В ответ на ваши комментарии и обвинения.

На модерации Отложенный

Думаю, пора ответить на некоторые комментарии к своей статье.     http://gidepark.ru/community/1570/article/350418     В отличие от некоторых неадекватных и нацистов, я не собираюсь оскорблять, мешать в кучу « коней и людей».

Не сочтите за нескромность, но хочу повториться: я - сын малого, но гордого честолюбивого народа. Чеченец я, созданный Аллахом из капли, как и весь род человеческий. Уверенный в себе и своем народе. И считаю ниже своего достоинства отвечать на оскорбительные комментарии узколобых, глупых особей неопределенного происхождения.

Тема « Чечня и чеченцы» настолько замусолена, начиная от геноцида русских в Чечне и заканчивая рабами в подвалах, что любой, кому это интересно, с легкостью найдет нужную ему информацию в интернете. Из ваших комментарий видно, что вы не первый год "замужем", все форумы облазили и везде побывали, каждый из вас по сто тысяч раз получал ответы. Вы хотите получить ответ по поводу геноцида русских в Чечне? Дайте факты, а не фейки. Покажите уголовное дело, одно или несколько. Если не знаете, то скажу, танки в город вошли намного позже того периода, который вы связываете с геноцидом. Если пытаетесь говорить (абсолютно без доказательств) об убитых 5-10 тысяч русских, называете это геноцидом и признаете его, то вам придется признать геноцид чеченцев, которых по меньшей мере убитых 150 000. Тогда какая разница между чеченскими бандитами и русскими бандитами ? Знаете в чем разница? Последние делали это под гербом двуглавого орла на государственном уровне. Реальных фактов геноцида с чеченской стороны, кроме как цифр, букв, каких-то историй, рассказанных соседкой троюродной тете, не было. Не было никакого массового геноцида русских. Был бандитизм, как и везде на постсоветском пространстве. Может и преследовали кого-то из русских, может какие-то придурки и выкрикнули пару раз: «Русские пошли вон», но я не вижу разницу между теми дикарями и вами, оголтелыми нацистами с пацифистскими слоганами. Вы забываете одну деталь: сами чеченцы от этого бандитизма в девяностых страдали не меньше.

Вы лучше поговорите с бывшими грозненцами, которые с ностальгией вспоминают свою жизнь.

Каждый видит и слышит то, что хочет. Поэтому, я не отвечал на все комментарии. Кто ищет хорошее о чеченцах и русских, тот найдет хорошее, а кто ищет плохое, соответственно найдет и такое. В интернете не сложно найти репортажи, новости о сегодняшней жизни Чечни. Посмотрите, как мы на самом деле живем, к чему стремимся. Мы не являемся кровопийцами, мы не являемся народом жаждущим мести. Вы хотите увидеть негатив. И придумываете его себе.

 

Насчет того, что Чечня - дотационная и строится на ваши деньги, скажу,что отчасти вы правы. Не забывайте, что вами и была разрушена наша республика. На ваши налоги воевал ваша армия, на ваши налоги восстанавливаем. Только есть один нюанс: из республики выкачивается огромное количество нефти. Так что не считаю республику в полном смысле дотационной. Считайте, что мы получаем контрибуцию, нравится вам это или нет.

 

По поводу поведения молодежи. Я считаю, что много чванливости, много пафоса, много всего того, чего чеченцу не к лицу и всегда был сторонником того, чтобы молодые люди вели себе по-человечески, именно так, как этого требуют традиции. Но, к сожалению, выросло целое поколение на войне, в подвале. Я очень хочу, но мне не хватает сил, создать что- нибудь типа сообщества или группы, которая реально занималась бы вопросами чеченской молодежи, находящейся в других регионах РФ.Я говорю о духовно-нравственном воспитании в духе наших адатов и норм морали.

Мечтаю организовать встречу чеченцев и тех молодых людей, которые настроены, как вы, чтобы молодежь встретилась. Без провокаций, поговорили и постарались понять друг друга, что нам делить нечего. Знаете, мне с вами делить нечего. Я состоялся, как человек. Я- офицер в третьем поколении, оба моих деда были офицерами, мой отец-офицер, мама- учитель русского языка. Мамин брат женат на русской, он ее привез из Краснодара, папин старший брат прожил тридцать лет в Москве, был женат на русской, от нее у него девочка и мальчик, которым уже по 50 лет, Ибрагимов Сергей- мой двоюродный брат. Моя бабушка в Грозном жила в Заводском районе, по соседству жили русские, на пасху. Мы красили яйца и делали куличи, на урузу-байрам соседи приходили к нам. Обычным чеченцам нечего делить с обычными русскими. Моя первая учительница, Любовь Сидоровна,-добрейшей души человек.

