Силовик с цифровой дубинкой, или «Безлюдная демократия»

На модерации Отложенный

АВТОР СерпомПо Telegram-канал

Для правящей российской верхушки будущее – это пролонгированное куда-то в грядущие десятилетия и века настоящее. Прекрасное мгновение, растянутое на долгие годы. Вот и отставной демиург кремлевской политики Владислав Сурков, хорошо известный своими политологическими и футурологическими изысканиями, предсказал появление через 100 лет новой формы общественного устройства – «безлюдной демократии». Звучит смело, революционно. Но при ближайшем рассмотрении оказывается гремучей смесью из известных кремлевских хотелок и традиционных представлений, помещенных в декорации далекого будущего.

3543074


Пришествию этой самой «безлюдной демократии», глаголет оракул, будут предшествовать войны (в том числе и ядерная) за «американское наследство». Надо полагать, Россия с ее отсталыми технологиями, убывающим населением и ветшающей инфраструктурой, непонятно каким образом, будет среди бенефициаров этого раздела, хотя прямо об этом автор и не пишет. Но то, что он в глубине души в это верит, свидетельствуют его последующие рассуждения.

Оказывается, в новом мире представительная демократия будет не нужна. Каналы взаимодействия власти и общества заменят социальные сети, мессенджеры и прочие коммуникации цифровой эпохи. В обсуждении какого-нибудь закона о пчеловодстве, вещает автор, будут принимать участие пчеловоды и пчелофилы, любители меда и косметологи. А искусственный интеллект, обработав огромные массивы информации, станет принимать правильные решения. Те же процессы будут происходить и в оппозиции.

За этой фантастической картиной явственно проступают контуры современной России, в которой представительная демократия уже и сейчас не особо нужна, поскольку большинство депутатов и так никого и ничего не представляют, а лишь выполняет команды, поступающие из исполнительной власти.

Вот и заменить их современными СМК – обойдется в конечном итоге и дешевле, и эффективнее. И главное, жизнь для ее хозяев станет проще.

Проблема, однако, в том, что принятие закона – это не хайп, не перебранка в соцсетях и на форумах. Это обсуждение на высоком профессиональном уровне (уже давно утраченном в российских легислатурах). И никакой искусственный интеллект мудрое решение принять не сможет, поскольку принятие закона – не только всеобъемлющий учет и выверенный баланс интересов, но и эмоции, настроения, иллюзии, заблуждения, без которых политика как род человеческой деятельности была бы невозможна.

Но для Суркова, очевидно, управляемая масса способна лишь принимать и выполнять то, что за нее решат. Поэтому она безропотно здесь и по всему миру будет исполнять все, что сварганил искусственный интеллект. Политический класс через 100 лет сильно сожмется (вот где безлюдность!). И будут в нем править цифровики, владельцы и изобретатели платформ, и силовики (!).

Почему автор в этом убежден? Ведь за 100 предстоящих лет произойдет еще не одна технологическая революция. По крайней мере, на пороге революция в производстве искусственных материалов, энергетическая революция. И далеко не факт, что цифровому лобби удастся сохранить нынешние лидирующие позиции. Вспомните, как в середине ХХ века было широко распространено мнение, что атомный век – венец человеческого созидания, что «мирный атом» будет решать все наши проблемы. И что осталось от этой утопии?

А рассуждение Суркова про силовиков с их-то любовью к новым социальным и технологическим реалиям и вовсе оставим без комментариев. Вот уж действительно, будущее – это пролонгированное настоящее. Но может быть в этом и состоит, по Суркову, историческая миссия России, чтобы стать носителем столь оригинального социального проекта?