5 вещей, которые сейчас исчезли из нашей жизни, а в советское время были нормой

На модерации Отложенный

Давайте вместе обсудим фильм Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию» 1982 года выпуска и вспомним вещи, которые сейчас стали редкостью или вовсе исчезли из нашей жизни. А тогда были явлением обычным.

1. «Здесь же нет ничего»

Героиня Евгении Глушенко, Вера Силкова, приходит в магазин, чтобы присмотреть себе обновку. У нее при себе целый аванс и она твердо решила стать красивой и модной, чтобы понравиться Игорю Брагину (Олег Янковский).

Однако, вещи, что висят в торговом зале, не вызывают вдохновения ни у нее, ни у других покупательниц. Она спрашивает проходящую мимо девушку, нравится ли ей кофточка. И слышит в ответ — «Здесь же нет ничего». И правда, смотреть там совершенно не на что.
В советских магазинах такая картинка была не редкость. Товара мало, а тот, что есть — не вызывает симпатии и желания его примерить. Не говоря о том, чтобы носить.
Сейчас сложно себе представить такую картину, когда в магазинах пусто.

2. «Все перед вами!»

Итак, наша Вера ходит вдоль рядов с однотипной, скучной одеждой. А продавцы тем временем сбились в кучку и о чем-то увлеченно воркуют. Отчаявшись решить вопрос с покупкой кофточки самостоятельно, и не полагаясь на свой вкус, Вера Силкова обратилась к продавцам. Чтобы те посоветовали ей вещь, подходящую по фасону и цвету.

И что же она услышала в ответ? «Все перед вами!» Никто и не подумал оторваться от болтовни и уделить внимание покупательнице.
Больше того, «Все перед вами» было сказано раздраженным тоном, с досадой, поскольку Верочка посмела отвлечь продавщиц от интересного дела — обсуждения свежих сплетен, и просила заняться своей основной работой.

Конечно, и сейчас попадаются такие же уникумы. Но согласитесь — это редкость в наше время. Потому что от клиента, от того, совершит он покупку или нет, напрямую зависит зарплата продавца. Даже если он работает не на проценте, все равно пренебрежение клиентом может выйти ему боком.
Это тот редкий случай, когда лично я рада, что какое-то явление прошлого исчезло из нашей жизни. Хамство советских продавцов я помню хорошо, хотя была ребенком. И без него совершать покупки стало куда как приятнее.

3. «Импортную кофточку хотите?»

Не получив помощи от продавцов, Верочка совсем было пригорюнилась.

Но тут к ней на помощь пришла волшебница и предложила модную и красивую кофточку. Конечно же, Вера согласилась! Такая удача, еще бы! Теперь-то она станет выглядеть на все сто и завоюет внимание Игоря.

Однако, недолго Вера радовалась. Волшебница оказалась мошенницей. И путем нехитрых манипуляций продала Вере вместо красивой кофточки кусок рваных тряпок.
Такие мошенницы были нередким явлением, недаром мама Веры сразу все поняла, едва лишь дочка обрисовала ей картину. И одна только Вера, с ее чистотой и наивностью, не поняла, что стала жертвой преступления.

Сейчас такая схема мошенничества вряд ли возможна, поскольку такого явления, как дефицит товаров, больше не существует. А значит, человек, не найдя нужного наряда, не побежит покупать вещи по переходам, а просто пойдет в другой магазин.

4. Соц.соревнования

«Брагин, ты один не взял соц.обязательства! Ладно, подпиши 102 процента… Ты читал о важности соц.соревнований?»
Да, раньше на предприятиях типа такого, на котором трудился Игорь Брагин, в обязательном порядке устраивали социалистические соревнования. Брали обязательства выполнить столько-то процентов, подписывались под ними.

По факту, конечно, часто это сводилось к формальности. Но так было положено. Рабочий класс просто не может трудиться без соревнований и обязательств.
Сейчас такого не встретишь нигде.

5. «На картошку»

«Что-то я не в том списке. Раньше меня включали не сюда. Бывалоча, к примеру, там в Амстердам, а теперь в деревню Пупырышки».
Так эмоционально Брагин отреагировал на свою отправку в совхоз, на картошку. Куда его, как и прочих работников цеха, послали на два дня.

Практика помощи колхозам и совхозам с осенним сбором урожая картошки, морковки и прочей капусты, была в Советском Союзе повсеместной.
Посылали не только рабочих, но и служащих, и управленцев. А также студентов (этих вообще загоняли на месяц), и даже школьников. Мы, к примеру, каждый сентябрь ездили собирать морковку в ближайший к городу колхоз. Весело было, кстати.
В наши дни я не припоминаю, чтобы кто-то вот так ездил организованно помогать деревне собрать урожай.