Как коммунистическая пропаганда и человеческая доброта погубили северокорейский отряд спецназа
На модерации
Отложенный
В начале 1968 года специально подготовленный диверсионный отряд северокорейских военных тайно перешел демилитаризованную зону. Цель секретной операции спецназа КНДР – атака резиденции президента Южной Кореи. План, казалось, был продуман идеально, и в будущем успехе «мероприятия» в Пхеньяне практически не сомневались. Однако в конце концов операция провалилась из-за наивности коммунистической пропаганды и человеческой доброты самих северокорейских спецназовцев.
Немирное перемирие 1953 года
Июль 1953 года. Корейская война, которая началась в конце июня 1950-го, была поставлена на паузу заключенным между Пхеньяном и Сеулом перемирием. По 38-й параллели проложили границу с окружившей ее 4-километровой демилитаризованной нейтральной зоной между коммунистической КНДР на Севере и капиталистической Республикой Кореей на Юге.
Демилитаризованная зона между КНДР и Южной Кореей
На деле же оба режима никак не могли успокоиться, норовя если не объединить Корейский полуостров под своей властью, то хотя бы оттяпать у соседа еще немного территории. На линии разграничения (той самой 38-й параллели) постоянно случались вооруженные провокации как со стороны северян, так и со стороны южан. Одним словом, перемирие было довольно относительным.
Момент для Ким Ир Сена
Впервые реальный повод для начала военных действий против Юга лидеру КНДР Ким Ир Сену дало нарушение Сеулом договоренности о прекращении огня. Точнее, одного из его пунктов, который касался вооружений. Ведь США в 1958 году разместили свое ядерное оружие (ракеты и артиллерию, способную стрелять ядерными боеприпасами) на территории Южной Кореи.
Ким Ир Сен мог начать новую Корейскую войну еще в 1958 году после размещения на Юге полуострова американского ядерного оружия
Но реальной причиной обострения ситуации стала временная слабость Юга. В 1959 году началась Вьетнамская война, где на правах союзника США в регионе принял участие и почти 50-тысячный контингент армии Южной Кореи вместе с самыми опытными офицерами. Кроме того, на капиталистической части Корейского полуострова в ту пору тоже было не все гладко – страну будоражили народные волнения против восстановления дипотношений с недавними угнетателями японцами.
Северокорейская стратегия
В КНДР разработали весьма хитрую стратегию противостояния: развал противника изнутри. Для раскачивания ситуации среди южных корейцев вовсю идет пропаганда так называемых «идей Чучхе» – государственной идеологии коммунистической КНДР, определяемой как «мировоззрение, в центре которого находится человек и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс».
Северокорейские агитационные плакаты 1960-х годов
На территорию Южной Кореи сбрасывается почти 15 миллионов пропагандистских листовок, с Севера засылаются агенты, которые организовывают на чужой территории подпольные коммунистические ячейки. Весь 1967 год на границе двух Корей регулярно случаются диверсионные акты и перестрелки, в которых гибнут солдаты с обеих сторон. Следующий, 1968 год, КНДР начинает с рейда отряда спецназначения на «Голубой дом» – столичную резиденцию президента Республики Корея.
Подготовка «Отряда 124»
Для выполнения задачи – физического устранения южнокорейского президента Пак Чон Хи – формируется «Отряд 124». Это элитное подразделение спецназа КНДР состоит из 31 офицера, каждый из которых в течение 2 лет проходил специальную подготовку для участия в данной миссии. Спецназовцы обучались парашютированию, навигации, инфильтрации, плаванию, ножевому и рукопашному бою, выживанию в экстремальном холоде и на большой высоте, а также маскировке на протяжении нескольких часов в настоящих братских могилах среди истлевших и разлагающихся трупов.
Форма северокорейских солдат мало изменилась с 60-х годов прошлого века. Справа – экипировка бойцов «Отряда 124»
В течение последних 14 дней перед операцией спецназ тренировался в полноразмерном точном макете резиденции «Голубой дом». Бойцы изучали систему караулов и блокпостов, возможные пути подхода и отступления, секторы обстрела комплекса. Все спецназовцы получили по 2 комплекта военной южнокорейской формы, советские пистолеты-пулеметы ППС-43 и по 8 гранат.
