Масонские общества при советской власти

На модерации Отложенный

Масонские общества при советской власти

Одним из наиболее устойчивых суеверий является убеждённость людей в том, что государствами мира управляют Тайные общества, среди которых первую скрипку играют масоны. Россия, в которой после 1991 года масонские ложи расцвели пышным цветом, не является исключением из правил. В то же время было бы интересно узнать, каким образом обстояли дела с некогда всесильными масонскими ложами во времена СССР.

Конкуренция - вещь жестокая

Однажды, общаясь с известным историком тайных обществ мира Андреем Синельниковым, подробно изучавшим историю масонства в нашей стране, автор этой статьи поинтересовался, действительно ли членство в подобных организациях было настолько сильно распространено в Российской империи. Ответ исследователя не только удивил, но и обескуражил. По словам Андрея Зиновьевича, в предреволюционные годы практически вся элита нашей страны состояла в тех или иных тайных организациях и орденах. Оставаться вне этого процесса для аристократа, промышленника или купца было просто стыдно.
Впрочем, масоны были не единственной организацией, в которую входила элита государства. К этой структуре больше тяготели аристократы и дворяне, в то время как промышленники или купцы предпочитали вступать в различные православные секты старообрядческого толка. Разумеется, с приходом к власти большевиков ситуация, с одной стороны, должна была в корне измениться, а с другой — огромное количество членов различных тайных обществ, и масонов в том числе, не могли в один момент бесследно исчезнуть с территории страны.
Вместе с тем руководство большевиков неоднократно само заигрывало с оккультными учениями, перенося их атрибутику на государственные символы СССР. Хорошо известно, что Мавзолей Ленина является зиккуратом — ступенчатой пирамидой Вавилона, которая у древних жрецов использовалась в оккультных целях. Сегодня стали забывать, но при создании ордена Красной Звезды большевики предполагали изобразить перевёрнутую пятиконечную звезду — в виде дьявольской пентаграммы. Впрочем, и в её сегодняшнем виде эта звезда является мистическим символом Марса — бога войны. Неудивительно, что советская армия, как и сегодня российская, считаются одними из лучших в мире.
Приведённые примеры более чем положительного отношения большевиков к тайным учениям можно продолжать очень долго. Однако при этом необходимо признать, что конкуренции в этом вопросе советские руководители терпеть бы не стали. Всем тайным обществам после октября 1917 года продолжать свою работу на территории Красной России было крайне опасно. Но и применять излишнее насилие к ним советские вожди не планировали. Первыми страну покинули видные старообрядцы, в своё время спонсировавшие революции 1905 и 1917 годов, чьи представители составляли основу Временного правительства. Звучит невероятно, но большевики не только дали старообрядцам вывезти все свои капиталы из страны, но и использовали бывших купцов и промышленников для поставки в страну различных товаров во время блокады западными правительствами молодой советской республики. Масонов сильно не притесняли, но, учитывая тот факт, что их основу составляли чуждые новой власти бывшие дворяне, им дали понять, что в стране представителей этого тайного общества видеть не желают. Многие масоны покинули СССР, но были и те, кто остался. Их судьба в Советской России сложилась достаточно своеобразно.

Возьмите в попутчики

Звучит невероятно, но если во времена Российской империи масоны, которых власти не любили, но терпели, выступали против самодержавия, то к советской власти члены организации отнеслись с симпатией. С одной стороны, сказывался страх возможного силового уничтожения членов тайной (хотя было бы правильнее сказать — закрытой) организации. С другой стороны, идеи масонства и большевиков были близки друг другу. Неудивительно, что в первые годы существования СССР различные ордена масонского типа предложили властям свою искреннюю преданность и сотрудничество. Однако большевики на это не согласились. Как ни крути, всё-таки конкуренты!
Однако самые удивительные события произошли в 1920-е годы. Репрессии во время сражения за власть И.В. Сталина против старых ленинцев затронули и масонов. Появились первые уголовные дела против членов этой организации и её различных орденских структур. До сих пор информация по этим процессам носит закрытый характер, однако Андрей Синельников в своей нашумевшей книге «Интервью с масоном» приводит детали этой стороны жизни масонской организации. Наиболее подробно Андрей Зиновьевич описывает так называемое «дело Тамплиеров» под номером 103514, как нельзя лучше характеризующее жизнь масонов в СССР. В 1936 году оно насчитывало девять толстых томов. Примечательно, что его, судя по пометкам на титульном листе, тщательно изучали в 1937-1938 годах, а затем в 1941 году. Возможно, проверяли, верное ли суд принял решение.

Тамплиеры против большевиков

В тексте обвинительного приговора помощник начальника 1-го Отделения Секретного отдела ОГПУ Э.Р. Кирре указывал, что обвиняемые по этому делу до ареста входили в состав анархически-мистической организации «Орден Света». Её структура и цели, по словам обвинителя, были просто ужасными. Возглавлял организацию, являвшуюся ветвью древнего рыцарского ордена, Командор. Под его руководством в стране действовали некие тайные кружки, в которых изучалась мистическая литература, а также готовился заговор против советской власти, являвшейся, по мнению членов ордена, Иальдобаофом — воплощением сатаны. Далее следовало описание крамольных действий членов «Ордена Света», якобы подрывавших советский строй. По словам государственного обвинителя, члены кружков мешали работе советских учреждений, а также активно вредили колхозникам и рабочим посредством… евангелических бесед.