На сегодня в Чечне более 500 беспризорников устроены в школу, где изучают Коран, занимаются спортом. Так же есть комитет, который занимается примирением семей . Все семьи погибших сотрудников милиции находятся на попечении МВД.

Я- активный пользователь интернета, и уже больше шести лет пишу на форумах, где есть те, кто выдает себя за чеченцев. Меня часто «банили», я возвращался, писал и доказывал, что русские нам не враги, а они давали мне ссылки на всякие комментарии, меня обвиняли в том, что я продался русским и служу России. Я отвечал, что мне безразличны такие обвинения,, что я буду болеть за сборную России в матче против Голландии. Но я никогда не писал против нормальных отношений русских и чеченцев. Помнится, был у меня долгий диалог с одним парнем из злостно настроенный против всего нерусского Димантрамп,вроде так его звали. В итоге мы стали нормально общаться. В моем ЖЖ все есть. Я- капитан милиции. Работаю с 2000 года, видел изнутри войну, видел необоснованную жесткость и со стороны террористов,и со стороны контрактников. Но не понимаю,того, кто в живую не видел чеченца, не знает ни традиций моего народа, ни обычаев, пишет чистой воды «ахинею».Так знайте же, что среди чеченцев есть огромное количество отличных специалистов любой отрасли: врачи, музыканты, танцоры, строители, юристы и военные. Чеченцы - очень трудолюбивы и гостеприимны. Ни мой народ устроил геноцид русских, а бандиты и преступники. Чеченцы сказали, что хотят жить в мире и согласии с Россией, в составе РФ. Не чеченцы на общем совете собирают молодых "отморозков" и говорят им, езжайте в города России и ведите себя там по-свински. Я против бесконтрольности в отношении этих молодых людей. Они - мусульмане, чеченцы, а чеченец-мусульманин не должен ходить по клубам, тасоваться по вечеринкам и прочим злачным местам. Я думаю, что скоро Рамзан Ахматович жестко поставит задачу, усмирить распоясывавшихся. А если он поставит задачу, мы ее очень быстро решим.

tp://benni95.livejournal.com/ ;

 

Вот мой племянник, который рожден русской девушкой маминому брату, чеченцу. Их сейчас из Краснодара в Чечню везет ее русский брат.

http://yfrog.com/h097fgyj

http://yfrog.com/h4nfxpnlj

А это мой сын, тоже чеченец, как ни странно, не черный. Кстати, сегодня - День защиты детей. Что вы сегодня сделали доброго для детей? Предлагаю, смс-ку платную отправить в помощь детям.

http://yfrog.com/h82hcli

Учу сына хорошему тону, воспитываю в нем уважение к другим народам. Когда он меня спрашивает, почему русские танки и самолеты бомбили, говорю, это прошло все. Он спрашивает, помирились ли мы. Отвечаю, что мы и не ссорились. Он спрашивает, на чьей я стороне. Отвечаю, что я защищаю его. Вот так и живут «кровожадные» по вашему мнению, чеченцы, которым если говорить по факту, вообще, не до вас.

А это я, http://www.youtube.com/watch?v=jMcAkCaFavA%20 Я уважаю настоящих русских, больше, чем вы сами способны на это.

И это тоже я : http://www.youtube.com/watch?v=ThUXmBmqOi8

 

Я - миролюбивый, не стремящийся к войне с обычным русским народом, желающий жить в мире и согласии со всеми. Чеченцы, всегда отличались смелостью, храбростью, уважением, дружелюбием,

 

http://benniblack.livejournal.com/8040.html

 

Несколько слов о женщинах-чеченках. Вы не найдете ни одного женского чеченского форума, где чеченки поливали бы грязью своих мужей. Так же вы не найдете матом ругающихся чеченок.

У нас не продают спиртное( только в строго регламентированное время) у нас во многих селах не продают сигареты даже.

Есть проблемы, как и у всех народов. Но уверен, вы понятия не имеете, что из себя представляют настоящие чеченцы.

