ОТДЫХАЕМ, ИЛИ ЧУНГА-ЧАНГА - ЛЕТО КРУГЛЫЙ ГОД...

В начале марта пальмы в Ираке только зацветают, а плоды кокоса продаются у нас круглый год. Один такой орех тянет на два кг, растет на 30 метровой высоте и «стригут» с кокосовых пальм не только «Баунти». От листьев до корней это – безотходное производство. За рост, доходящий до 60 метров, они носят титул «принцы растительного мира» – по шведскому натуралисту Карлу Линнею. Растут обычно на побережье, всегда склоняются к морским волнам. Упавшие в воду плоды, море транспортирует по миру. Кокосу благодаря его «панцирю» соленые воды не страшны. И даже после четырех месяцев путешествия в море, он – как огурчик, и готов прорасти. Но перед пальмовыми ворами орех бессилен. Для крабов-пройдох – обладающих мощными клешнями и больших любителей кокосовой мякоти – «нет преград на море и на суше». Они запросто могут откромсать человеку палец, а удовольствия ради – «сорвут» с пальмы орех и щелкнут его.

Тем не менее, кокосовые пальмы расселяются. Растут они и недалеко от экватора, где впитав чистый морской воздух Бенгальского залива океанические муссоны несут жизненную влагу на остров Шри Ланка. Делая природу этой страны удивительно пышной и роскошной. А высокогорные плантации знаменитого на весь мир цейлонского чая сменяют на побережье кокосовые. К слову, название ореха "кокос" происходит от двух испанских слов "уродливая голова".

Главная ценность кокосовой пальмы – плод-костянка, знакомый нам как кокосовый орех. Окрас зависит от сорта. И цвет его бывает от зеленого до красного. В булькающей внутри молодого ореха «воде» полно витаминов и микроэлементов, она хорошо утоляет жажду и укрепляет иммунитет. При многих тяжелых заболеваниях больные быстро поправляются, принимая из кокосовой воды внутривенные инъекции. Но в Европу орехи с такой «начинкой» не попадают. Им предстоит дозреть на пальме до «кокосового молока», да еще желательно, чтобы оно «скисло». После этого наступает следующая стадия зрелости, когда завязывается белая сочная мякоть кокоса – копра, ради чего, собственно, и возделывают кокосовые пальмы.

До XIX века, пока в Европе и Америке не стала развиваться химпромышленность, экспорта копры не было. Когда же узрели, что она годиться на мыло и маргарин, то закипела работа. И от потных спин сборщиков орехов повалил пар. Но в Таиланде и Малайзии сборщики не лыком шиты и сему ремеслу обучают макак.

Среди этих клыкастых, с умными глазами симпатичных обезьян самые знаменитые макаки резусы. Они первыми слетали в космос, а в качестве лабораторных мышей помогли обнаружить резус-фактор. Чем и спасли тысячи людей от опасных инфекций, помогли человечеству узнать принадлежность к расам. На острове Хонсю макаки зимой ходят гуськом, след в след, также как волки по снегу. Яванские макаки отлично ныряют и охотятся на крабов или ловят рыбу. Свинохвостых макак обучают собирать кокосы с шести месяцев. Дрессируя в спецшколах. Держась передними лапами за ствол, они задними откручивает от ветвей зрелые плоды. Передовики собирают 800 орехов, рядовые – на триста меньше, а «стахановец» – более 1400 и спешит помочь хозяину их затаривать.

Когда-то в поисках золота европейцы добрались и до южных морей. И на островах Полинезии, Микронезии и Меланезии, были удивлены и ослеплены не блеском драгметалла, а красотой посуды островитян из скорлупы кокосовых орехов. Резная, до блеска отшлифованная и инкрустированная перламутром, она могла украсить любой музей или частную коллекцию, а «дикари» из нее просто ели. Из стволов кокосовых пальм они строили хижины, пуская твердую древесину на брусья и перекладины. Даже через сто лет этот стройматериал не трухлеет. Кокосами как питались со дня сотворения мира, так и по сей день их едят. Чтобы «раскупорить» орех, руку набивать не надо – он рассекается от одного удара ножом. Извлеченная из кокоса мякоть сушится на солнце или в спецсушилках, куда для поддержания огня подкладывается кокосовая скорлупа; исходная копра получается с 65% масла. Обойдя все острова, груженые копрой суда развозят ее по всему миру. Возвращается копра из Европы или Америки уже в виде душистого мыло или маргарина. А у кондитеров на кокосовую стружку большой спрос. Крупная называется медиум, мелкая – файк.

