Короткоклинковое холодное оружие Третьего Рейха.

На модерации Отложенный

 

 

Ножи, кортики и кинжалы III рейхаВ 30–40 гг. ХХ века не было в Европе государства, которое могло бы сравниться с фашистской Германией по количеству военных, политических и гражданских организаций, членами которых состояло практически все без исключения население целой страны с юных лет («Гитлерюгенд») и до преклонного возраста («Национал-социалистское общество участников войн рейха»).

Каждый гражданин имел свое место в этих общественных объединениях, свои права и обязанности, свою униформу и знаки отличия. В жизни простых немцев появился стимул — добиться высокого положения в обществе, поднявшись на более высокую ступеньку иерархической лестницы и вместе с новыми знаками отличия на форме получить недоступные ранее блага и привилегии. Казавшаяся внешне такой невинной идея внедрения в массы фашистской символики, вдохновлявшая идеологов нацизма, не только сплачивала весь народ, но и стимулировала каждого отдельно взятого индивидуума на еще более высокие достижения в труде и служении этому новому идолу.

Таким образом, в течение всего нескольких лет фашистские вожди подняли высокий боевой дух народа, уставшего от экономического кризиса и безработицы после поражения Германии в первой мировой войне. Происшедшие перемены в настроении общества не могли не отразиться на его отношении к оружию. Ему теперь придавалось особое значение. Право носить с формой оружие совершает переворот в сознании человека, особенно если он еще очень молод. Но из сегодняшних мальчишек получаются завтрашние солдаты!Правящая Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) во главе с рейхсканцлером А. Гитлером, пришедшим к власти в 1933 г., знала об этом наверняка, потому что сразу же сформировала массовую молодежную организацию — «Гитлерюгенд», введя одним из элементов формы ее членов поясной нож образца 1933 г. с гордым девизом на клинке: «Blut und Ehre» («Кровь и честь»). Нож этот походил на укороченный штык, имел рифленые бакелитовые щечки и эмблему, высеченную на рукояти. Ей придавалась форма ромба, разделенного на две красных (по горизонтали) и две белых (по вертикали) клетки. В центре ромба, в белом квадрате, помещалась свастика . Молодым людям, закончившим высшие учебные заведения, выдавался нож «Союза бывших студентов» (рис 2). А самым юным — членам детской организации «Юнгфольк» — полагалось носить походный нож, отличавшийся отсутствием загнутой крестовины и эмблемой, перенесенной с рукояти на ножны. Общая длина этих ножей составляла 250 мм, длина клинка — 140 мм, ширина — 26 мм.

Более зрелым гражданам, состоящим в «Германском трудовом фронте» (нацистский аналог рабочих профсоюзов), сумевшим проявить себя и выдвинуться в своей среде, в дополнение к форме предлагался тесак образца 1934 г. Клинок у него был однолезвийный длиной 250 мм. Ширина его около рукояти составляла 31 мм, в нижней части — 40 мм. На лезвии с небольшим долом выполнялась надпись готическим шрифтом: «Arbeit adelt» («Труд облагораживает»). Общая длина тесака была 385 мм, ножны — черные с прибором из белого металла (рис. 3б).

С 1937 г. это оружие носили только унтер-офицеры, так как для офицерского состава «Германского трудового фронта» был введен облегченный тесак образца 1937 г. с более изысканно отделанной рукоятью, оканчивающейся навершием в форме головы орла. Тесак имел более узкий клинок (ширина у рукояти 27 мм, в нижней части 30 мм) длиной 255 мм. На клинке также имелись дол и надпись, напоминавшая о «благотворном влиянии труда». Общая длина ножа составила 390 мм (рис. 3а). Задачами руководящего состава этой организации были не только организация труда, но и идеологическая обработка масс, распространение в среде рабочих идей нацизма. Вот так красивые и вроде бы правильные слова о том, что «трудовая повинность — это привилегия, которой нужно гордиться, ибо, работая, служишь своему народу», превращались в обман — главное оружие нацистов.

