Убогий неудачник Бандера. Как и зачем его сделали знаменитым

На модерации Отложенный

Жаль, история не сохранила имя гениального разведчика, предложившего первым: давайте лидером украинских националистов назначим это недоразумение, главного борца с целостностью ОУН… Стёпку Бандеру. Всей своей жизнью доказавшего, как личные амбиции и гипертрофированное эго способны изнутри разрушать любую, даже яростную идею.

Таскаясь по улицам и площадям Незалежной с портретиком Бандеры, его последователи проигрывают раунд за раундом. Даже безмозглые обитатели Банковой смекнули: с этим брендом пора заканчивать, Стёпка свое отслужил. В Киеве отменили переименование проспекта в его честь, Львовский облсовет бьётся в истериках, требуя обратного.

Ток-шоу становятся скучны, потому что «бандерлоги» ничего не могут рассказать нового о своей иконе. А их… нет, не оппоненты, но временные союзники иногда говорят: помилосердствуйте! Как можно раскольника украинского националистического движения делать государственным символом? Будем почитать тихонько, на ваши марши смотреть сквозь пальцы. Но хватит тащить Бандеру на хоругвь приличного европского государства, это очень вредно.

Биография этого человека краткая, долго не имеет смысла останавливаться. Родился в семья узколобого националиста, ненавидящего поляков греко-католического священника из села Старый Угрынов (Ивано-Франковская область). С детства был крайне болезненным, страдал ревматизмом с младых ногтей. Но политической активностью компенсировал абсолютно все телесные недуги.

Уже в четвёртом классе Стрыйской гимназии (1923 год) начинает… хм, руководить подпольной организацией старшеклассников украинских учебных заведений. Структура боролась против засилья польского языка в школе. С 1928 по 1934 год Бандера осваивает специальность агронома во Львове. Ну как осваивает… он вообще не учится.

По заданию старших товарищей, занимается исключительно подпольной деятельностью, не вылазит из академических отпусков. Курс обучения не закончил, диплом не получил. Но небывало активен в среде украинских студентов-националистов Львова, попадает в поле зрения Ивана Габрусевича. Очень хитрого лиса, одного из тайных основателей Организации Украинских Националистов (ОУН).

Габрусевич молод, ему всего 28 лет. Но на Волыни и Галичине очень быстро сколачивает строго-иерархическую подпольную организацию, став в 1931 году её «краевым Проводником». Бандеру держит подле себя, назначив начальником отдела пропаганды Западной Украины. Когда патрон вынужден бежать в Германию во избежание ареста, Степана рекомендует на должность своего заместителя.

Начало пути…

Габрусевич не потерял из вида эксцентричного и болезненного студента. Став в Германии адъютантом Рихарда Яры (член Провода ОУН) и отвечая за связь немецкого абвера с украинскими националистами — будет следить за карьерой Степана внимательно. В 1932 году Бандера получает вызов в «вольный город» Данциг (ныне Гданьск), где проходит полный курс обучения разведки и контрразведки.

Рихард Яры обратил внимание на молодого человека с непомерными амбициями, очень яркой фамилией (Бандера с польского — «военно-морской флаг»). Стал активно продвигать «курсанта» в руководство ОУН. Дав первое творческое задание: включить политический террор в программу деятельности организации. Буквально за год Бандера становится полноценным краевым Проводником ОУН на Волыни и Галичине. Чтобы… полностью уничтожить там всю организацию.

Его предшественники на этой должности баловались регулярными вооружёнными нападениями на органы власти и структуры хозяйственной деятельности Речи Посполитой. Но дальше мелких экспроприаций не заходили, занимаясь исключительно агитацией. С появлением Бандеры начинается прямая террористическая деятельность. Организовано несколько убийств чиновников, самым резонансным стало убийство в Варшаве министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого.