Не все пальмы – деревья-колонны, у которых «голова должна быть в огне, а ноги – в воде», как утверждают доки в потребление их плодов – арабы. Среди пальм есть и лианы. Они перебрасывают свои плети-каламусы с дерева на дерево, образуя в тропиках Азии и Африки ратанговые гущи. Обычно толщина таких пальм 2–3 см, длина – до 70 метров. Но бывают исключения. И пальмовая лиана может разрастись до 2500 метров. Из их стволов плетут разнообразные изделия и делают милые безделушки.

В семействе пальм около 3400 видов и каждый растет на своем «огороде». И уже подобный вид даже на ближайшем «пятачке» не встречается.

Пальма элаис растет только в Африке. А пальмовое масло мы едим в шоколадных плитках. Но долгое время оно шло исключительно на мыло. Потом оказалось: масло заменяет спермацет кашалота и годится на воск для свечей. Если вы отведали его в шоколадных плитках, не пугайтесь. Примите к сведению, ученые Запада считают, что пальмовое масло повышает холестерин в крови. Техническое масло получают из мякоти плодов, пищевое – из семян.

У веерной пальмы ладоици с Сейшельских островов одно семя тянет на 18 кг. Из африканки элаис «вытекает» чудесное вино. Как из вечнозеленого виноплодника – пальмы патавы. Растет она в тропиках, под созвездием Южного Креста. Своей красотой, полагают ботаники, она затмевает все пальмы на свете. Судите сами: ствол ее на сто метров с лихвой вытянут к небесам, а на макушке красуется шикарная крона из прекрасных перистых листьев. У основания листьев тонкие, как проволока, плоские черные иголки метровой длинны. От чего у молодых деревьев «ежовый» вид. Иголки с возрастом опадают и гладкий прямой ствол патавы становится еще краше. Когда-то из ее иголок индейцы делали стрелы. И были они лучше и точнее ложились в цель, нежели камышовые, тростниковые или стрелы из других пород деревьев. Из растущих огромными кистями, темно-фиолетового цвета, овальной формы, величиной со сливу плодов выжимают сок.

По вкусу он похож на сливки и орехи. Масло из плодов патавы не имеет запаха и хорошо горит. Из похожих на терн плодов ее «кузины» – ассаи – готовят вкусный и тягучий, как сливки, фиолетового цвета напиток. Он отлично идет с кукурузным хлебом. Разновидность ассаи пальма катанга – «ростом» с кокосовую «сестру». Листья у катанги перистые и похожи на листья патавы, но вначале они «прячутся» в красную трубочку 70-ти см длинны. А потом раскрываются над ней красивой кроной. Корни у катанги частично воздушные. Это не патология. Такой «выкрутас» бывает у многих растений, чаще, когда растут они в засушливых местах или на крутых склонах. Недостаток питания, а корни черпают его из земли, заставляет их искать другую «столовку». И тогда они начинают питаться из воздуха. То соединения азота «перехватят», а то напьются утренней росы. Для деревьев с висячими воздушными или стоячими досковидными корнями такая еда обычное дело. В Шри Ланка в городе Перадения в ботаническом саду – энциклопедии тропической и экваториальной флоры, такое увидишь!

Трех-четырех листьев буссу достаточно, чтобы покрыть крышу и лет 12-ть не думать о кровле. Из темной цветочной обертки этой пальмы индейцы выделывают прочные мешочки для красок. А свое тело «малюют» не из желания украсить себя, чаще это противомоскитная защита. Кровососов, там не меньше, чем красящих растений. Краску арнатто дает орлеан, но чаще ее называют анато – судьба – производное от латинского. В Бразилии ее величают «уруку», в Перу – «ачоте». Словом, каждое индейское племя именует ее кто во что горазд. По добыче красителей для мануфактуры и тела индейцы большие мастера. За минуту они «перешивают» мешочек для красок в панаму, натянут на голову и готовы топать к подножию Анд. Там часто встречается восковое дерево – карнауба. Сок этой пальмы вытекает из ствола и похож на пчелиный воск. Он хорошо плавится, свечи из него горят без копоти.