Я сейчас пишу для русских, для действительно русского народа, кто считает себя настоящим русским, у кого нет негативного отношения к остальным народам России. Знайте, что чеченцы, не ищут мести, что чеченцы, вам не враги. Мы не желаем зла обычному народу. Наши деды воевали с вашими бок о бок, в то время, когда наш народ был сослан. У нас огромное количество героев СССР. Оборону Брестской крепости держали триста с лишним чеченцев и ингушей. Дикая дивизия сказала все сама за себя. Наговаривают, о каком-то коне для Гитлера И, мол,нас за это отправили в ссылку.Что сделали и кого подарили крымские татары, кумыки, ингуши, балкарцы, что подарили Гитлеру остальные народы?

Уверяю, что чеченцы не держали никаких рабов и всегда осуждали это, у нас никогда не было крепостного права, князей даже не было. Мы никогда не нападали на Россию первыми, наши предки были жестоко вырезаны, мы много забыли и простили. Читайте, что было в Хайбахе, читайте, как выселяли нас.

http://s39.radikal.ru/i083/1106/52/2cb4428f6f1c.jpg

 

А это мой дед ( по материнской линии, мамин отец)

http:/i021.radikal.ru/1106/5a/263d04c8f488.jpg

 

Почитайте вот это:

http:/benni95.livejournal.com/7905.html%23cutid1

Почитайте вот это:

http:/benni95.livejournal.com/6127.html%23cutid1

Я верой и правдой служу России. Страну без таких как вы, Россию, без ее пьяных контрактников, Россию без жестокости, гнилья и войны. Лично за себя сейчас говорю, я буду ездить в этой стране, куда хочу, когда хочу, буду вести себя уважительно и воспитанно, но не дай Бог, до меня решат докопаться только потому, что я-чеченец или черный, то клянусь Всевышним, что заберу с собой хотя бы пару человек. Потому, что ни одна гнида, не смеет мне указывать на мою национальную принадлежность и на то, что эта принадлежность не имеет право на существование в России.

Не пытайтесь поссорить русских и чеченцев.

Провокаторы и нацисты не есть лицо России.

А чеченцы и русские, будут жить в мире и согласии, всем смертям назло.

 

А это скромные высказывания о моем народе:

 

'Чеченцы, великолепные наездники-могут преодолевать за одну ночь 120, 130 или даже 150 верст. Их кони, не сбавляя шагу-всегда галопом, штурмуют такие склоны, где казалось бы не пройти и пешему.... Если впереди лежит расщелина, к-ю не решается преодолеть сходу его конь, чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до 20 футов''

А. Дюма Кавказ (Париж, 1859)

 

 

''Чеченцы были всегда грозным противником. Они бились с нами не на жизнь, а насмерть.''

В.А. Потто. Исторический очерк Кавказских войн.. (Тифлис, 1899)

 

 

''... Способности этого племени-вне сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они - ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны согласиться, что разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которые почти недоступны нашему крестьянину средних губерний''

Немирович- Данченко. Вдоль Чечни.

 

 

"Чеченцы — самые смелые и непокорные племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить этот народ, несмотря на многочисленные экспедиции, предпринятые против них, и опустошения, которым неоднократно подвергались их земли." Ген. Ермолов.

 

 

"Еще не родился такой человек,

Чтоб горы уставить гробами,

Чтоб сдвинуть Казбек дерзновенной рукой,

Чтоб сделать чеченцев рабами!" М.Ю. Лермонтов

 

 

"Народы, учитесь у горцев, на что способны люди, желающие остаться свободными". Карл Маркс (1848)

 

 

"...Если бы не было причин для раздоров в их среде, Чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы" Иоганн Бларамберг, «Кавказская рукопись».

 

 

...Но существует воспитание: уважение к старшему, уважение к другу, уважение к женщине, законопослушание. Уважение к религии, причем не напускное, не надуманное, а настоящее. Я очень люблю и уважаю вайнахов. И они проявляют ко мне самое доброе отношение, хотя бы по той простой причине, что я за всю свою долгую жизнь никогда ни словом, ни делом не изменил этому народу. Чеченцы - мужественный, непобедимый, нравственно чистый народ. А бандиты? Так они есть и среди русских, бандитов и у евреев достаточно...