Это произошло 15 июня 1934 по приказу Бандеры (и его куратора из абвера Рихарда Яры), вопреки прямому и категоричному запрету вождя ОУН Коновальца. Отказавшись покидать пост краевого Проводника, во Львове проведены ещё две акции террора: убиты профессор филологии Львовского университета Иван Бабий и студент Яков Бачинский. Эти украинцы активно агитировали против терроризма ОУН.

Польша была в растерянности, поскольку Варшавский и Львовский процессы над оуновскими боевиками и Бандерой — превратились в фарс. За террористов вступились депутаты Сейма и Сената Польши от легальных украинских партий, требуя смягчить приговоры. Националисты (на деньги абвера) превращают процессы в инструмент пропаганды, завалив Западную Украину газетами и листовками.

Но первыми жертвами стали сами «оуновцы», когда после убийства Перацкого польские власти арестовали почти тысячу членов организации, практически полностью искоренив это зло на территории Речи Посполитой. Бандера получил свои «минуты славы», ореол мученика. Формально его приговорили к смертной казни, заменив на пожизненное заключение.

Но дела националистов стали грустными, на них уже смотрели без всякого снисхождения. В соседней Чехословакии президент Эдвард Бенеш распорядился разогнать все ячейки и кружки ОУН, несмотря на личную дружбу с вождем Евгением Коновальцем ещё со времён Первой мировой войны.

Недальновидным был и другой приказ Бандеры в 1933 году. Когда был убит секретарь консульства СССР во Львове, разведчик Андрей Майлов. Это был давний соратник и большой друг Павла Судоплатова. Наш легендарный диверсант даже сына назвал в память о Майлове. Как уверены многие ветераны советской разведки — борьбу с ОУН стал считать «личной войной»

В 1938 распорядился прибить «вождя» Евгения Коновальца, перед самой войной почти полностью уничтожил всё подполье Западной Украины, с 1944 года столь яростно начал выжигать ОУН-УПА, что получил осторожные выговоры Берии. За отвлечение слишком больших сил на операции. Но всё равно не остановился, немного снизив накал борьбы укро-националистами после ликвидации Романа Шухевича в 1950-м.

Великий разрушитель

Возрождение структур ОУН на территории бывшей Польши началось только осенью 1939-го. Благодаря началу Второй мировой украинские националисты и Бандера были освобождены из польских тюрем. Степан жаждал мстить полякам за свои потерянные пять лет жизни.

Абвер и куратор Рихард Яры идею приветствовали, в феврале 1940 года Степан устраивает первый раскол в среде националистов, объявив о создании собственной организации «Революционный Провод». Заявляет о низложении Андрея Мельника, занявшего пост «Проводника ОУН» после гибели Коновальца.

Немцы аплодировали стоя, свара украинских националистов сделала их очень послушными и сговорчивыми. «Бандеровцы» немедленно вцепились в глотку «мельниковцев», до середины июня 1941 года погибли более 600 человек из обеих фракций. Наибольшие потери понесли вторые, поскольку за спиной Бандеры маячили немцы. Взаимное избиение продолжилось с новой силой, как только боевики столкнулись нос к носу в обозах гитлеровских войск после июня 1941 года. Абсолютно всегда зачинщиками инцидентов выступали «бандеровцы».

Чтобы получить наибольшую поддержку немцев, доказать свою полезность (в пику конкуренту Мельникову), Бандера 30 июня 1941 года организует во Львове «Великое Собрание украинцев западных земель Украины». Там принимается «Акт провозглашения Украинской Державы». Третий пункт недвусмысленно объясняет, как «держава» будет жить:

«Восстановленная Украинская Держава будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великой Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа Гитлера создаёт новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации».

Фюрер отмахнулся от щенячьего заигрывания украинских националистов, Бандеру с частью соратников немного помурыжили по берлинским тюрьмам, позже поместили в VIP-зону лагеря Заксенхаузен. Это была отдельная комфортабельная квартирка, откуда можно было (по разрешению коменданта) выходить в близлежащий Ораниенбург.

