От забора и до обеда

От забора и до обеда Мы ничего не производим, ничего не зарабатываем, и именно на этой симуляции держится весь современный мир. Сегодня своими мыслями об отношении к работе, зарплате и недалеком будущем России делится политический аналитик и публицист Сергей Строев. - Скажите, Сергей Александрович, зачем, на ваш взгляд, работает современный человек? - В большинстве случаев за исключением отдельных счастливых и сознательных личностей человек работает, чтобы иметь доступ к кормушке потребления. Зачастую его труд как таковой никому не нужен – можно было бы просто платить ему пособие. А труд представляет собой просто форму контроля над человеком. Главное, чтобы он был при деле. Это принцип, известный в армии: если полезной работы нет, значит, боец занимается бесполезной работой. Первый взвод копает ямы – второй закапывает. - Неужели в мире мало полезной работы? - Она, безусловно, есть.

Мы едим хлеб, пользуемся бытовой техникой. Но классическая политэкономия создавалась, когда ограничивающим условием создания потребительских стоимостей был человеческий труд. Природных ресурсов хватало, вопрос стоял только о том, кто и насколько эффективно будет их добывать и перерабатывать в готовый продукт. Сейчас ситуация изменилась. Труд, конечно, нужен для производства, но технологии постоянно растут. Все меньше работая, можно создать все больше ценностей; возникает избыток труда. А природных ресурсов, наоборот, всё более не хватает. Главным ограничивающим фактором производства стали теперь невосполнимые ресурсы. Поэтому сегодня человек – прежде всего лишний рот, а не лишние рабочие руки. - Почему же тогда ведутся разговоры о возрождении промышленности в России, о том, что на заводах не хватает квалифицированных рабочих и инженеров? - Россия как населенная территория существовала не одну тысячу лет, всегда сама себя кормила и обеспечивала – даже тогда, когда труд был непроизводительным из-за отсутствия техники.

При нынешней производительности труда мы тем более можем себя сами обеспечить. Но лишь в том случае, если целью производства станет сохранение и поддержание нашей жизни – обеспечение физических и духовных потребностей, в том числе потребности в развитии русского народа и тех коренных народов России, которые связали с ним свою историческую судьбу. Сегодня же цель производства совершенно иная – рост прибыли. В рамках этой задачи подъем производства в России невозможен. - Почему? - Во-первых, если есть развитый транспорт, то территория, на которой заводы нужно большую часть года отапливать, никогда не сможет конкурировать с территориями, где отапливать ничего не надо. Наша продукция всегда будет дороже по себестоимости при прочих равных.
Но даже это не это главное. Важнее то, что Россия перешла в капитализм, когда все рынки были уже заняты. В рамках рыночной экономики российское производство по определению не конкурентоспособно, мы обречены оставаться сырьевым придатком. Выйти из этой роли мы можем, только выйдя из рыночной системы как таковой. - Работа сырьевой индустрии тоже требует квалифицированных специалистов. - На ее обслуживание, включая всю инфраструктуру, требуется по разным оценкам от 15 до 50 миллионов человек. Все остальные наши сограждане с точки зрения рыночной логики – неэффективное население. По логике рынка они обречены на уничтожение. - Чем же в таких условиях руководствоваться, выбирая профессию? - Это личный выбор, который каждый делает сам – и не обязательно руководствуясь выгодой. Если говорить о голой прагматике, то добыча и транспортировка сырья останутся в любом случае. Остальные сферы деятельности сохранятся и начнут возрождаться только в случае, если наша экономика перестанет ориентироваться на прибыли и начнет руководствоваться потребностями людей. Но это уже возвращение к плановой экономике. Александр ЯЦУРЕНКО