О ПРЕТЕНЗИЯХ К ВЛАСТЬ ИМУЩИМ

На модерации Отложенный

За что мы их так сильно не любим
13 претензий к правящему классу


 

// РИА Новости

         

Скопируйте код и вставьте в свой блог:

пятница, 3 июня 2011 года, 10.00

За что мы их так сильно не любимskitalets  За что мы их так сильно не любим

13 претензий к правящему классу

Почти все здравомыслящие люди в России довольно брезгливо относятся к действующей власти. Однако не все могут внятно сказать, почему, и очень часто срываются на крик и истерику. Постараюсь нарушить эту тенденцию и напишу сегодня пост-шпаргалку, в котором сформулирую основные претензии, которые накопились и которые хотелось бы решить. Подробнее




Отправьте ссылку другу - укажите e-mail получателя, отправителя, примечание (необязательно): 

 

Примечание:


 

 


 

Воля к власти


 

Температура кипения



   

VK.Widgets.Like("vk_like", {type: "full", width: "200"});

Почти все здравомыслящие люди в России довольно брезгливо относятся к действующей власти. Однако не все могут внятно сказать, почему, и очень часто срываются на крик и истерику. Постараюсь нарушить эту тенденцию и напишу сегодня пост-шпаргалку, в котором сформулирую основные претензии, которые накопились и которые хотелось бы решить.

Попробую обойтись без банальностей, которые все и так знают (контроль СМИ, коррупция, безнаказанность, Ходорковский) и дать откровенную оценку тому, что я вижу со своей совсем небольшой колокольни. Причём сконцентрируюсь на двух аспектах — морально-этическом и организационно-управленческом.

Итак, ниже перечислены 13 пунктов, по которым, на мой взгляд, нынешние правители однозначно провалят экзамен на суде истории и в глазах наших потомков.

1. Лицемерие и аморальность. Пожалуй, основная претензия. Нельзя десятками лет говорить одно, а делать другое. Нельзя утверждать про борьбу с коррупцией и купаться в ней. Говорить про равноправие перед законом, а на деле применять его избирательно. Наша власть потеряла последние элементы порядочности, а с такими людьми жить в одном доме очень не хочется, тем более если они являются старшими по подъезду. Только тогда, когда мораль будет выше клановости и личных интересов, общество получит право на лучшую жизнь.

2. Недальновидность и отсутствие видения «образа желаемого завтра». Любая организация начинает свою стратегию с осознания того, куда она хочет прийти и чего хочет достичь.

Покойный Пригов говорил нечто вроде: на классическом Западе власть равномерно размазана по социальным институтам, отчего едва заметна и нетравматична, у нас же власть локализована и помечена лейблом: «Власть!». 22 июня видел телерепортаж, где маленький мальчик разъяснял корреспонденту: «Сегодня очень большой праздник, хотя и грустный». За спиной довольного корреспондента я увидел в этот момент невменяемую тётю Власть, которая мальчика нагнула-трахнула, извините меня, и в мозг, и в душу. Хорошо, кстати, вот так беседовать: не заботясь о железобетонной логике, откликаясь только на сиюсекундные импульсы. Вы же перед началом призывали меня не бояться банальностей, вот я и не боюсь. Писать так колонки и рецензии не решаюсь. Хотя разжёвывать для неграмотных и туповатых — надоело тоже.

Воля к власти

За последние 20 лет такого понимания так и не было выработано, и большинство принимаемых решений носят краткосрочный характер.

Более того, само понятие стратегии чуждо нынешнему режиму. Совершенно непонятно, куда мы двигаемся — какое государственное устройство хотим иметь, какую структуру экономики, какие органы правопорядка, какой демографический состав, какую армию?... На все эти вопросы надо иметь ответ, потому что корабль, который плывёт без определённого курса, так и будет болтаться по ветру. А поскольку в качестве ветра сегодня выступают цены на углеводороды, болтаться можем очень сильно и с малопредсказуемым результатом.