Такая необременительная жизнь продолжалась до осени 1944 года. Фашисты с треском проиграли Восточную кампанию, вспомнили о националистах…

Бандеру извлекают из Заксенхаузена, перевозят под Берлин. Где в уютном домике с ним начинают советоваться, как быть дальше. Боевиками на Украине де-факто уже руководил Роман Шухевич, в августе 1943-го даже провел Третий Чрезвычайный сбор ОУН, получив пост главы бюро Провода организации и чин «главнокомандующего УПА». Бандеру задвинув на задворки, в должности «проводника заграничных частей». Лишь в 1945-ом тот сможет вернуть себе зыбкое лидерство.

Рождение «легенды»

После войны дела организации укро-нацистов совсем плохи. Судоплатов громит подполье на Украине, редкие уцелевшие добираются до Германии. Обвиняя Бандеру в упёртости, нежелании трезво оценивать обстановку. Но тот непоколебим, обвиняет «краевиков» в отходе от «чистоты идей украинского национализма».

На конференции «заграничных частей» ОУН в 1948 году Бандера раскалывает националистов ещё раз. Шухевич выпинывает его из Коллегии уполномоченных, через два года уже сам Стёпа отрекается от чина «Проводника», ещё через два — покидает все другие посты. Но оставшиеся в подполье на территории СССР националисты продолжают считать его вождем, больше из-за советской пропаганды. В самой ОУН уже жуткий бардак, склоки, делёжка постов и должностей… при полном отсутствии самой организации.

А началось рождение «легенды» в феврале 1946 года. Поэт Николай Бажан, выступая от имени УССР на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Лондоне, …неожиданно потребовал от стран Запада выдачи украинских националистов. В первую очередь назвав имя Степана Бандеры. Назначив его «преступником против человечества». Все удивлённо переглянулись.

Бандера во время войны нагуливал щёки по немецким учреждениям «закрытого типа», фактически никем и ничем не руководил. После войны безуспешно пытался «продать» ОУН британской и американской разведкам. Но те лишь ухмылялись «пустышке», предпочитая работать с боевиками УПА Украины напрямую. Но идеологическая машина закрутилась, имя «Бандера» стало раскручиваться как нарицательное понятие.

В мае 1959 года Москва проводит Всесоюзное совещание работников КГБ, там гремит речью ближайший соратник Никиты Хрущёва, кандидат в члены президиума ЦК КПСС и секретарь ЦК Алексей Кириченко:

«нужно активизировать работу по ликвидации закордонных центров. …Работа идёт ещё плохо, а возможности очень большие… Кто такой Бандера? Он был агентом гитлеровской разведки, потом английской, итальянской и ряда других, ведёт развратный образ жизни, жадный к деньгам. Вы же чекисты всё это знаете и понимаете, как скомпрометировать того же Бандеру».

Удивлённые чекисты вздохнули, поскольку «частное лицо» им никак не мешало, даже наоборот… продолжало раскалывать остатки ОУН-УПА за границей. Но раз задача поставлена, пришлось выполнять. По простому принципу: «нет человека — нет проблемы». Неизвестно, кто именно это сделал, но 15 октября 1959 года в Мюнхене Степана Бандеру нашли мёртвым перед дверью собственной квартиры.

Самая популярная версия: его убил из пистолета-шприца с цианистым калием советский агент Богдан Сташинский. Два года до этого провернувший такой же трюк с националистом Львом Ребетом. СССР немедленно проводит мощную информационную кампания, обвинив в ликвидации — министра по делам беженцев ФРГ Теодора Оберлендера. Предъявив документы, согласно которым высокопоставленный чиновник тесно сотрудничал с Бандерой. Когда был в годы Второй мировой войны политруком бандеровского батальона абвера «Нахтигаль». Карьера политика полетела под откос.

