Военные корабли – в обмен на пепси-колу: позорные соглашения СССР
На модерации
Отложенный
Американский гигант безалкогольных напитков Pepsi появился в СССР в нач. 1970-х гг. Это был первый капиталистический продукт на коммунистическом рынке. В то время соперничество между Союзом и США было огромным, поэтому даже удивительно, как американской компании по производству безалкогольных напитков удалось продвинуться на рынок, управляемый плановой экономикой...
Кто-то может сказать, что это была вынужденная потребность. Да нет! Это просто традиция такая...
Наверное, многие слышали шокирующую историю, как в 1920-х годах Сталин так увлекся тракторами, что выменял на них уникальное культурное наследие... Но где большевики, а где культура? И это было только начало...
САМУЮ СТАРУЮ В МИРЕ БИБЛИЮ – В ОБМЕН НА СПИЧКИ
В 1927 г. "вождь" СССР Сталин объявил курс на индустриализацию. Но промышленный скачок требовал валюты. Много валюты. Поэтому за границу начали продавать все: мех, золото, зерно, нефть, лес. Но денег на амбициозные планы все равно не хватало.
Тогда Сталин вспомнил об огромных богатствах музеев, галерей и частных коллекций русских царей и коммерсантов. Полуграмотная большевистская верхушка, имевшая по нескольку тюремных сроков за плечами, к шедеврам искусства была равнодушна. Поэтому на XV съезде партии, который состоялся в том же 1927 г., не колеблясь, постановили: уникальные картины и скульптуры, редкие книги и старинные иконы немедленно пустить с молотка. А сбывать антиквариат хозяин Кремля решил... идейным врагам – капиталистам Запада.
На продажу отобрали почти 3 тысячи картин, 59 из которых считались шедеврами мирового значения. Советские чиновники действовали крайне непрофессионально. Они не учли одну деталь: массовая распродажа антиквариата привела к его обесцениванию – цена упала в среднем в 8 раз. Поэтому второй Берлинский аукцион не покрыл даже аванса, заплаченного немецким властям за его проведение.
Осенью 1929 года, после обвала на Нью-Йоркской фондовой бирже, мир охватил финансовый кризис. Чтобы не обанкротиться, большинство стран вынужденно запретили импорт товаров. Цены на товары искусства тоже достигли дна. Но большевики об этом не беспокоились и продолжали распродажу культурного наследия за копейки.
Впоследствии уникальные музейные экспонаты начали использовать как взятку. Так, более чем 20-ю картинами Эрмитажа, среди которых "Поклонение волхвов" Боттичелли (1475), "Благовещение" Яна ван Эйка (1434), "Святой Георгий-победоносец" Рафаэля (ок. 1506), Сталин "поблагодарил" министра финансов США Эндрю Меллона за его старания в снятии эмбарго на советский марганец и спички.
"ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ" БОТИЧЕЛЛИ Фото: відкриті джерела
"БЛАГОВЕЩЕНИЕ" ЯН ВАН ЭЙК Фото: відкриті джерела
"ГЕОРГИЙ-ЗМЕЕБОРЕЦ", РАФАЭЛЬ Фото: відкриті джерела
В 1933 г. торговлю шедеврами СССР прекратил. Но не из-за осознания потерь. Просто цены на произведения искусства рухнули окончательно, а в Германии, где СССР имел постоянную аукционную площадку, к власти пришел Гитлер – и распорядился все торги с участием иностранцев запретить. Как бы иронично ни звучало, но именно это спасло "недобитые" большевиками художественные фонды. Тем не менее, более 150 уникальных произведений искусства – полотна Рембрандта, Рафаэля, Рубенса, Тициана, старинный Синайский кодекс (старейшее в мире издание Библии – прибл. IV ст. н. э.), бриллиантовая комната с наследственными ювелирными богатствами царской семьи – были вывезены навсегда. А средства, вырученные от сумасшедшей распродажи, составили... менее 1% от нужных на индустриализацию.
Синайский кодекс, фрагмент, около 4 в. н. э. codexsinaiticus.org
Но история эта не закончилась.
В 2017 году комиссия Минкультуры России обвинила музей Эрмитаж в незаконном распространении информации о продаже предметов искусства в 1920–1930-х гг. Тогда старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Алексей Ларионов сообщил, что в музей наведалась проверочная комиссия, которая формально принадлежала к Минкульту, но, говорят, "там были преимущественно представители другого ведомства".
После проверки музей обвинили в незаконной публикации секретных документов – серии сборников архивных материалов Эрмитажа, в которых речь идет об аукционах по продаже произведений искусства советской властью. Всего Эрмитаж выпустил 8 книг этой серии.
"Книги теперь запрещены к продаже, изъяты из книжных киосков (они продавались только в Эрмитаже), на них не разрешено ссылаться, а очередной, подготовленный уже к печати, том с документами за 1932–1933 гг. запрещен к изданию", – сообщил Ларионов.
Архивные материалы Эрмитажа, которые легли в основу книг, изъяты из музея, сложены в коробки, опечатаны и вывезены. Ларионов добавил, что аналогичная "спецоперация" прошла в Музее им. Пушкина и Историческом музее:
"Там, говорят, доходило до вырезания и изъятия отдельных страниц из сброшюрованных дел".
"Какой смысл заново засекречивать факты, которые давно стали общеизвестными? Что толку изымать из продажи книги, которые свободно продавались годами, разошлись по библиотекам, частично даже опубликованы в Интернете? И размышлять, что за этим стоит – бюрократическое безумие или параноидальное стремление переписать историю? Так или иначе, сам факт административного запрета на продажу изданных книг и конфискации документов в государственных архивах, мне кажется, не имеет прецедентов в нашей новейшей истории", – отмечал ученый.