Германское общество «Красного Креста» после начала военных действий в Европе стало выполнять функции комитета по чрезвычайным ситуациям. И в напоминание об этом рядовым ее членам к форме прилагался тесак образца 1938 г. На обухе клинка находилась пила, а затупленное острие могло использоваться в качестве отвертки. Общая длина тесака составляла 400 мм, длина клинка — 65 мм, а ширина — 38 мм (рис. 4). С лицевой стороны на перекрестье располагался щиток с изображением орла со свастикой, опирающегося на крест, — символ организации.

Рукоять образовывалась двумя пластмассовыми черными щечками, закрепленными винтами. Командный состав Красного Креста в том же 1938 г. получил дополнение к форме — кинжал с клинком ромбического сечения длиной 250 мм и шириной 26 мм. Общая его длина составляла 375 мм. Рукоять выполнялась из белой или желтой пластмассы, она насаживалась на черенок и закреплялась навинчивающимся навершием (рис. 5). Щиток перекрестья был аналогичен щитку кинжала рядового состава.

К форме работников Министерства иностранных дел полагался кортик.

С приходом к власти нацистов сфера деятельности германского МИДа расширилась, в связи с чем его работники разделились на собственно дипломатов и правительственных чиновников, занимавшихся административной работой в рейхе. Вот почему было два варианта исполнения дипломатического кортика образца 1938 г. На оружии дипломатов расположенный на перекрестье орел смотрел вправо, в сторону, противоположную повороту головы орла, изображенного на навершии рукояти (рис. 6).

У старших и высших правительственных чиновников МИДа голова орла на перекрестье кортика была повернута влево, т. е. в ту же сторону, что и у орла на навершии (рис. 7). Рукоять выполнялась из пластмассы, имитирующей перламутр. Металлические детали рукояти — белые. Лезвие в сечении шестигранное, без долов. Длина клинка — 270 мм, ширина — 21–22 мм. Общая длина кортика — 385 мм (фото 1*). Существовал также наградной вариант этого кортика, в котором все металлические детали рукояти, а также ножны были выполнены под золото (фото 2*).

Огромное значение в Третьем рейхе придавалось железнодорожному транспорту. Об этом можно судить хотя бы по тому, что, например, к форме служащих немецкой железнодорожной полиции прилагались петлицы двух видов, рисунки на которых соответствовали семи специальным званиям, погоны девяти видов, обшлаги шести видов, нарукавные знаки с орлом трех видов и шестнадцать видов значков. И вдобавок к этому — кортик образца 1935 г. с черной пластмассовой рукоятью и шестигранным лезвием длиной 260 мм, шириной 21–22 мм. Общая длина оружия — 380 мм (фото 3*).Армейский кортик образца 1935 г. полагался всем офицерам Вермахта от младшего лейтенанта до фельдмаршала. Он был точной копией кортика, какой носили служащие железнодорожной полиции, но его рукоять изготавливалась из белой, желтой или оранжевой пластмассы.

Наградные варианты оружия имели травленое, с орнаментом и эмблемами лезвие, реже — рукоять из слоновой кости (фото 4, 5*).Кортики, полагавшиеся военнослужащим Кригсмарине (военно-морской флот Германии), претерпели в 1938 г. изменения. Навершия рукоятей выполнялись в форме орлов, сложивших крылья и держащих в когтях свастики. В остальном же они походили на более ранний образец кортика, принятый на вооружение в 1919 г.: клинок длиной 240 мм и шириной 21–22 мм имел по два узких дола с каждой стороны, проходящих вдоль его средней линии. Общая длина кортика — 350 мм (фото 6*). Рукоять из белой пластмассы, витая. В ее желобок уложена свитая проволока.Детали рукояти и ножны кортика к парадной форме выполнялись из латуни, в наградном варианте оружия они были золоченые (фото 7*). В силу особого престижа службы в ВМФ многие офицеры сами заказывали себе наградные кортики, не довольствуясь штатными. Поэтому эти кортики отличались большим разнообразием художественного оформления лезвия и ножен за счет декоративной отделки на морскую тематику.

