Украинские перспективы: темно и холодно

На модерации Отложенный

Украинская энергетика продолжает балансировать на грани катастрофы, однако в правительстве продолжают уверять – всё хорошо. Так министр развития громад и территорий Алексей Чернышев объявил на брифинге в пятницу, 5 ноября: жилой сектор в стране уже на 90% подключён к теплоснабжению, а объекты социальной сферы – на 85%.

Правда, в Запорожской и Николаевской областях этот показатель немного ниже – около 70%, а в Херсонской и Одесской и того меньше – менее 50%, зато в западных регионах страны тепло есть во всех домах.

Между тем, проблемы, о которых министр благоразумно предпочёл не упоминать, не за горами – сегодня из 88 энергоблоков украинских ТЭС работают только 37. Из тех, что не работают (51 ТЭС), половина остановлена потому, что нет топлива, ещё половина – очень «своевременно» закрыты на ремонт.

Запасы угля, которых почти в шесть раз меньше необходимого количества (542 тысячи тонн вместо 3 млн тонн) уменьшаются с каждым днём, а новых поступлений нет и взять неоткуда, не идти же на поклон к «сепаратистам» Донбасса. Взяли бы с удовольствием российский уголь, да вот беда – Россия заблокировала поставки энергетических сортов, которые как раз и необходимы для ТЭС. В Москве объяснили: извините, самим мало.

Были надежды на поставки угля из Казахстана, однако в пятницу глава профильного парламентского комитета Андрей Герус сообщил – из Казахстана транзит заблокирован. И обвинил в этом Россию.

«Российская Федерация остановила транзит угля из Казахстана, который шёл на Украину. Техническое блокирование происходит на уровне железнодорожного сообщения, вагонам с углём не дают проехать через территорию России»,

– уверял Герус.

Однако в Казахстане опровергли подобные заверения нардепа и объяснили – задержки поставок угля связаны с загруженностью железной дороги в Российской Федерации, ни о каком запрете на транзит грузов из Казахстана на Украину и речи нет.

Напомним, Казахстан является вторым поставщиком угля на Украину после России. Из Казахстана уже импортировали в этом году 1,3 млн тонн угля, из России – 4,1 млн тонн, таких больших объёмов угля взять больше негде.

«Разве что будем покупать дорогой американский уголь, но там объёмы мизерные. Брать уголь в нужных объёмах сейчас практически негде – в Европе дефицит, ценник на биржах – 250 долларов за тонну без учёта НДС и доставки. То есть, получится втрое дороже, чем мы брали у России»,

– рассказал глава Независимого профсоюза горняков, нардеп Михаил Волынец.

Он уверен – не спасут ситуацию и те пять судов, гружённых углём из США, которые идут на Украину: одно судно для «Центрэнерго», четыре судна для ДТЭК. Везут они, в общей сложности, 280 тысяч тонн угля, этого количества хватит в масштабах Украины дня на четыре, отметил нардеп.

«Это на самом деле мизерные объёмы. Они позволят разве что компенсировать минус по складам, в который вошли ТЭС, сжигая уголь быстрее, чем пополнялись запасы. Но наращивать накопление угля такие объёмы не помогут»,

– пояснил депутат.

Следовательно, при любом развитии ситуации дефицит будет расти с каждым днём, а американский уголь продлит агонию всего-то дня на четыре.

Но в Минэнерго есть запасной план «Б» и этот план подразумевает заменить отсутствующий уголь газом… тоже отсутствующим.

Тем не менее, на совещании «Укрэнерго», «Нафтогаза» и НКРЭ уже согласованы «превентивные меры» на тот случай, если угля в стране не останется.

«Понятно, что решение дать на ТЭС газ – это последний вариант. Других, по сути, нет. ТЭС могут сжечь за сезон порядка 1,5 млрд кубов газа, но на «лишние рты» в газовом балансе на этот сезон никто не рассчитывал. И без ТЭС нам, по всем прикидкам, не хватает газа на отопительный сезон. Дефицит может составить от 0,5 до 1,5 млрд кубов, в зависимости от того, насколько холодной будет зима. Чем закрывать дыру в газовом балансе – непонятно. Разве что ограничивать подачу тепла»,

– считает украинский эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук.

Кстати, «прикручивать» отопление уже начали во многих городах, ссылаясь на тёплую погоду.

А Михаил Волынец уверен: сжигать в ноябре газ – это всё равно, что топить печку долларами, неизвестно, сколько будет стоить газ в январе – феврале.

Таким образом, у Украины вырисовываются «прекрасные» перспективы на грядущую зиму – остаться уже к новому году и без света, и без отопления.