3. Отсутствие конкретных шагов и действий. Если бы даже была какая-то стратегия, то надо воплощать её в жизнь и продвигать реальные проекты. Пример абстрактной задачи — повышение здоровья нации (кто-нибудь помнит о чём вообще был национальный проект «Здоровье»?). Пример конкретной — к 2020 году построить скоростную магистраль от Санкт-Петербурга до Владивостока с 2-4 полосами движения в одну сторону, не проходящую ни через один населённый пункт по ходу движения. Если есть такая конкретная задача, то можно конкретно оценивать эффективность работы ответственных исполнителей. Скажу больше — даже если будет решена только эта задача с дорогой, то президент страны, при котором это произойдёт, навсегда войдёт в память потомков.

4. Дилетантизм и функциональная безграмотность. Не секрет, что большинство людей «наверху» пришли туда не за счёт профессиональных качеств. Соответственно, среди них банально очень мало грамотных управленцев и очень много любителей пилить и хапать (а некоторые вообще открыто гордятся тем, что они были «питерской шпаной»). Соответственно, они занимаются чем угодно, кроме управления и решения своих функциональных задач. Вообще процесс управления состоит из трёх простых шагов: «поставить задачу — выделить ресурсы — проконтролировать исполнение». Такое впечатление, что наши управленцы не умеют делать ни того, ни другого, ни третьего.

5. Нерешительность и страх перемен. Ключевая байка наших времён — это мифическая «стабильность» (а на деле — застой). Главное — ничего не трогать, иначе будет только хуже («лучше мы, чем кто-то другой», «хватит раскачивать лодку» и т.д.). Отсюда нежелание ничего делать, а если ничего не делать и бояться, то ничего и не будет. Однако, великих ЛИДЕРОВ отличает как раз бесстрашие и решимость. Они не боятся того, что мир поменяется — они стремятся к тому, чтобы это произошло. И они не боятся менять Систему.

6. Психология «мелкого хулигана». Внешняя политика страны — это просто национальный позор. Такое впечатление, что основной целью является нагадить нашим соседям. Мы дружим исключительно с маргиналами, обнимаемся с Чавесом, платим государству Науру за признание Абхазии и очень много обижаемся на всех подряд. Притворяясь, что от России в современном мире что-то зависит, делаем всяческие заявления и петиции, а на деле просто стреляем из рогатки из-за нашего забора, понимая, что терпят это только до тех пор, пока идут стабильные поставки сырья. Очень грустно, но благодаря такому поведению уже никакой роли Россия в мире не играет, и безумно далека от реальной международной политики и глобальных проблем.

7. Глухота. Только ленивый не говорил уже про отсутствие диалога с обществом. Власть параноидально боится прислушиваться к тому, что говорят умные и свободные люди, и в большинстве случаев делает всё наоборот. Хотя, казалось бы, запрос общества — это идеальная тема для пиара и повышения рейтинга. Но слушать «низы» у нас почему-то считается слабостью и пораженчеством.

8. Опора на халявщиков и стадное большинство. Сейчас более престижно быть чекистом, нежели бизнесменом. Лучше проводить лагеря на Селигере, а не спонсировать обучение лучших людей за рубежом. На утечку мозгов наплевать — лишь бы в стране была слепая, зависимая и легко управляемая толпа.

9. Отрицание чужого опыта и нежелание учиться на чужих ошибках. Как это ни прискорбно, но все прорывы в российской истории всегда были связаны с внешним влиянием, и все разговоры про «особый путь» и мифическую духовность — это всё досужие рассуждения тех, кто боится что-то менять. Приход варягов, крещение Руси, приглашение иностранцев при Алексее Михайловиче, реформы Петра, Александра II, даже революция и рыночные реформы 90-х — всё это попытки «догнать» другие страны, которые уходят вперёд, пока мы топчемся на месте, наслаждаясь своей евразийностью. Методики реформ и инструменты управления давно уже известны и понятны. Есть успешный и неуспешный чужой опыт, и порой достаточно всего лишь посмотреть, «как это бывает у них», чтобы понять, что надо делать в российских реалиях. А пока что чужой опыт заимствуется нами только в виде айпадов, мерседесов и заграничной недвижимости.

