"Я не любил советского народа"

На модерации Отложенный

На просторах пока ещё свободного Ютюба до сих пор гуляют видео, где Михаил Ефремов в рамках проекта "Гражданинин поэт" читает стихотворения Орлуши и Быкова. Только это не обычные стихотворения, а то, что на языке филологов называется центоном, а на языке нефилологов - стилизацией или подражанием. Сказать попросту, Быков переделывает стихи поэтов советского периода таким образом, чтобы смысл и некоторые фрагменты текста оригинала накладывались на современные политические реалии.
Среди многого прочего там есть стилизация песни Высоцкого "Я не люблю".

Ефремов исполняет великолепно и сам центон вышел замечательно: его автор Дмитрий Быков берёт быка за рога с первой строки:

Я не любил советского народа...

Уже круто, да? Какой вызов! Правда, ещё каких-то 7 лет назад это вызовом бы не было - но в наше дурное время, когда у энной части общества снова в моде "великий СССР", когда "либерал" звучит как ругательство, а сталинистом быть вовсе не стыдно - эти слова воспринимаются как вызов. Не обязательно разделять политические взгляды Быкова, но любой плевок в сторону толпы не может не вызывать легкого восхищения у индивидуалиста. А если ещё учесть национальность Быкова - а чернь это всегда учитывает - вполне можно представить, какой Дмитрий вызвал огонь на себя. ("Да ты! Да как ты смеешь! На целый народ! Гитлера победили, первый спутник, Гагарин - ты этот народ не любишь, гад? Вали в свой Израиль!")

Я не любил советского народа,
Дискуссий о жидах и колбасе...

Внизу дам ссылку на ролик, кому интересно, услышите стихотворение полностью, а сейчас бы я хотел остановиться именно на этих двух строчках.

Слушая быковское творение, я вдруг вспомнил, что я тоже "не любил советского народа". И о жидах я дискуссии не любил, и о колбасе, но больше всего меня раздражали... разговоры про алкоголь! Дико раздражали. Равно как и сопутствующие этим разговорам гадкие улыбочки, равно как и это гнусное пощёлкивание пальцами по горлу, все эти специфические алкашичьи прихваты, трепетно-ласковые "водочка" и "пивасик", шутки-прибаутки и вирши вроде "ветер дует в спину". Меня от всего этого тошнило.

А в 17 лет я пошёл работать в строительную бригаду, где имел возможность наблюдать такую картину: стоит какому-то выпивохе завести разговор об алкоголе, начать, к примеру, рассказывать о том, как он вчера бухал - все слушатели, все, кто на данный момент находится рядом - словно считают себя обязанными в ответ понимающе заулыбаться и опустить какую-нибудь шуточку. Я такую "обязанность" понять не мог. При этом, нужно сказать, бригада у нас не состояла сплошь из алкашей, многие страсти к алкоголю не питали, были хорошими работниками и порядочными отцами семейств. Но на разговоры бухариков, тем не менее, почему-то улыбались и шутили. Будто, говорю, были обязаны, будто соблюдали правило приличия какое-то. А я смотрел и удивлялся: зачем, почему? Вот я, например,  не реагировал на рассказы алконавтов никак. И ничего от этого не потерял. А что бы они потеряли, если б не реагировали?
Но более всего из обширной алкогольной темы меня в логический тупик загонял пункт "головная боль с похмелья". Психологический парадокс: приди кто-нибудь, скажи, у меня температура 38 и болит голова, реакция людей будет адекватной: кто-то посочувствует вслух, кто-то сделает сочувствующий вид. А скажи, болит голова с похмелюги, сразу начинаются улыбки и шуточки вроде "что, головушка бо-бо?" Вот что это? Почему так? Одна и та же головная боль. Парадокс.

Удивительный феномен советской ментальности! У советских людей было странное отношение к алкоголю - тема алкоголя вызывала у них какие-то странные чувства, которые трудно идентифицировать и трудно выразить словами. Умиление и одобрение присутствовали тут, узнавание и понимание... И весь этот сложный букет чувств выражался через смешок и юмор. Просто-таки, поразительный феномен.

Что это? Никто не задумывался? О чём, в сущности, эмоции: отвинтил пробку и пьёшь. Самое что ни на есть обыденное занятие. И алкоголь на Руси был доступен во все времена. Так о чём эмоции, спрашивается?

Между тем, каких только причудливых "синонимов" не изобрели к слову "выпить". "Врезать", "вмазать", "замахнуть", "опрокинуть", "втетерить", "ужалить" и ещё не один десяток глаголов наберётся, если вспомнить. Почему-то к "попить чаю" столько синонимов нет. Даже алкогольная тара не была оставлена без внимания: "пузырь", "флакон", "флянчик"... продолжите благородный список сами. Тогда как бутылка с молоком иначе как бутылка не называлась. А как трогательно и ласково употреблялись суффиксы: "пивко", "пивцо", "винцо", "винишко". Прошедшее время я употребляю здесь не потому что сейчас эти славные традиции исчезли  - а потому что начало им было положено именно тогда.
Мы привыкли, но по праву-то удивляться нужно. Почему вокруг алкогольной темы образовался целый фольклор?