Плоды дерева-коровы съедобны, величиной с персик. Его древесина, за свою прочность, твердость и плотность, весьма ценится. Но привлекает это дерево тягучим, как коровье молоко, приятным на вкус соком. Доят «буренку» на восходе и тем же способом, как березу. Сок у коровьего дерева настолько густой, что его разбавляют водой. А в молоке, оставленном в открытой крынке, всплывает густой слой. Индейцы его едят как сыр. Молоко добавляют в чай, кофе или используют как столярный клей. Тамошние дамы из окольцовников пальмы инаги стругают детские кроватки. Мужчины делают котелки и кипятят в них воду для компота… Но за вкусными плодами персиковой пальмы, висящими огромными кистями под кроной-шаром, индейцы не бегают в лес. Они разводят плантации возле поселков. По прочным палкам, привязанным между высоких деревьев, ствол которых «утыкан» длинными, как иголки, колючками, собранными в кольца правильной формы, добираются до вожделенных плодов, как по лестнице.

«Грудью» финиковой пальмы – священного дерева – вскормлены много древних цивилизаций. В больших количествах финики находили в гробницах фараонов. Для народов пустынь финиковая пальма – пища, топливо, стройматериалы. А финики – хлеб. Финиковая пальма плодоносит вкусными и питательными косточковыми плодами. Богатыми калием, натрием, кальцием, магнием, фосфором, витаминами В 1, В 2, РР и С, но его в вяленых и сушеных финиках немного. Содержит белки, пищевые волокна, свободные органические кислоты. Почти все углеводы фиников – это фруктоза, глюкоза и сахароза. При истощении ежедневно съедают 10-20 фиников, курс 10 дней.

Окрас зрелых фиников варьируется от яркого красного до яркого желтого цвета и зависит от «сорта» пальм. Существует три основные группы культурных фиников – мягкие, полусухие и сухие. В диком виде финиковая пальма не найдена. Равное количество мужских и женских соцветий, способствует хорошему опылению финиковых пальм. И влияет на урожайность дерева. Еще садоводы Древней Ассирии стали искусственно опылять финиковые пальмы, привязывая в кронах мужские соцветия. Одна мужская особь может опылить до пятидесяти женских.

Едят финики свежими, сушеными, вялеными. Из них делают лекарство, сахар, сладкие напитки и горькую финиковую водку, из косточек – суррогатный кофе. Из листьев плетут корзины, циновки, изготавливают обувь. Жители оазисов ценят и берегут пальму, они говорят «убить», а не «срубить» пальму и решаются на это только в особых случаях.

Ученых заинтересовало невероятная выносливость племени издревле кочующего в центре Сахары на безводном плато. Оказалось, выдерживать долгие переходы, когда температура воздуха не бывает ниже 45 град. С, позволяет постоянное употребление фиников. Финики обладают общеукрепляющими, отхаркивающими свойствами, повышают лактацию.

Тамаринд – индейский финик родом из восточной Африки. Ныне растет во многих странах тропической Азии, Латинской Америки и Карибского моря. Дерево высотой до 20 метров остается вечнозеленым, но только там, где не бывает засухи. Плод тамаринда похож на стручковый боб, коричневого цвета, состоит из мякоти и множество красно-коричневых семян. Незрелый боб очень кислый, созревая, становится более сладким, содержит витамин А, органические кислоты – винную, лимонную и молочную. Плоды, листья, кору и цветы тамаринда используют как лекарство.

Свыше 20 тонн сладкого пальмового цукера ежегодно собирают с разных «сахарных» пальм, а соль «одалживают» у небольшой пальмы хара. Ее слегка сплющенные, овальной формы и желтоватого цвета плоды величиной с персик, пекут на костре, до углей, подбрасывая в огонь дрова, пока не появится белый, как мука, пепел, имеющей вкус соли...

Энергетика пальмы светла и чувствительна, очищает пространство, вселяет в обитателей дома, где растет, оптимизм. Дабы это проверить, несколько косточек, от тех самых фиников, что вы едите – посадите в цветочный горшочек. Но не держите тропическое дерево зимой в холоде – на окне. А дайте ему больше тепла и света, не забывая о поливе. Поверьте на слово, когда начнут резаться его первые листочки – это будет незабываемое зрелище.