Особая печать красоты и духовности

 

Наверное, никто не удивился, когда Законодательное собра­ние Петербурга избрало новым почетным гражданином города директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Единственное, что при этом можно было сказать: «Наконец-то!». И дей­ствительно, более достойную кандидатуру для этого почет­ного звания трудно найти.

Как известно, есть градо­образующие предприятия. Но есть, наверное, и такие люди, без которых тот или иной город представить трудно, прак­тически невозможно. Фамилия одного такого человека - Пиот­ровский. Без нее невозможно го­ворить о символе Петербурга - Эрмитаже. Тем более что Михаил Борисович - уже второй по счету его директор, который ее носит: до него главным музеем страны руководил его отец.

Родился новый почетный гражданин в Ереване. Его отец, Борис Пиотровский, - потом­ственный русский дворянин, коренной петербуржец - тоже был выдающимся ученым. Пере­жив в Ленинграде самую страш­ную первую блокадную зиму, он был эвакуирован в Армению, где и появился на свет его сын. Пиотровский-старший познако­мился там на раскопках с заме­чательной девушкой-армянкой с поэтическим именем Рапсиме, тоже археологом из уважаемой в Армении семьи, и женился. Пойдя по стопам отца, Михаил Пиотровский окончил Восточ­ный факультет Ленинградского университета.

ВОСТОК -ДЕЛО ТОНКОЕ

О тех годах нам поведал друг его юности, другой выдающийся пе­тербургский ученый-востоковед академик   РАН   Иван   Стеблин-

Каменский. Миша, рассказывает он, благороднейший и честней­ший человек, замечательный уче­ный, говорит на всех европейских языках, да еще превосходно знает арабский. В юности мы с ним вмес­те пешком исходили во время на­учных экспедиций Среднюю Азию, Памир, Дагестан. Среднеазиатская археология, раскопки крепостей Верхнего Зеравшана и карабканье на знаменитую гору Муг, поездки с этнографами по кишлакам стали прекрасной подготовкой для рабо­ты на Ближнем Востоке.

После окончания Университета Михаил Пиотровский стажировал­ся в Каирском университете, потом работал сотрудником Ленинград­ского отделения Института восто­коведения АН СССР, где приобщил­ся к великой традиции изучения арабских рукописей. Много ездил в качестве переводчика в Сирию, Иран, Египет, Судан, преподавал в Йемене. Защитил кандидатскую диссертацию о древнем химьярит-ском царе, возвеличенном леген­дами и Кораном. В годы работы в институте была написана серия статей о пророке Мухаммаде, ряд работ по мусульманской мифо­логии, он участвовал в издании известного двухтомника «Мифы народов мира». На основе иссле­дований в Йемене была написана докторская диссертация и издана книга «Южная Аравия и раннее средневековье». В йеменской экс­педиции Михаил Борисович раска­пывал сказочный храмовый город Райбун, участвовал в раскопках романтического порта Канна, ле­жащего на древнем пути экспорта благовоний, где песок пахнет лада­ном, в изучении других многочис­ленных городов и храмов.

В1991 году после кончины отца Пиотровского, который был дирек­тором Эрмитажа более четверти века, новый его директор В. Суслов пригласил Михаила Борисовича стать его первым заместителем. В 1992 году постановлением прави­тельства Пиотровский-младший был назначен директором.

НАСТОЯЩИЙ ПЕТЕРБУРЖЕЦ

Пребывание в Эрмитаже, считает академик Стеблин-Каменский, оказывает мистическое воздей­ствие на всех, даже на обыкновен­ных посетителей. Романтическая аура монархического духа и вы­сочайшего искусства в велико­лепных интерьерах (и с гранди­озными видами на прекрасную во всякую погоду Неву и дивный город) тем более воздействуют на сотрудников величайшего музея мира. На всех «эрмитажниках» есть особый отпечаток красоты и духовности. Если можно гово­рить об особом облике и характе­ре ленинградца-петербуржца, то настоящий «эрмит,ажник» - на­стоящий петербуржец в двойной и более степени.

А что же еще можно сказать о потомственном «эрмитажнике», да еще прези­денте Всемирного клуба петер­буржцев?

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

Все звания, степени и награды но­вого почетного гражданина труд­но перечислить. Он автор более 150 научных работ, доктор истори­ческих наук, член-корреспондент РАН, действительный член Рос­сийской академии художеств, за­меститель председателя Совета по культуре при президенте РФ, председатель Союза музеев Рос­сии, член Международного совета музеев и т. д. и т. п., имеет государ­ственные награды.

ЭРМИТАЖ - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Михаил Пиотровский убежден, что в том, что касается Петербур­га, это и в самом деле так. Во всем мире много музеев, но Эрмитаж особенный, считает его директор. Это музей, который представляет Россию в мире. Энциклопедичес­кий музей мирового искусства, помещенный в российскую исто­рию. Он не про русское искусство, он про русскую историю и русскую культуру, обращенную к миру. По Эрмитажу многие судят, что про­исходит у нас в России. Миллионы людей со всего мира приезжают в Россию, в Петербург именно для того, чтобы попасть в этот музей. Если любого иностранца спро­сить, что он знает про нашу стра­ну, то он назовет не только медве­дей и водку, как полагают иные, а обязательно упомянет Эрмитаж, уверен Михаил Пиотровский.

Москвичи часто говорят: у вас теперь все так, как у нас. Нет, у нас не так, как у других. В этом великая сила города, который умеет свое наследие сохранять и оберегать. Наше дело ему помо­гать. Это и есть наша националь­ная идея.

Совершенно особую роль играет Эрмитаж для Петербурга. Он - градообразующая единица. Он дает Петербургу возможнос­ти экономически развиваться. В трудные 1990-е годы именно культура, именно Эрмитаж помог вытащить город из пропасти. Счи­тают, что главные ресурсы России - нефть и газ. Но нация богата не тем, что можно продать на рынке. Ее культурное богатство нелик­видно. Но оно приносит громад­ную пользу, потому что с течени­ем времени не обесценивается, а приумножается, а при потребле­нии не уничтожается. В этом его экономическая ценность.

«КАПИТАЛ» ДРУГОГО МАРКСА

Есть замечательная книжка мо­лодых шведских экономистов «Бизнес в стиле фанк», отмеча­ет Михаил Пиотровский. В ней говорится, что строго научный подход себя развенчал. Он по­родил техногенные катастрофы. Людям надо включать эмоцио­нальную часть своего разума так же часто, как и рациональную. Все больше людей говорят о том, что есть вещи более важные, чем деньги. В Мюнхене архиепископ по фамилии Маркс написал не­давно книжку «Капитал». В ней говорится о капитале духовном, который и определяет экономи­ческое движение. А не наоборот, как уверял его однофамилец в позапрошлом веке.

Музей, уверен Михаил Пиот­ровский, помогает Петербургу сохранять правильное дыхание и давать всей стране рецепты, как жить. Говорят, что все лучшие силы уезжают в Москву. Да, но где они рождаются? Петербург все время генерирует для столицы новые силы: художников, поэтов, балерин, политических деятелей. Стиль жизни Петербурга - сохра­нение и развитие культурного наследия. Этот ленинградский-петербургский дух надо сохра­нять во всем и во что бы то ни стало, убежден новый почетный гражданин нашего города.

 

2 июня 2011 года     ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК  №20(335)