ГЕНДИРЕКТОР PEPSI – СОВЕТНИКУ ДЖ. БУША: "МЫ РАЗОРУЖАЕМ СССР БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ВЫ"
Если пылкие защитники "совка" еще могли бы оправдывать предыдущую историю "отчаянной ситуацией", "голодными годами" и "лишь бы накормить людей" (о последнем, кстати, большевики вообще не переживали), то история, приведенная ниже, не вписывается ни в какие из этих рамок.
15 лет прошло после окончания войны. Эпоха "оттепели".
История продаж Pepsi на территории СССР началась в 1959 г., когда тогдашний президент США Ричард Никсон посетил Советский Союз, а именно Американскую национальную выставку в Москве, и встретился с Никитой Хрущевым. Эта выставка была организована для популяризации американского искусства, моды, автомобилей и капитализма. Среди многих вещей там был представлен целый модельный американский дом, наполненный всяческими удобствами и средствами отдыха – в частности стиральной машиной, пылесосом, цветным телевидением. Именно там, стоя в макете американской кухни, лидеры стран горячо рассуждали о преимуществах и недостатках коммунизма и капитализма.
Американская национальная выставка в Москве 1959. National archive
"Вы планируете опередить нас, в частности в производстве товаров народного потребления. Если есть цель сделать все самое лучшее как для наших народов, так и для людей во всем мире, должен быть свободный обмен мнениями", – сказал Никсон Хрущеву.
Американская национальная выставка в Москве 1959. National archive
Позже он повел Хрущева к будке, где раздавали Pepsi, и дал советскому генсеку стакан газированного сладкого напитка, которого тот никогда прежде не пробовал.
Будка Pepsi имела две версии напитка – из американской воды и из российской. Хрущев, конечно, заявил, что напиток из российской воды явно замечательный и "достаточно освежающий". Когда Хрущев выпивал, он настаивал, чтобы все остальные вокруг него тоже принимали сладкий напиток, а фотографы, окружавшие небольшую группу, вспыхивали фотокамерами.
Никакие рекламные расходы, пожалуй, не смогли бы придать Pepsi такой популярности, как эти фотографии, опубликованные в Америке и СССР.
Хрущев впервые в жизни пьет американскую пепси-колу. park.sokolniki.com
Ответственный за международную деятельность компании Pepsi Дональд Кендалл действительно сыграл немалую роль в событиях 1959 г. В конце концов, то, что Никсон подвел Хрущева к стойке Pepsi, а Кендалл дал советскому лидеру напиток в руки, не было ни импровизацией, ни случайностью. Это была идея Кенделла, как и участие Pepsi в выставке, вопреки желанию его начальства, – ведь то считало, что попытка продать американский продукт коммунистической стране лишь потратит силы и деньги. Накануне вечером Кендалл встретился с Никсоном и предложил ему "дать пепси в руку Хрущева".
Тринадцать лет спустя, в 1972-м, Кендалл заключил эксклюзивное соглашение с СССР – его продукт в порядке исключения должен был зайти на коммунистический рынок. Однако была проблема: советский рубль ничего не стоил вне Союза, поскольку не функционировал как настоящая валюта в рыночной экономике, а больше напоминал жетоны или ваучеры компаний. Дело в том, что стоимость рубля определялась правительством, а не рынком, как во всем цивилизованном мире. В конце концов, Кендаллу пришлось прибегнуть к альтернативному способу оплаты – старой доброй системе бартера.
Дональд Кендалл, гендиректор Pepsi
Было решено, что в обмен на производство и продажу своего продукта в Советском Союзе Pepsi получит эксклюзивные права на распространение водки "Столичная" в США. Компания будет получать прибыль только от продажи водки в США. При этом ни на какую выгоду от продажи напитка Pepsi в СССР компания не претендовала.
Рынок Pepsi стремительно шел вверх, к концу 1980-х гг. в Союзе компания имела более 20 фабрик по разливу. Россияне выпивали миллиард порций в год – гораздо больше, чем американцы водки "Столичная". Поскольку американский водочный рынок был ограничен, Кендалл начал искать другие советские продукты, на которые можно было бы обменять продукцию Pepsi.
"Как насчет выведенных из эксплуатации военных кораблей?" – предложил Советский Союз.
Поэтому в 1989-м Кендалл подписал новое соглашение, согласно которому "советы" передали PepsiCo целую армаду – 17 подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец. Некоторые даже шутили, что Pepsi владела шестым по размеру флотом в мире. Впрочем, эти суда вряд ли были достойными моря. Pepsi быстро продала их на металлолом – заработав на каждой подводной лодке $150 000.
"Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы", – как-то сказал Кендалл Бренту Скоукрофту, советнику президента Дж. Буша по вопросам национальной безопасности.
В следующем году PepsiCo подписала с СССР соглашение на сумму 3 млрд долларов. В качестве оплаты Советский Союз должен был построить по меньшей мере 10 кораблей, преимущественно нефтяных танкеров, которые были бы проданы или арендованы компанией PepsiCo на международном рынке. Сделка помогла бы вдвое увеличить продажу PepsiCo своего сладкого напитка в России – почти до 1 млрд долларов. Но еще через год – в 1991-м – потерпел крах Советский Союз, а с ним утратило свою силу и описанное соглашение.
—
Опубликовано в издании 5.ua
Комментарии