Случайная встреча в горах
В ночь на 17 января 1968 года северокорейский отряд спецназа, перерезав заграждение из колючей проволоки на границе, перешел на южные территории. Кстати, сейчас этот горный маршрут является популярным среди туристов, но тогда, зимой 1968-го, тропа напоминала настоящую ледяную преисподнюю.
Маршрут, по которому шел «Отряд 124», напоминал ледяной горный ад / Источник: travelask.ru
Бойцы двигались исключительно ночью, и через двое суток, 20 января, на горе Симбонг разбили временный лагерь для того, чтобы отдохнуть и отогреться. Этим же днем на бивуак случайно наткнулись 4 брата-лесоруба по фамилии Ву.
Естественно, четверо гражданских вряд ли могли стать помехой для трех десятков натренированных спецназовцев. Секретность и важность операции были настолько велики, что нежелательных свидетелей стоило бы убрать. И тут злейшую шутку с бойцами «Отряда 124» сыграла коммунистическая пропаганда.
Роковая ошибка «Отряда 124»
В период подготовки к операции (как военной и физической, так и идеологической) политруки армии КНДР уверяли бойцов, что простой народ Южной Кореи спит и видит, как наконец-то будет свергнут ненавистный всем диктатор Пак Чон Хи, и он сможет воссоединиться с северными братьями для построения счастливого коммунистического будущего.
Северокорейские плакаты, призывающие прогнать американцев с полуострова и воссоединиться для построения коммунистического рая
Помня эти политзанятия и включив дополнительно доброту, которая «присуща всем счастливым гражданам КНДР», спецназовцы прочитали лесорубам длинную лекцию о «коммунистическом рае», взяли с них обещание никому не рассказывать о встрече в горах и отпустили братьев Ву с миром.
Через пару часов лесорубы, спустившись с горы, прямиком поспешили к правоохранителям. Узнав ценную информацию, власти Южной Кореи объявили в столице высшую степень боеготовности, передислоцировав в Сеул корпус десантников и танковую бригаду. На улицах города все полицейские посты были усилены военными.
Бой за «Голубой дом»
Тайный вход диверсантов (инфильтрация) в Сеул прошел без каких-либо происшествий. Бойцы небольшими группами (по 2-3 человека) проникли в столицу и собрались в «точке рандеву» – буддийском храме, расположенном недалеко от «Голубого дома».
Чхонвадэ («Голубой дом»)— официальная резиденция президента Южной Кореи / Фото: Official website of the Republic of Korea, 2017 год
Один из диверсантов лейтенант северокорейской армии Ким Син-Джо, которому в то время было 27 лет, позже будет вспоминать, насколько трудно им было открыто не удивляться всем «ужасам буржуазного мира» – большому количеству автомобилей на улицах, небоскребам и яркой сверкающей везде рекламе.
Блокпосты на подходах к «Голубому дому» были усилены, что делало атаку на «объект» сразу с нескольких сторон невозможной. «Отряд 124» решил идти ва-банк. Для этого спецназовцы облачились в южнокорейскую форму 26-й пехотной дивизии и, выстроившись в колонну, двинулись к президентскому дворцу под видом патрульного взвода военных.
Контрольно-пропускной пункт Segeomjeong-Jahamun, белое строение – пулеметный бункер. «Голубой дом» – на заднем плане. Справа – сосна возле КПП со следами пуль
От цели диверсантов стало отделять всего 95 метров, когда «патрульный взвод» на последнем КПП остановили полицейские. Командир стражей порядка, которые вышли к «военным» проверить документы, обратил внимание на нестандартную модель армейских ботинок на ногах стоявших перед ним «пехотинцев». Сверившись с данными, полицейские узнали, что 26-я дивизия в настоящее время находится на границе с КНДР.
