чис­ле и со­вер­шенно сек­ретных, и реп­рессив­ных ве­домств – сно­сили па­мят­ни­ки. На­де­юсь, се­год­ня уже всем по­нят­но, что это бы­ло ошиб­кой.

            Но­вое нас­тупле­ние со­вет­ских ре­визи­онис­тов, сы­то и теп­ло око­пав­шихся в особ­ня­ках, от­данных во­ен­но-ис­те­ричес­ко­му об­щес­тву, рас­тра­та мил­ли­онов на­род­ных, го­сударс­твен­ных средств на по­зор­ные ки­но­агит­ки, де­монс­тра­тив­но про­вали­ва­ющи­еся в про­кате, да­же в рос­сий­ском, о за­рубеж­ном – и го­ворить, к счастью, не при­ходит­ся; тре­бова­ния за­конов, су­дов, по изъ­ятию до­кумен­тов, ста­вящих под сом­не­ние то, что пос­тро­ение фун­да­мен­та сов­ре­мен­но­го го­сударс­тва, как и со­вет­ско­го, ос­но­вано на за­месе аг­рессив­ности по от­но­шению к со­седям и всем, кто не раз­де­ля­ет их мне­ние – все это дав­но дол­жно нас­то­рожить че­лове­чес­тво. Но день­ги и страх ско­выва­ют ру­ки и ра­зум, чем и про­дол­жа­ют, как в 1939 го­ду, поль­зо­вать­ся по­ка не осуж­денные прес­тупни­ки.

Пов­то­рение ис­то­рии ХХ ве­ка те­ми, кто учил неп­ра­виль­ные уро­ки и пы­та­ет­ся про­пове­довать из­бран­ность од­но­го граж­данс­тва, од­ной на­ции, од­ной кон­фессии, од­ной ра­сы, не го­воря уже об из­бран­ности и ве­личии од­но­го че­лове­ка, при тех­ни­чес­кой мо­щи ору­жия унич­то­жения и средств его дос­тавки мо­жет иметь пос­ледс­твия, ко­торые с лих­вой пре­высят все са­мые страш­ные циф­ры по­терь и в Пер­вой, и во Вто­рой ми­ровых вой­нах. Уми­рот­во­рить лю­до­едов ди­ети­чес­ким сто­лом ус­ту­пок не­воз­можно. Да и со­учас­тия в ро­ли приг­ла­шен­но­го к сто­лу «не­вин­но­го», яко­бы сов­сем пос­то­рон­не­го гос­тя не по­могут. Че­лове­коне­навис­тни­чес­кий ре­жим, на­целив­ший­ся и уже де­монс­три­ру­ющий сво­ими су­дами и спе­цопе­раци­ями ис­тинную, при­сущую ему кро­вожад­ность, дол­жен по­лучать адек­ватную оцен­ку всех лю­дей и все­го ми­рово­го со­об­щес­тва.