10. Псевдопатриотизм и исторические комплексы. Истинный патриотизм в нашей стране заменяется суррогатом, который заключается во фразе «Россия, вперёд, и нас не е*ёт». При этом государство активно доказывает нам, что оно является нашей Родиной и заставляет его любить. Однако, люди в телевизоре — это не Родина, а патриотизм — это не надпись на заднем стекле «Спасибо деду за победу». Патриотизм — это настоящая любовь к родной земле и культуре, знание истории, уважение к корням, желание здесь жить и желание сделать жизнь в своей стране лучше. А пока что элита хочет, чтобы их дети жили на Западе, а параллельно насаждает ура-риторику, основанную не на положительных эмоциях (любовь к родине), а на негативе (ненависть к соседям).

11. Игнорирование проблем образования и культуры. Если даже во времена лживого советского времени страна была хоть каким-то культурным центром как минимум для русскоязычного населения, то сейчас мы находимся на глубокой периферии мировых культурных процессов. В России практически нет деятелей культуры с мировым именем, не говоря уже о мыслителях и учёных (которые тихо уезжают один за одним). Но если посмотреть в историю, то любое возрождение любой страны всегда сопутствовало обновлению культурной и образовательной парадигмы.

12. Избыточный централизм. Власть боится давать людям и регионам свободу, поэтому всё замыкается на Москве. Все деньги идут в Москву. У каждого мало-мальски обеспеченного человека в России есть квартира в Москве, здесь же учатся их дети, здесь же находятся офисы всех компаний. Никто в стране не хочет жить на своей земле — все едут сюда. И я не против миграции в целом (скорее, наоборот) — я против миграции однонаправленной и того, что страна разделена на два лагеря, в одном из которых у людей нет почти никакой перспективы. «Вертикаль власти» в 21 веке не работает — только сетевая структура. В США нет своей Москвы. Нет её и в Китае, Германии, Японии и Канаде. Столица должна нести исключительно координирующие функции, а не быть символом верховной власти.

13. Слабость. Как отражение всего перечисленного. Потому что сила — это не ракеты, полиция, армия и дубинки. Сила — это способность изменить мир вокруг, в первую очередь, изменяя самого себя. А это совершенно невозможно сделать путём лёгкого макияжа. Сила — это способность оставить в истории след, а слабость — это игра в прятки за тонированными стёклами и высокими кремлёвскими стенами.

 

В редакцию «Частного корреспондента» пришло письмо от члена «Единой России» Александра Аладина. Он публично заявляет о своём выходе из партии, детально аргументирует причины такого решения и призывает соратников, «у кого ещё осталась честь и совесть», сделать то же самое: «Партия «Единая Россия» вместе с Тандемом реализуют курс не на процветание и укрепление обороноспособности, территориальной целостности России, а на уничтожение обороноспособности, промышленности, образования и науки, здравоохранения, сельского хозяйства».

 

Температура кипения

Опять встаёт вопрос — что же с этим всем делать? Устраивать революции или ждать, когда «само рассосётся»? Частично я пробовал ответить на вопрос (здесь), но всё равно до сих пор ещё совсем не ясно, какая должна быть стратегия здравомыслящего и порядочного человека в текущих условиях. Постепенно думаю, пишу, и мысли оформляются в большой материал, который может стать интересной программой. Как допишу, обязательно выложу.

Список далеко не исчерпывающий и постоянно дополняется. Буду рад любым дополнениям. При этом аргументированную критику понимаю и очень люблю. Тем более если говорить конструктивно.