ПУТИН НА СТАРТЕ

 

Решение по президент­ским выборам 2012 года принято.

 

27 мая 2011 года «Санкт-Петербургские Ведомости»

The Sunday Times — газета в Британии по­пулярная и вполне уважаемая. А на этой не­деле она привлекла широкое общественное внимание и в России. После того, как сооб­щила со ссылкой на неназванные свои ис­точники в Кремле: решение по президент­ским выборам 2012 года принято, баллоти­роваться на этот пост будет Владимир Пу­тин. Газета открыла и еще пару секретов: путинское окружение считает ныне поведе­ние президента Медведева  "Слишком надменным»,  да и сам Путин начал испытывать сомнения в преданности своего протеже. Оттого, мол, и принял такое решение.

Не буду здесь комментировать высказы­вания британских журналистов — хотя и убежден, что в общей оценке ситуации они недалеки от истины. Отмечу лишь, что в российской прессе, истомленной долгие ожиданием предвыборной ясности, сооб­щение The Sunday Times отозвалось десят­ками перепечаток. Развернулись даже це­лые дискуссии, в том числе и о том, кому на руку британская публикация.

Но я рассуждать на такую тему не стану. Скажу лучше отом, что на самом делегром-кое заявление англичан никакой сенсацией не является. Все ведь именно ктому и шло; события последних месяцев лишь подчер­кивали неизбежность возвращения Влади­мира Путина на президентский пост, а со­ответствующие симптомы можно было на­блюдать невооруженным глазом.

О чем речь? Постараюсь объяснить. По большому счету, вариантов решения по 2012 году с самого начала было лишь три: Путин, Медведев, некое новое лицо. При­чем вариант номер два заведомо проигры­вал конкурентам. Всем хорош Дмитрий Медведев, да вот политическая система современной России такова, что наруше­ние баланса властей чревато серьезными катаклизмами. Доколе Медведев остается вторым по влиянию отечественным поли­тиком, доколе все реальные нити управле­ния страной сходятся к Владимиру Путину, система эта функционирует. Не то чтобы хорошо, но функции выполняет. Однако до­полнительные шесть лет на высшем госу­дарственном посту... особенно с учетом кадрового состава нынешней президент­ской команды, ее неуемных амбиций и на­целенности на разного рода реформы...

Эту команду, кстати сказать, премьерская свита уже не раз щелкала по носу. Напомню лишь один недавний эпизод, когда из орга­нов управления госкорпораций были выве­дены крупные чиновники. Во имя того, что­бы пуповина, соединяющая государство с подконтрольными ему предприятиями, бы­ла разрезана, а на рынке царила полная равноудаленность от власти. Эффектный шаг явно придумали светлые кремлевские умы наподобие Аркадия Дворковича, при этом реальная польза дела их вряд ли интересо­вала. Скажите сами: кому какая польза вы­водить из управления Россельхоэбанком вице-премьера Виктора Зубкова, если оным продолжает руководить сын члена Совета безопасности Дмитрий Патрушев? Та же пу­повина, вид сбоку.

Вот и позабавилась премьерская коман­да, реализуя ноу-хау Дворковича: делеги­ровала на смену Зубкову Сергея Сергее­вича Иванова, банкира и сына вице-пре­мьера Сергея Иванова. Насмешка очевид­ная. И поделом, откровенно говоря. Деше­вый популизм — совсем не то, что требу­ется для оздоровления и развития россий­ской экономики.

Странно даже, что сам президент этого не заметил.

В общем, останься Дмитрий Медведев президентом еще на шесть лет — это ста­ло бы серьезным фактором риска для всей существующей в стране политической ста­бильности, да и для премьер-министра лич­но. История знает массу примеров того, как заматеревшие ученики дистанцирова­лись от своих наставников. Особенно под влиянием не в меру ретивой свиты. Так что с самого начала было ясно: Путин не осо­бо-то и рвется выдвигать Медведева на второй президентский срок. Больше раз­мышляет над двумя другими вариантами.

С ними тоже все достаточно очевидно. Еще в декабре 2010 года мне довелось пи­сать в одном из <*ккордов недели' (позво­лю уж процитировать сам себя): «Если в стране начнет нарастать нестабильность, то возвращение Владимира Владимировича в Кремль станет весьма и весьма вероятным. Просто неизбежным. Ручной режим управ­ления, как сказал недавно сам премьер, при сбоях системы необходим — а в какие еще руки отдать столь важный штурвал?

А вот если потрясений не будет... Оче­видно, что Владимиру Путину вполне по ду­ше его нынешняя жизнь: разумный мини­мум протокола, максимум реального вли­яния — что еще нужно национальному ли­деру? Потому и полагаю: в этих условиях Владимир Владимирович, вероятнее все­го, повторит политическую комбинацию, которую уже осуществил в 2007 — 2008 го­дах. Возьмет, да и выберет всем нам ново­го президента России из числа сотрудни­ков, которым доверяет».

Вот такие два варианта. Прошло полго­да — и сегодня уже, судя по всему, премь­ер-министр свой выбор сделал. Да, в на­шей стране ситуация пока сравнительна стабильная, но анамнез настораживает. Экономика так и не вернулась еще на до­кризисный уровень, рейтинг доверия к ин­ститутам власти низок, реальные доходы россиян за один только 2010 год снизились почти на 4% (данные Росстата), почти две трети наших сограждан получают свои зар­платы с задержкой (данные портала Joblist.ru). И все это на фоне серьезных тек­тонических сдвигов по всему миру. Север­ная Африка, юг Европы, Белоруссия: во многих точках планеты возникают сегодня проблемы, о которых и подумать-то вчера было невозможно. Весь мировой баланс сил находится под угрозой, будущность Евросоюза, перспективы евро и доллара вы­зывают у многих экспертов большие со­мнения, Не исключены новые волны кри­зиса, и это неизбежно ударит по зависи­мой от энергоресурсов российской эконо­мике. А также по российской политике, живущей на те же энергетические деньги,

В общем, сбоит система, а завтра сбои могут обернуться серьезными потрясения­ми для всех. И абсолютно понятен выбор премьер-министра, о котором поведала ми­ру The Sunday Times. Выбор этот, правда, пока еще не подтверждается объективны­ми доказательствами и официальными за­явлениями, но лично я убежден: газета ни­чуть не ошиблась. В мелочах, быть может, чего и напутала по удаленности от нашей российской жизни, но в целом была права.

Это значит, что неофициальный старт президентской кампании дан.

Дмитрий ШЕРИХ

 

27 мая 2011 года «Санкт-Петербургские Ведомости»