...И когда мой сын или дочь начинают мне перечить, говорю: «Тебя надо было на воспитание в Чечню отправить, ты бы научился уважать родителей... Мне по душе эта культура.

Иосиф Кобзон

 

 

Дмитрий Панин, потомок древнего дворянского рода, русский учёный и религиозный философ, который провёл в сталинских лагерях 16 лет. В 70-е годы на Западе вышла его книга «Лубянка - Экибастуз», которую литературные критики называют «феноменом русской литературы, равным «Запискам из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского». Вот что он пишет в этой книге о чеченцах:

«Наиболее удачным и остроумным был побег (из Особлага в Казахстане – В.М.) двух зэков во время сильного бурана.

За день намело валы спрессованного снега, колючая проволока оказалась занесённой, и зэки прошли по ней как по мосту. Ветер дул им в спины: они расстегнули бушлаты и натягивали их руками, как паруса. Влажный снег образует прочную дорогу: за время бурана им удалось проделать больше двухсот километров и выйти к посёлку. Там они спороли тряпки с номерами и смешались с местным населением. Им повезло: то были чеченцы; они оказали им гостеприимство. Чеченцы и ингуши – близкородственные друг другу кавказские народности мусульманской религии. Их представители в огромном большинстве – люди решительные и смелые. Гитлера они рассматривали как освободителя от кандалов сталинизма, и, когда немцев прогнали с Кавказа, Сталин произвёл выселение этих и других меньшинств в Казахстан и Среднюю Азию. Гибли дети, пожилые и слабые люди, но большая цепкость и жизненная сметка позволили чеченцам устоять во время варварского переселения. Главной силой чеченцев была верность своей религии. Селиться они старались кучно, и в каждом посёлке наиболее образованный из них брал на себя обязанность муллы. Споры и ссоры старались разрешать между собой, не доводя до советского суда; девочек в школу не пускали, мальчики ходили в неё год или два, чтобы научиться только писать и читать, а после этого никакие штрафы не помогали. Простейший деловой протест помог чеченцам выиграть битву за свой народ. Дети воспитывались в религиозных представлениях, пусть крайне упрощённых, в уважении к родителям, к своему народу, к его обычаям, и в ненависти к безбожному советскому котлу, в котором им не хотелось вариться ни за какие приманки. При этом неизменно возникали стычки, выражались протесты. Мелкие советские сатрапы вершили грязное дело, и много чеченцев попало за колючую проволоку. С нами тоже были надёжные, смелые, решительные чеченцы. Стукачей среди них не было, а если таковые появлялись, то оказывались недолговечными. В верности мусульман я не раз имел возможность убедиться. В мою бытность бригадиром я выбрал себе помощником ингуша Идриса, и был всегда спокоен, зная, что тыл надёжно защищён и каждое распоряжение будет выполнено бригадой. В ссылке я был в Казахстане в разгар освоения целины, когда, получив пятьсот рублей подъёмных. Туда хлынули представители преступного мира. Парторг совхоза, испугавшись за свою жизнь, за большие деньги нанял трёх чеченцев своими телохранителями. Всем тамошним чеченцам он своими действиями был отвратителен, но раз обещав, они держали слово, и, благодаря их защите, парторг остался целым и невредимым. Позже, на воле, я много раз ставил в пример знакомым чеченцев и предлагал поучиться у них искусству отстаивать своих детей, охранять их от тлетворного влияния безбожной, беспринципной власти. То, что так просто и естественно получалось у малограмотных мусульман, разбивалось о стремление образованных и полуобразованных советских россиян обязательно дать высшее образование своему, как правило, единственному ребёнку. Простым людям при вколачиваемом безбожии и обескровленной, разгромленной, почти повсюду закрытой Церкви невозможно было в одиночку отстоять своих детей».

 

 

Во время битвы на реке Сунже 4 июля 1785 года был ранен и пленён воевавший на стороне русских 20-летний грузинский князь П. Багратион. Однако, по сообщению академика П.Г. Буткова, раненому унтер-офицеру (позже – генерал от инфантерии) была оказана медицинская помощь, и в знак уважения за мужество, проявленное в бою, тот был доставлен на противоположный берег и возвращён противнику без каких-либо условий

(См. Н. Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе», 1888 год, стр. 577).

 

 

«К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут- Мартаном. Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов...»

 

«Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959 г., Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280, документ № 154. Докладная записка генерала Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.»

