ПРИЧИНА ВЗРЫВОВ НА АРМЕЙСКИХ СКЛАДАХ – БЕЗГРАМОТНАЯ РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ АРМИИ

На модерации Отложенный

Эксперт по вопросам безопасности, экс-сотрудник КГБ СССР Фёдор Яковлев прокомментировал ИА REX версию о человеческом факторе взрывов на 102-м арсенале в Удмуртии.

ИА REX: Эксперт по военной тематике, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, комментируя в своём блоге информацию пожарах и взрывах на 102-м арсенале в Удмуртии, отмечает в качестве основной причины человеческий фактор.

Ну что тут скажешь - опять человеческий фактор. Вместе с тем ситуация на складах боеприпасов и в арсеналах явно неблагополучная. После совещания у президента, когда взлетел на воздух арсенал ВМФ в Ульяновске, были даны указания и названы ответственные. Что-нибудь сделано? Думаю, что нет, или не сделано почти ничего. А ведь лето только начинается, пик жары и лесных пожаров ещё впереди. Страшно даже подумать, что ещё может случиться - отмечает эксперт.

ИА REX Читатели, комментируя мнение эксперта, больше склоняются к версии сокрытия масштабных хищений боеприпасов с помощью поджога. Некоторые комментаторы выдвигают конспирологическую версию поджога по инициативе иностранных спецслужб в целях дальнейшего разоружения России. Как вы относитесь к таким версиям?

Как к попытке навести «тень на плетень». Вряд ли хоть один здравомыслящий человек поверит в то, что пожар на территории 99-го военного арсенала в башкирском поселке Урман, где 26 мая 2011 года начали взрываться 120-миллиметровые артиллерийские снаряды, произошёл оттого, что солдат «в нарушение требований техники безопасности бросил одну из гильз с находящимся внутри капсулем-детонатором к другим разукомплектованным гильзам, что вызвало детонацию и взрыв боеприпасов»!?

Этому бреду может «поверить» только российский суд и то, исключительно в случае отсутствия грамотного и принципиального адвоката у солдата. Я готов лично поучаствовать в бросании гильз во время следственного эксперимента, только очень сомневаюсь, что это вызовет «детонацию и взрыв боеприпасов», коих в арсенале находились более 90 тысяч тонн, хотя бы в одном случае из миллиона!

Не удивлюсь, если в Удмуртии, где 02 июня на одном из складов 102-го арсенала рядом с поселком Пугачево в результате пожара, охватившего 18(!) хранилищ со снарядами в качестве «виноватого» найдут очередного солдата, который «не там бросил окурок» и так 18 раз, - возле каждого хранилища.

Что касается версии об умышленном поджоге складов с целью сокрытия хищений, то должен отметить, что при нынешней практике учёта, списания, утилизации и т.д., скрыть хищения особого труда не составляет.

Поэтому вряд ли кто-то станет рубить сук, на котором кормится и будет взрывать склад, с которого можно продать ещё не одну сотню тонн боеприпасов. Вероятность подрыва складов «по инициативе иностранных спецслужб в целях дальнейшего разоружения России» вообще исключаю по причине того, что ликвидация этих складов никакого ущерба боеготовности российской армии причинить не может.

Впрочем, реальные причины произошедшего никто устанавливать не будет – будут искать виновных, об этом прямо говорит поручение Президента РФ Дмитрия Медведева министру обороны Сердюкову в ходе заседания Совета безопасности РФ: «Подготовьте мне предложения о том, кто и каким образом за это должен ответить». Точно так же, как и два года назад, когда после взрыва в Ульяновске складов 31-го арсенала были уволены несколько высокопоставленных офицеров. Естественно, что безопасности военным складам это не добавило. Зато служба офицеров в российской армии всё более стала напоминать скачки ковбоев на диких быках, поскольку министерское руководство похлеще самого дикого быка в любой момент может их выкинуть со службы по совершенно непредсказуемому поводу, причём абсолютно от него не зависящему.

Увы, но действительная причина ЧП – это бездумная, безответственная и безграмотная реформа российской армии. В частности, ликвидация института прапорщиков и мичманов фактически привела к исчезновению высококлассных специалистов среднего звена, которые служат основой любой армии. Как следствие, на тех же складах поголовно не соблюдаются требования по хранению боеприпасов и проведению с ними регламентных работ. Да что говорить о «складских специалистах», если в выводах следственной комиссии по пожару на 99-м военном арсенале в Башкирии говорится о гильзе «с находящимся внутри капсулем-детонатором»!? Даже в Википедии знают, что в снарядных гильзах используется «капсюль-воспламенитель», который весьма кардинально отличается от «капсюля-детонатора» и он к тому же находится отнюдь не «внутри». Не говоря уже о том, что слова «капсуль» в русском языке вообще не существует.

Кроме того, ликвидация в армии ряда служб, в том числе пожарной, приводит к тому, что МЧСники приезжают на склады тогда, когда тушить что-либо уже поздно. Т.е. речь идёт о разрушении прежней системы безопасного хранения и утилизации боеприпасов и полной неспособности создать новую. К сожалению, это происходит не только в системе министерства обороны. В прошлом году в результате аномально жаркого лета в России произошло рекордное число пожаров. Естественно, правительством были приняты «все необходимые меры» для их предотвращения в будущем. И в результате уже к концу мая общая площадь пожаров в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года!? В МО в результате «принятых мер» в 2009 году после взрыва одного склада в 2011 году взорвалось два. Увы, но увольнение очередных «козлов отпущения» в погонах, какие бы должности не занимали, ситуацию на российских складах боеприпасов безопаснее не сделают. Так что следует ожидать новых взрывов.

Напомним, что на 102 арсенале в Удмуртии горят и взрываются склады с артиллерийскими снарядами.

http://www.iarex.ru/interviews/16136.html

6 июня 2011 года