Более или менее, положим, понятна ситуация с настоящими алкашами, людьми, страдающими алкогольной зависимостью - они таким образом проявляют чувства к предмету своего вожделения. А неалкаши?
По-видимому, ситуация развивалась следующим образом. Со временем алкашей - вкупе с "просто любителями выпить" - в стране победившего пролетариата развелось слишком много и они стали задавать в обществе тон.
Далее своё чёрное дело сделал пресловутый советский конформизм. Советская система сызмальства внедряла в сознание людей: "будь как все", "не высовывайся", "не отрывайся от коллектива", "коллектив важнее личного".
И эти-то заложенные с детства императивы привели к ситуации, когда у человека НЕ ХВАТАЕТ САМОДОСТАТОЧНОСТИ даже на то, чтобы не поддерживать поганые разговоры про бухло - он их поддерживает только потому, что "здесь так принято". И действует конформизм, разумеется, на бессознательном уровне: любого такого "поддерживающего" спроси - он, во-первых, не сразу и поймёт, о чем идёт речь. "Я? Поддерживаю? Чего поддерживаю? Ничего не поддерживаю. А-а, это! Да это я так просто, а что, в чём проблема?" И вам придётся ему объяснять. Но тем не менее, такое отношение к алкоголю в советское время стало частью народной культуры.

И не надо думать, что всё сказанное выше относится лишь к рабочим - данный феномен, как я потом в течение жизни мог наблюдать, в той или иной мере был присущ всем слоям советского общества. Будь ты профессор или лётчик, управдом или милиционер - алкогольный вопрос всех уравнивал. Советский человек в чём угодно быть индивидуальностью и личностью, но отношение к алкоголю у него... В СССР алкоголь можно было порицать и ругать с высоких трибун, но нельзя было говорить о нём недоброжелательно в узком кругу - в этом случае сочтут тебя либо безнадёжным ханжой, притащившим мораль партсобрания в тёплую компанию друзей, либо белой вороной не от мира сего. В любом случае, как "своего парня" тебя не воспримут.

Здесь читатель может решить, что автор данного текста по жизни убеждённый трезвенник, но это не совсем так.
Впервые я алкоголь попробовал лет в 13 и попробовал основательно - "продегустировал" все виды существовавших в то время спиртных напитков, и пиво, и вино, и водку, и коньяк - я был парень любопытный, любил всё новое, любил экспериментировать, мне было интересно прочувствовать настоящее состояние опьянения... Но потом как-то быстро с этим делом тормознул, хватило осторожности - видел вокруг, в кого превращаются пьющие люди. Сыграло свою роль и скептическое отношение к собственной силе воле: столько людей спивается, где гарантия, что я не сопьюсь?

Поэтому алкогольный эксперимент завершился у меня очень скоро и в молодости я не пил - я делал жизнь с товарища Онассиса. Делал деньги, проще говоря. А нагрянувшая затем Перестройка прибавила мне надежд и сил, дала новые возможности. Было не до выпивки. Редкие исключения составляли лишь пиво с друзьями и вино с девушками, да и в тех случаях больше вертел в руках рюмку или бокал, чем пил.
Выпивать я стал себе позволять где-то ближе к сорока, когда основная часть жизненных планов была осуществлена. Сейчас при желании могу и выпить, почему нет. Больше скажу, я частенько устраиваю, как я их называю, "пивные дни": назначаю себе определённый день, затовариваюсь с вечера добрым пивом, не фильтрованным из кег, хорошей рыбкой, фисташками, сухариками и с утра, проводив на работу супругу, не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой смакую пиво, запиваю им солёные вкусняшки, о чём-то размышляю, погружаюсь в себя, извлекаю из глубин своих какие-то мысли, иногда записываю их - для этого у меня наготове стоит включенный компьютер... Очень неплохо провожу время.
Но у меня почему-то никогда - никогда не возникает желания кому-то об этом рассказывать. О моей приятной традиции знает лишь моя благоверная... ну, читателям  рассказал, вот,  вынужденно. Даже когда друзья-знакомые спрашивают, чем занимался вчера, говорю "отдыхал", и без всяких подробностей. И тем более не возникает желания на эту тему улыбаться и шутить, и уж ни в коем разе - поддерживать чьи-то разговоры про бухло.
Видно, не советский человек я. Совсем не советский.

* * *

Где-то с полгода, что ли, назад я из чувства ностальгии купил у себя во дворе в магазине газировку "Буратино" в "той самой" стеклянной бутылке и с "той самой" этикеткой. Направляюсь в сторону своего подъезда, несу бутылку в руке. Навстречу мне сосед, мужик лет 70, потомственный совок, ходит на мероприятия КПРФ. Газировку мою увидал, как-то оживился сразу, обнажил в лучезарной улыбке все пять оставшихся гнилых зубов и: "пузырёк-то надо было покрепче взять". И громко хихикнул.

Хы! Пузырёк-то надо было мне покрепче взять. Нет, я не любил советского народа!

* * *

Вот обещанная ссылка на видео: https://youtu.be/Mpr7TTRYTuY . Почти 2 миллиона просмотров, 27 тысяч лайков, 2 тысячи дизлайков.


24.09.2021г. Т.Тамирхан