 

Говоря о заселении этих земель чеченцами, профессор П. И. Ковалевский писал, что они «...мало помалу стали спускаться с гор и постепенно занимать под свои аулы Кумыкскую площадь. Так образовался целый ряд аулов от Качкалыковского хребта и чуть не до Кизляра по Тереку, образуя Качкалыковскую Чечню» (23). Влияние же их в Аухе и во всем Терско- Сулакском междуречье было настолько велико, что, как писал генерал В. Потто, «...ни один из князей кумыкских... не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем».

 

Плоскость или, правильнее сказать, отлогие северные склоны хребта Кавказского, покрытые лесами и плодоносными долинами и обитаемые в восточной части племенем чеченским, наиболее воинственным из племён горских, составляли всегда сердце, житницу и самую мощную найму враждебной нам коалиции гор. Шамиль, хорошо зная этим предгорьям цену и избирая свою резиденцию первоначально Дарго, а затем Ведено, видимо старался держаться ближе Чечни, чем всех прочих своих владений. Значение этих предгорий было понято и Главнокомандующим князем Барятинским, сосредоточившим все наши удары на землях чеченских, с падением которых в апреле 1859 года не устоял и полугода густонаселённый Дагестан, хотя и отдохнувший от наших наступательных действий, прекращённых со стороны Дагестана ещё с 1849-го года. (Е. Сельдерецкий. Беседы о Кавказе. Ч. 1, Берлин, 1870).

 

 

Незавидное положение дел в предгорьях Кавказа обрисовал профессор С.Н. Рукавишников в своём докладе, прочитанном 11 октября 1912 года на заседании Общества ревнителей истории:

 

«Хотя Кавказ и завоёван Россией, но он не вполне замирен. Населяющие его мусульманские народности в глуши своих аулов дышат непримиримой ненавистью к России и ожидают только случая, чтобы встать на защиту мусульманства... Вся история Кавказа показывает, что очагом всех волнений на Кавказе... является Дагестан и, в особенности, Чечня, которая, благодаря своему географическому положению, до сего времени представляет собою совершенно изолированную, неприступную, дикую страну...» По мнению Рукавишникова, во всем были виноваты власти (тогда – петербургские) и местная кавказская администрация, которая даже не пытается приобщить Чечню к благам современной культуры, связать ее с внешним миром хоть какими-нибудь дорогами. «Под влиянием всех этих обстоятельств, а также благодаря природному пылкому и горячему характеру чеченцев, из последних выработалось воинственно настроенное, свободолюбивое и фанатичное племя, легко поддающееся пропаганде ненависти мусульман к «гяурам», – вывел профессор.

 

 

«Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы, на земле не существует и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее, через полное их уничтожение».

 

«Государь!.. Горские народы примером независимости своей в самых подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости».

Из рапорта А. Ермолова императору Александру I 12 февраля 1819 г.

 

 

«Чеченцы, бесспорно, храбрейший народ в Восточных горах. Походы в их земли всегда стоили нам огромных кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне. Из всех горцев они одни заставили Шамиля, правившего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, народных повинностях и обрядовой строгости веры».

Н.Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе».

 

 

«Так же невозможно покорить чеченцев, как сгладить Кавказ. Кто, кроме нас, сможет похвастаться, что видел Вечную войну?»

Генерал Михаил Орлов, 1826 год.

 

 

«Чеченцы кроме русских и евреев являются самым образованным народом в составе Российской Федерации. В силу национальных особенностей, в силу закрытости и консервативности чеченцы смогли казахстанскую ссылку превратить для себя в возможность инновационного рывка. В то время как многие народы Кавказа и Прикавказья, попав в ссылку, практически погибли, минимально русифицированные чеченцы сумели интенсифицировать свою жизнь и резко, скачком, во много раз повысить уровень образования. Чеченцы вышли к ситуации 90-х годов органически принадлежа к высокотехнологической части советской элиты. Напомню, что многие министры в сырьевых отраслях, нефтяной и нефтегазовой, газодобывающей, были чеченцы и ингуши".

Максим Шевченко.

 

 

«Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона»

(В. Потто, XIX век).