Западные спецслужбы ответили зеркально. В 1961-м году к ним перебегает наш агент Сташинский, признаётся в обоих убийствах. После оглашения приговора (8 лет тюрьмы) немедленно исчезает. Говорят, ему сменили внешность, отправили жить-поживать в окрестности Лондона. А Бандера (уже который раз) обретает ореол мученика. В этот раз, слава богу, уже посмертно.

Выводы

«напёрсточные» будут… «Ролью в истории» Степана Бандеры стали заниматься польские исследователи. Отбросив пропаганду, сухо подбили баланс его деяний. Пришли к выводу: вся эта «бандеровщина» — продукт прекрасно организованной кампании сначала абвера, а потом — чекистов СССР. Именно они вылепили из рядового неудачника «героя укро-националистов и массового убийцу». Используя миф в собственных интересах.

Очень похоже на то. Бандера был политиком второго-третьего разряда, единственное его достижение — три глубочайших раскола ОУН. Пребывание в польских тюрьмах, немецком концлагере и смерть от рук «советского агента» неимоверно распиарены. На самом деле, благодаря его «талантам» националисты недосчитались тысяч своих боевиков. Сначала перед оккупацией Польши, потом — перед началом Великой Отечественной. Самым позорным стало взаимное избиение в 1941 году.

Абвер и НКВД действовали по одним чертежам, не сговариваясь. Занимаясь практической работой по физическому уничтожению украинских националистов, подозрительно снисходительно относились к пропаганде личности «мученика Степана». Которая вызывала ярость и новые расколы в среде «краевиков», полевых командиров, потом — подполья и «зарубежных отделов ОУН». А когда были широко растиражированы реверансы Бандеры в сторону Гитлера… судьба националистов на Западе стала мучительно-позорной.

В СССР очень последовательно лепили «чёрный миф» о Бандере. Прекрасно зная повадки узколобых «нациков». Которые немедленно стали создавать встречные «белые мифы». На самом же деле… отодвигая в тень и забвение более опасные персонажи, яркие идеологически. Советская и современная Варшава тоже немало для мифологии сделала, регулярно извлекая неудачника из чулана. Когда требовалось толсто потроллить украинскую националистическую эмиграцию или сегодняшний официальный Киев.

Идейные наследники Бандеры поддались на эту провокацию сразу после войны, продолжают плясать на граблях поныне. Внедряя в новую украинскую историческую память… полное ничтожество. Очень похоже, что именно отсюда придёт новая беда для Украины. Очень интересно наблюдать, как СМИ России, Польши, Венгрии, Румынии, Чехии поддерживают тренд… Называя Стёпку «национальным украинским героем», а саму страну — «оазисом дикого бандеризма».

Это мучительно больно слышать нормальным украинцам, которые при упоминании этого имени начинают глухо шипеть «Ганьба!». В ответ на марши и парады фашиствующих поклонников Бандеры с воплями «Слава!». Раскол налицо. Наиболее трезвомыслящие политики (да-да, ещё остались) прямо предупреждают украинцев: остановитесь, доиграемся с этим лакеем фюрера! Русские получат полное политическое и моральное право ещё разок «раздавить фашистскую гадину» в новом логове. Крым и Донбасс ничему не научили?

Бандера после Майдана немного поднабрал политических очков. Но тупоголовые олигархи никак не сообразят: их «символ национальной памяти» хорош только для выдуманной ими страны. Никогда, ни при каких обстоятельствах «бандеровщину» не примут в приличном обществе «западной цивилизации». Польша, Россия, Израиль наизнанку вывернутся…

Пока на эти игры смотрят в Брюсселе снисходительно. Пока. Хотя поляки и венгры провели недвусмысленные «красные линии». «Бандеровщина» полезна в рамках русофобской политики. Но времена меняются. Чествование этого убожества очень выгодно любым политикам, играющим вдолгую. Всем соседям Киева гораздо удобнее, если Украина станет полностью и бесповоротно… упоротой в национализм. С душком гитлеризма. Это железобетонный аргумент для содержания её в «чёрном теле», без какой-либо европейской перспективы.