Действительно, собираясь вместе, члены «Ордена Света» пересказывали друг другу Евангелие, анализируя с точки зрения данных текстов окружающую их действительность.
Параллельно в Москве действовало ещё несколько организаций подобного толка: «Храм Искусств», включавший артистов и творческую интеллигенцию, а также «Орден тамплиеров и розенкрейцеров». При этом символично отметить, что приговор арестованным выносила закрытая коллегия ОГПУ, в которую входили известные мистики из числа большевиков: С.А. Мессинг (однофамилец Вольфа Мессинга), Г.И. Бокий и А.И. Кауль. Приговор оккультистам оказался достаточно мягким — по нескольку лет лагерей, тогда как старых ленинцев за подобные обвинения, как правило, расстреливали. Тем не менее с позиций сегодняшних реалий тогдашних представителей масонских структур можно лишь пожалеть.
Однако и у большевиков были свои доводы, чтобы покончить с масонами раз и навсегда. Дело в том, что подобные ложи и ордена возникали в первые годы советской власти как грибы после дождя, попав даже в сатирический роман «12 стульев». Сцена создания Остапом Бендером тайного общества «Союз Меча и Орала» вполне было в духе тех лет.
Известно по крайней мере восемь крупнейших тайных обществ, действовавших в 1920-1930-е годы в СССР: «Орден мартинистов», «Орден Святого Грааля», «Русское автономное масонство», «Воскресенье», «Братство истинного служения», «Орден Духа» и уже упомянутые «Орден Света» и «Орден тамплиеров и розенкрейцеров».

Сетевое масонство

Наиболее влиятельной в раннем СССР масонской организацией являлся «Орден мартинистов». В его главе находился бывший барон Григорий Оттович. Мебес. Примечательно, что именно с биографии этого человека М.А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» писал барона Майгеля. Впрочем, в реальности Мебес был типичным представителем интеллигенции тех лет. До революции днём он читал лекции в Пажеском и Николаевском пажеском корпусах, а вечерами устраивал с членами ордена чтения оккультной литературы. Благополучно пережив 1917 год, этот орден продолжал функционировать и дальше. в нём состояли бухгалтеры, юристы, студенты и даже домохозяйки. Причём, если бы не банальное предательство, орден мог бы функционировать и дальше. В 1918 году в его члены вступил некто Борис Астромов. Спустя год обаятельный молодой человек настолько втёрся в доверие к Мебесу, что тот назначил его генеральным секретарём ордена. Поговаривали, что тому причиной гипнотические способности Астромова. К счастью, вскоре руководитель ордена разочаровался в своём протеже и снял его с высокой должности. Но это не остановило авантюриста: он тут же открыл свою собственную масонскую ложу «Три северные звезды», а также несколько её ответвлений в Ленинграде: «Пылающий лев», «Дельфин» и «Золотой колос».
Апогеем деятельности Бориса Астромова стала организация «Автономного русского масонства». При этом создатель новых организаций понимал, что без помощи властей ему не обойтись. В 1925 году Борис Астромов по своей инициативе пришёл в ОГПУ с полным досье на большинство членов тайных обществ Ленинграда с паролями и явками. Взамен авантюрист просил немного валюты и возможность выезда из страны. Чекисты предложение Астромова приняли, но разрешение на выезд не дали.
Вскоре тот, развивая установившиеся контакты, написал большую записку о развитии масонского движения в СССР тех лет. Причём в документе он писал, что масоны являются друзьями советской власти и она напрасно отказывается от их помощи. При этом Астромов логично подчёркивал, что коммунизм, как и масонские ордена, призывает к всеобщему братству и установлению в мире социальной справедливости.
Однако у большевиков, как известно, не было союзников, а существовали только попутчики. В то же время чекисты были людьми умными и отлично понимали, что единственной целью Бориса Астромова является не столько организация помощи масонским орденам, сколько получение официальной государственной поддержки возглавляемого им «Автономного русского масонства» и выезд за рубеж. Вскоре товарищи с Лубянки поняли, что их агент не пользуется у масонских орденов авторитетом, считаясь авантюристом, и потеряли к нему всякий интерес. Осенью 16 ноября 1925 года ложа, возглавляемая Астромовым, была закрыта, а её руководитель 30 января 1926 года арестован. Неудивительно, что начались аресты ленинградских масонов. В первую очередь чекисты взяли Мебеса с супругой. В отличие от Бориса Астромова, его бывший шеф держался стойко и не выдал никого из адептов ордена. Увы, это не помогло. Вскоре практически все члены «Русского автономного масонства» и «Ордена мартинистов» оказались на скамье подсудимых. Во время обысков чекисты находили книги, масонские значки, мечи, шпаги, плащи и даже самый настоящий масонский алтарь.

Мягкий приговор

Суд над руководителями масонских лож и орденов состоялся 20 мая 1926 года. В ходе Особого совещания Президиума коллегии ОГПУ 18 июня 1926 года руководителям и членам тайных организаций были предъявлены официальные обвинения. Самое смешное, что во время процесса советские власти всерьёз опасались беспорядков. Как ни странно, но за обвинения в антисоветском заговоре никого не расстреляли. Больше всех дали Борису Астромову, получившему три года лагерей, тогда как рядовые масоны были лишь высланы из Ленинграда на периферию на те же злополучные три года. На этом официальная история масонских лож в СССР закончилась. Их полноценное возрождение произошло лишь после 1991 года.

Д.Соколов