Не на все вопросы, задаваемые охранниками, северокорейские диверсанты могли дать внятные ответы. В этот же момент к КПП подъехали 2 городских автобуса. Бойцы «Отряда 124», поняв, что их рассекретили, забросали автобусы гранатами и расстреляли полицейских на КПП.
По тревоге был поднят взвод южнокорейских солдат. Бой длился чуть более 5 минут, но когда против нападавших выдвинулся южнокорейский танк, они бросились врассыпную по улицам Сеула. Пытаясь скрыться, диверсанты кинулись в магазины добывать гражданскую одежду. За ними бросились полицейские и солдаты. Перестрелки стали возникать по всему городу.
Травля спецназовцев
Те из бойцов «Отряда 124», кто смог выжить в городских перестрелках, стали порознь по горам и лесам отходить на Север. Их отлавливали еще целую неделю. Наводку давали крестьяне. Несколько диверсантов застрелили при попытке добыть еду или согреться у костра. Однако северокорейские спецназовцы не сдавались без боя.
Трупы северных корейцев, погибших во время атаки на «Голубой дом» (слева); южнокорейские солдаты тащат тела спецназовцев по склонам горы Пугаксан (справа) / Фото: National Archives of Korea
За все время «охоты» менее двух десятков плохо вооруженных северян смогли уничтожить почти полсотни южнокорейских солдат. Уже на границе, в демилитаризованной зоне, при попытке задержания возвращающихся диверсантов были убиты трое солдат армии США.
Тем не менее вернуться живым в КНДР удалось всего одному бойцу – лейтенанту Парк Дже-Юнгу. Его наградили всеми высшими орденами, дали внеочередное звание генерала. Впоследствии Парк Дже-Юнг дослужился до должности замминистра обороны.
Ким Cин-Джо сдается в плен / Фото: South Korean Military Police
Добровольно же в плен сдался лишь упоминаемый нами ранее лейтенант Ким Син-Джо. Он рассказал все о целях и ходе операции. Следствие установило, что во время инцидента оружие лейтенанта не стреляло, а все 8 гранат остались в подсумках. Ким Син-Джо освободили по амнистии, он получил южнокорейское гражданство и стал впоследствии протестантским священником. Родителей и близких родственников Син-Джо, которые остались в КНДР, расстреляли.
Что было потом
Неудавшийся диверсионный акт едва не повлек за собой развязывание новой войны на Корейском полуострове. Южнокорейская общественность и СМИ требовали жесткого ответа, ведь в перестрелках между северокорейским спецназом и силовиками в Сеуле погибли обычные прохожие и несколько детей. Ситуация накалилась до предела.
Уже через два дня после провала операции КНДР захватывает американский корабль-разведчик с командой из 83 матросов. За 10 месяцев, пока идут переговоры об освобождении, история с атакой на «Голубой дом» постепенно забывается.
Южная Корея предпринимает попытку убийства северного лидера Ким Ир Сена. Для этого спецслужбы из безработных и уголовников набирают «Отряд 684» и перебрасывают его для тренировок на необитаемый остров в Желтом море. Через год, в 1971-м, подразделение восстает и начинает двигаться на Сеул. Мятеж был подавлен, при этом погибло почти четыре десятка человек.
Южнокорейский «Отряд 684», готовившийся для убийства Ким Ир Сена / Источник: was.media.com
Еще через 3 года, в 1974-м, во время публичного выступления в Пак Чон Хи стреляют. Президент остается живым, однако погибает его супруга. В 1979 году Пака Чон Хи таки убивают. Сделал это директор разведки Южной Кореи Ким Джэ Гю, который никак не объяснил свои мотивы.
В КНДР же с тех пор продолжает восседать на «государственном троне» стабильность в лице династии Кимов: «отца нации» Ким Ир Сена после его смерти сменил сын Ким Чен Ир, который, в свою очередь умерев в 2011 году, «передал» пост главы страны своему наследнику Ким Чен Ыну. И невзирая на мировую изоляцию, Северная Корея продолжает «делать нервы» всему Западному миру.
Комментарии