В самых дорогих образцах лезвие могло быть изготовлено из узорчатой дамасской стали, рукоять — из слоновой кости. Золоченые детали рукояти украшались бриллиантами, и особым шиком у моряков считалось оправить глаза орлу красным и зеленым камнями, как напоминание о сигнальных огнях корабля.В 1937 г. был принят образец кортика для Люфтваффе (название ВВС Германии) (фото 8*). Он отличался массивным, слегка сплюснутым с боков эллиптическим навершием, украшенным свастикой, дубовыми листьями и перекрестьем, оформленным в виде расправившего крылья орла, держащего в лапах свастику. Орел в таком изображении являлся эмблемой Люфтваффе. Сама рукоять из белой или желтоватой пластмассы, витая, также была более массивной по сравнению с кортиками других образцов.

По канавке рукояти была намотана проволока. У парадного и наградного вариантов оружия металлические детали рукояти и ножны были серебристого цвета. Лезвие наградного кортика украшал травленый орнамент в виде узоров с элементами растений и эмблемы рода войск (например, парашютно-десантных) (фото 9*). Общая длина кортика образца 1937 г. — 395 мм, длина клинка — 260 мм при ширине 21–22 мм. Его носили офицеры и генералы ВВС, унтер-офицерам полагался кортик более раннего образца (1935 г.) (рис. 8).Министр авиации Германии, фельдмаршал Генрих Геринг, опьяненный духом неограниченной власти и вседозволенности, то и дело придумывал для себя костюмы и мундиры, украшал себя орденами, кольцами и цепями.

И, конечно же, он пожелал иметь свой образец кортика. Его «произведение» поражает воображение размахом крыльев орла, изображенного на перекрестье. Такие кортики Геринг лично вручал офицерам своего ведомства (фото 10*). У высших офицеров кортик и ножны были золоченые, а лезвие выполнялось из красивой дамасской стали (фото 11*). Кортиков этого образца было изготовлено очень мало, и вручались они только в качестве высокой и почетной награды.На многих руководящих должностях в фашистской Германии находилось немало людей, склонных к мистике и «тайным» учениям. Им, членам НСДАП, конечно, хотелось, чтобы «партийное» оружие было окружено ореолом таинственности.В ХVI в. в среде немецких наемников — ландскнехтов — был очень популярен боевой кинжал, называемый «Базелард» (он изготавливался в г. Базель, Швейцария) (рис. 9). Это было добротное оружие с мощным обоюдоострым клинком и удобной рукоятью. Очевидно, традиция преемственности заставила руководителей рейха остановить свой выбор именно на этом образце.

Поступивший в связи с этим правительственный заказ на изготовление такого кинжала выполнил профессор Воэнне, сотрудник Золингенского промышленного училища. Сохранив неизмененной форму средневекового швейцарского кинжала, он немного изменил пропорции и очертания рукояти. Реконструированный таким образом «базелард» получил наименование «кинжал образца 1933 г.». Строгость и чистота линий и форм этого изделия как бы подчеркивали аскетическую духовность нацизма, что, к сожалению, привело к предвзятому исторически сложившемуся взгляду на него, как на «нож эсесовца».

Отбросив идеологию, можно констатировать тот факт, что кинжал образца 1933 г. является самым красивым и неповторимым в своем роде среди короткоклинкового холодного оружия, созданного во время второй мировой войны (фото 12–16*).Кинжал SА (так называли штурмовые отряды — своего рода внутрипартийную армию, сформированную для отстаивания интересов НСДАП с оружием в руках в борьбе с оппозицией) имел коричневую деревянную рукоять и ножны такого же цвета.