 

 

"Что же касается чеченцев, то они, на мой взгляд, в массе своей обладают повышенным потенциалом мужества, энергии и свободолюбия. В конце первой чеченской войны я писал в тогдашней еще «Независимой газете», что чеченцы представляют по своим качествам, включая и интеллектуальные данные, некую флуктуацию позитивных свойств. Я знаком со многими чеченцами разного положения и возраста, и всегда поражаюсь их уму, мудрости, собранности, настойчивости. Одним из слагаемых упомянутой выше флуктуации мне представляется то обстоятельство, что чеченцы, единственные среди народов Российской империи, не имели аристократии, никогда не знали крепостного права, и лет уже примерно триста живут без феодальных князей".

(Вадим Белоцерковский, 22.02.08 г.)

 

 

Чеченцы – немногочисленный народ, их страна занимает не много места на географической карте. Но на этнической карте, на карте народов и культур, Чечня представляет собой цивилизацию, сравнимую по статусу, скажем, с российской. Это звучит крайне неожиданно, но это так.

Ян Чеснов

 

 

"...Как плеть, выпавшая из рук застигнутого в пути песчаной бурей всадника, чеченцы исчезнут... Однако тот же ветер, подувший в обратную сторону, унесет песок и плеть снова появится на белый свет. Так и чеченцы уйдут на время в небытие, вновь воскреснут для добра и справедливости и доживут до Судного Дня".

Предсказание из старинной рукописи 18 века (тептар).

 

 

"Чеченцев, как своих врагов, мы старались всеми мерами уничтожить и даже их достоинства обращать в недостатки. Мы их считали народом до крайности непостоянным, легковерным, коварным и вероломным потому, что они не хотели исполнять наших требований, несообразных с их понятиями, нравами, обычаями и образом жизни. Мы их так порочили потому только, что они не хотели плясать под нашу дудку, звуки которой были для них слишком жестки и оглушительны..."

Генерал М.Я. Ольшевский

 

 

Правительственная комиссия России, изучив вопрос о привлечении их на службу в русскую армию, в 1875 году сообщала: «Чеченцы... самые воинственные и опасные горцы Северного Кавказа, представляют из себя ...готовых воинов, которая военная служба едва ли что-либо в смысле лихой езды и умения владеть оружием... Чеченцы буквально с детского возраста привыкают общаться с оружием... Стрельба ночью на вскидку: на звук, на огонёк показывает явное преимущество горцев в этом над обученными казаками и особенно солдатами».

Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции 20-22 июня 1989 г. Махачкала, 1989 г., с. 23.

 

 

«Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это – хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка»

«Покорённый Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904 г. Каспари.)

 

 

«Симпатичные стороны чеченцев сказываются в их былинах и песнях. Бедный по количеству слов, но чрезвычайно образный язык этого племени как будто создан, по словам знающих исследователей Андийского хребта, для легенды и сказки – наивной и поучительной в одно и то же время. Униженные хвастуны, наказанные завистники и хищники, торжество великодушных, хотя иногда и слабых, уважение к женщине, являющейся помощницей мужу и товарищем, – вот корни народного творчества в Чечне. Присоедините к этому остроумие горца, его умение шутить и понимать шутку, веселость, которую не осилило даже тяжелое нынешнее положение этого племени, и вы, разумеется при всём своём уважении к мундирным моралистам, согласитесь со мной, что чеченцы – народ как народ, ничем не хуже, а пожалуй, и получше всякого другого, выделяющего из своей среды таких добродетельных и беспощадных судий. Способности этого племени – вне всяких сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они – ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны в то же время согласиться (...) что, разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которые почти недоступны нашему крестьянину средних губерний».

Немирович-Данченко В. Вдоль Чечни.

 

 

«Чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, просить не любят, и в этом состоит их моральное превосходство над горцами. Чеченцы в отношении к своим никогда не приказывают, а говорят ''Мне бы нужно это, я хотел бы поесть, сделаю, пойду, узнаю, если Бог даст». Ругательных слов на здешнем языке почти не существует...»

С. Беляев, дневник русского солдата, бывшего десять месяцев в плену у чеченцев.

 

 

«...Чеченцы не жгли домов, не топтали умышленно нив, не ломали виноградников. «Зачем уничтожать дар божий и труд человека», – говорили они... И это правило горского «разбойника» есть доблесть, которой могли бы гордиться народы самые образованные, если бы они имели её...»

А.А. Бестужев-Марлинский в «Письме доктору Эрману».

Искренне ваш, сын чеченского народа Асламбек Ибрагимов.